Сегодня на особом контроле руководителей финансовых органов регионов находятся вопросы обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетов, а также проведение ответственной долговой политики.
О том, как решаются задачи по снижению долговой нагрузки в Брянской области, рассказала заместитель губернатора региона Галина Васильевна ПЕТУШКОВА.
— Галина Васильевна, на протяжении трех лет вы являетесь заместителем губернатора области, отвечаете за экономическую и финансовую составляющие региона. Одновременно руководите региональным департаментом финансов. Расскажите, пожалуйста, с какими проблемами в организации бюджетного процесса вам пришлось столкнуться? На решении каких задач вы сосредоточили свое внимание в первую очередь?
— В определенный период Брянская область столкнулась с трудностями, связанными со значительным объемом накопленного государственного долга. На 1 января 2015 года фактическая его величина составляла 11,5 миллиарда рублей, или 58,8 процента от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. По итогам 2014 года в структуре государственного долга Брянской области была самая большая среди субъектов Центрального федерального округа доля банковских заимствований. Только за 2014 год объем государственного долга возрос на 1,8 миллиарда рублей, в том числе по коммерческим кредитам — на 0,7 миллиарда. Был долг в объеме 155 миллионов рублей по долгосрочным государственным гарантиям со сроком исполнения 15 лет с обеспечением исполнения обязательств в иностранной валюте. В периоды резкого роста курса доллара указанный долг увеличивался на сумму курсовой разницы несоразмерно платежам по его погашению.
Вопрос снижения государственного долга и расходов на его обслуживание в тот момент стоял очень остро. Александр Васильевич Богомаз, назначенный Президентом России 9 сентября 2014 года исполняющим обязанности губернатора Брянской области, обозначил долговую политику одним из приоритетных направлений региональной финансовой политики. Сегодня актуальность задачи, направленной на снижение долговой нагрузки регионального бюджета и эффективное управление государственным долгом, становится очевидной для большинства регионов России.
— Ясно, что в сложившейся ситуации региональная долговая политика требовала совершенствования. Какие меры были разработаны для достижения положительных результатов?
— За прошедшие несколько лет государственный внутренний долг Брянской области был значительно уменьшен, оптимизирована его структура, сокращены расходы на его обслуживание. В исполнение утвержденной губернатором Брянской области программы действий по преодолению последствий кризиса была проведена работа по инвентаризации расходных полномочий областного бюджета, мероприятия по наращиванию налогового потенциала.
При поддержке Министерства финансов РФ уже в 2015 году был значительно, до 3,2 миллиарда рублей, увеличен объем привлечения федеральных бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения ранее накопленных долговых обязательств с процентной ставкой 0,1 процента годовых. В результате улучшилась структура долга и сократились расходы на его обслуживание. Доля коммерческих кредитов в общем объеме государственного долга снизилась с 76 до 65 процентов. Сэкономленные по итогам 2015 года средства на обслуживание долга в объеме 34,1 миллиона рублей были направлены на решение социальных задач региона.
Оптимизация структуры долга и удешевление стоимости заимствований продолжились и в 2016 году. Коммерческие кредиты в объеме 4,2 миллиарда рублей были замещены бюджетными. Рост поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 22,4 процента к уровню 2015 года позволил досрочно погасить коммерческие кредиты и сэкономить расходы на обслуживании долговых обязательств в сумме 319,4 миллиона рублей.
Также в 2016 году губернатор принял решение о досрочном гашении долга перед Минфином России по государственной гарантии Брянской области. В итоге на 1 января 2017 года весь остаток долга по гарантии был погашен на два года раньше установленного срока. Кроме того, на региональном уровне установлен мораторий на предоставление государственных гарантий Брянской области.
Но переломным в нашей долговой политике стал 2017 год. В течение одного этого года государственный долг был снижен на 1,24 миллиарда рублей. Его доля к налоговым и неналоговым доходам областного бюджета за 2016–2017 годы сократилась более чем на 20 процентов и на 1 января 2018 года составила 47 процентов, что позволяет отнести Брянскую область к группе регионов с высокой долговой устойчивостью.
Положительная динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов сохранилась и в 2017 году, темп роста составил 106,9 процента. Также использовались временно свободные остатки средств на счетах государственных бюджетных и автономных учреждений, проводилась работа с коммерческими банками по снижению процентных ставок по ранее заключенным государственным контрактам, привлекались дешевые казначейские кредиты для погашения кредитов коммерческих банков. Эти мероприятия позволили досрочно погасить коммерческие кредиты и сэкономить расходы на обслуживание долговых обязательств уже в объеме 343,5 миллиона рублей, это более 50 процентов объема запланированных расходов на обслуживание долга. Сэкономленные средства были направлены на социально значимые расходы.
В итоге в совокупности за указанные периоды с учетом результатов проведенной реструктуризации текущего года экономия бюджетных средств по процентным платежам составляет почти миллиард рублей.
— Как вы оцениваете перспективы текущего года? Какие-то меры уже приняты для дальнейшего снижения долговой нагрузки на бюджет региона?
— Работа по снижению государственного долга продолжена и в 2018 году. С целью досрочного погашения долга областной бюджет уже с 2017 года формируется с профицитом, на 2018 год его размер составил 300 миллионов рублей.
В продолжение проводимых Правительством Брянской области мероприятий по погашению накопленных в период до 2015 года долговых обязательств за счет остатков средств областного бюджета на 1 января 2018 года в начале текущего года досрочно погашен долг по коммерческим кредитам в объеме 1,1 миллиарда рублей, с плановым сроком гашения в декабре 2018 года. Данная мера позволила снизить плановые показатели привлечения кредитов кредитных организаций на 1,1 миллиарда рублей и сократить объем государственного долга до 40,5 процента по отношению к доходам областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
В заключение хочу подчеркнуть, что значительные размеры государственного долга и расходов на его обслуживание, неблагоприятная структура долга с высокой долей коммерческих кредитов в предыдущие годы заставили нас не только искать первопричины возникновения подобной ситуации, но и проводить мероприятия по эффективному управлению государственным долгом. При поддержке Минфина России нам понадобилось более трех лет на то, чтобы, применяя взвешенные управленческие подходы к осуществлению любого рода заимствований, решить финансовые проблемы, связанные с накопленными долговыми обязательствами по коммерческим кредитам, изменить структуру долга в пользу бюджетных кредитов, сократить объем заимствований и расходы на их обслуживание.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА
Расширенное совещание Департамента финансов Брянской области «Итоги исполнения консолидированного бюджета Брянской области в 2017 году и задачи органов государственной власти Брянской области, органов местного самоуправления на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»