Александр Алексеевич ПШЕНИЧНИКОВ, заместитель директора Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Минфина России
На сегодняшний день ограночные предприятия Российской Федерации при осуществлении своей деятельности сталкиваются с определенными проблемами. В рамках реализации поручений Правительства РФ Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями разработал План мероприятий (дорожная карта) по развитию алмазогранильной отрасли, который был утвержден в октябре 2017 года.
Дорожная карта по развитию отрасли
Дорожная карта по развитию алмазогранильной отрасли состоит из целого ряда мероприятий, направленных на всестороннюю ее поддержку, привлечение инвестиций, устранение существующих административных барьеров, формирование кадрового потенциала для гранильной отрасли и привлечение молодых квалифицированных специалистов в алмазогранильную отрасль. Стоит отметить ряд мероприятий дорожной карты, которые имеют особую значимость как для предприятий, осуществляющих ограночную деятельность, так и для развития алмазогранильной отрасли РФ в целом.
В первую очередь завершается подготовка пакета документов для направления в Правительство РФ, которые предполагают изменения в НК РФ, регламентирующие установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость для операций по реализации необработанных алмазов на внутреннем рынке. Принятие законопроекта будет являться одной из действенных мер государства, направленной на сохранение алмазообрабатывающей отрасли. Сейчас для уплаты НДС на алмазное сырье ограночные предприятия вынуждены использовать дополнительные финансовые ресурсы, что приводит к снижению рентабельности производства и отказу от обработки значительного объема алмазного сырья. В качестве дополнительной меры, направленной на поддержку и развитие алмазогранильной отрасли, Минфин России рассматривает возможность установления нулевой ставки налога на добавленную стоимость и для операций по реализации бриллиантов. Но окончательное решение по этому вопросу еще не принято.
Кроме того, к важнейшим мероприятиям, предусмотренным дорожной картой, следует отнести:
внесение изменений в сбытовую политику АК «АЛРОСА», предусматривающих выделение дополнительного объема алмазного сырья российским гранильным предприятиям под обязательства производить бриллианты на территории РФ;
увеличение времени предоставления отсрочки по оплате приобретаемого алмазного сырья для алмазообрабатывающих предприятий РФ;
расширение списка банков с 22 до 56, гарантии которых принимаются в качестве обеспечительных мер при предоставлении отсрочки по оплате приобретаемого алмазного сырья.
В рамках реализации дорожной карты успешно проводится работа по привлечению потенциальных инвесторов, а также работа, направленная на расширение двустороннего взаимодействия с потенциальными международными стратегическими партнерами по проведению совместной маркетинговой политики продвижения бриллиантов, произведенных в Российской Федерации, открытию представительства международного признаваемого центра сертификации драгоценных камней в России. В частности, на полях предстоящей межсессионной встречи Кимберлийского процесса (КП) в Антверпене запланировано подписание меморандума о взаимопонимании между Министерством финансов РФ и ведущим европейским учреждением в области сертификации бриллиантов — HRD Antwerp NV — по вопросу открытия представительства компании на территории нашей страны с целью проведения сертификации бриллиантов по российским и международным стандартам.
Несмотря на то что определенные шаги по поддержке алмазогранильной отрасли уже сделаны, работа по реализации дорожной карты активно ведется, появляются новые предложения по ее развитию. Так, например, сегодня на повестке дня — обсуждение возможных подходов к повышению доступности алмазного сырья для малых и средних алмазообрабатывающих предприятий, комплекса мер по защите российского рынка от проникновения синтетических камней и использования их под видом драгоценных и по повышению конкурентоспособности отечественного производителя как внутри страны, так и за рубежом.
В рамках Кимберлийского процесса
Российская Федерация представлена во всех рабочих органах КП и является председателем ее Комитета по правилам и процедурам (КПП), а Министерство финансов РФ — тот орган исполнительной власти, который представляет интересы России в КП. Занимая лидирующие позиции в мире как по объему производства алмазов в физическом выражении, так и по стоимости добытых алмазов, Российская Федерация играет важную роль в КП, а проводимая в рамках процесса работа способствует развитию и укреплению национального законодательства в сфере контроля над оборотом необработанных алмазов, в том числе с учетом применения лучших зарубежных практик, подразумевающих необходимость отслеживания общего движения драгоценных камней.
За время участия Российской Федерации в КП был реализован ряд важнейших задач:
в 2013 году в России был проведен Обзорный визит КП, по результатам которого принятая в нашей стране система контроля за необработанными алмазами рекомендована остальным участникам КП в качестве наилучшей практики реализации Схемы сертификации Кимберлийского процесса;
в 2012—2014 годах оказана поддержка Республики Казахстан по вступлению в КП и Республике Беларусь — в состав полноправных членов Комитета по правилам и процедурам Кимберлийского процесса. Кроме того, так как с 2015 года Республика Кыргызстан присоединилась к ЕАЭС, но не является страной — участником КП, существует необходимость введения республики в процесс для избежания негативных последствий в части перемещения необработанных природных алмазов между государствами — участниками ЕАЭС. В настоящее время Киргизии оказывается поддержка по вступлению в КП;
в 2008–2015 годах обеспечивалась поддержка по защите интересов в КП стратегического партнера Российской Федерации — Республики Венесуэла;
под руководством Российской Федерации в КПП было разработано и согласовано более 25 актов, которые на каждодневной основе обеспечивают его работу.
Многолетнее руководство Российской Федерации Комитетом по разработке и принятию правил и процедур, а также активное участие в других рабочих органах КП позволяет нам существенно влиять на форму и направления развития КП, отстаивать интересы российской алмазно-бриллиантовой отрасли в целом.
Вместе с тем динамично развивающаяся национальная алмазодобывающая отрасль и расширяющаяся география международной деятельности российского алмазного бизнеса диктуют нам необходимость проводить все более инициативную линию в КП. В соответствии с итоговым Коммюнике Пленарной сессии в Брисбене (Австралия, декабрь 2017 года) согласно требованиям Схемы сертификации Кимберлийского процесса (ССКП) на август 2018 года запланирован Обзорный визит группы экспертов Кимберлийского процесса в Российскую Федерацию. В рамках Обзорного визита предполагается посещение специализированных таможенных постов, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Москве, а также Евразийского алмазного центра и Гохрана России. Это запланировано для ознакомления с организацией обеспечения требований ССКП при экспорте/импорте необработанных природных алмазов (в том числе с порядком оформления), а также системой государственного регулирования и контроля операций с необработанными природными алмазами и процедурами сбора и анализа статистических данных КП. Кроме того, в рамках Обзорного визита планируется подробно освятить деятельность АК «АЛРОСА» по имплементации ССКП, а также рассказать об особенностях контроля качества добычи, учета, первичной классификации и оценки необработанных алмазов. Эксперты посетят Единую сбытовую организацию АК «АЛРОСА» и ознакомятся с процедурами приемки, сортировки, контроля, реализации алмазного сырья и учета сделок на внутреннем и внешнем рынках.
Россию — на пост председателя
В рамках проводимой политики укрепления позиций Российской Федерации в алмазно-бриллиантовой отрасли принято решение о выдвижении кандидатуры Российской Федерации в 2019 году на пост вице-председателя, а в 2020 году — на пост председателя КП. Необходимо отметить, что Россия уже являлась председателем КП на этапе его становления в 2005 году.
Таким образом, КП представляет собой международную организацию, обязывающую государства осуществлять контроль над оборотом необработанных алмазов. В настоящее время Кимберлийский процесс вступил в период реформирования, пересмотра его основного мандата и возможного включения в него в том числе вопросов, связанных с оборотом бриллиантов и синтетических камней, что в свою очередь будет способствовать расширению спектра задач в рамках укрепления КП и повышения эффективности его работы.
Активное участие Российской Федерации в КП позволяет уверенно отстаивать интересы российской алмазно-бриллиантовой промышленности как в Кимберлийском процессе, так и в целом в данном секторе мировой экономики.
Справка «Бюджета»
Кимберлийский процесс — это постоянно действующая межгосударственная конференция, созданная под эгидой ООН и возглавляемая правительствами государств-участников. КП является неким консультационным механизмом, действующим при поддержке промышленности и гражданского общества, цель действия которого — исключение из международной торговли алмазов из зон конфликтов («конфликтных» алмазов) в рамках реализации схемы сертификации КП.
На сегодняшний день КП является основной мировой площадкой по регулированию оборота необработанных природных алмазов и насчитывает более 80 стран-участников. В рамках процесса обеспечивается контроль экспортно-импортных операций, покрывающих до 99% объема мирового оборота алмазов. Во многом благодаря КП был положен конец гражданским войнам в Анголе, Конго и Сьерра-Леоне.