Версия для печати 1597 Материалы по теме
СРГ — смена приоритетов

Союз российских городов (СРГ) — одно из старейших объединений муниципалитетов в стране, в этом году ему исполняется 27 лет. Задумывался он как союз столиц российских регионов и во времена расцвета муниципального движения играл заметную роль в выработке законодательства, касающегося МCУ. В чем сейчас видит свою миссию СРГ, какие трансформации произошли в формате его работы, а также о перечне актуальных тем нам рассказала Александра Витальевна ИГНАТЬЕВА, генеральный директор Союза, глава муниципального округа Текстильщики (г. Москва).

— Александра Витальевна, главной целью создания всех объединений муниципалитетов всегда было отстаивание интересов МСУ на вышестоящих уровнях. Тренд последних лет — уменьшение самостоятельности местного самоуправления, в связи с этим СРГ как-то пересмотрел свою политику?

— Приоритеты деятельности СРГ в значительной степени обусловлены происходящими социально-экономическими процессами в стране и учитывают современный этап ее развития.

За последние три года произошли серьезные изменения в законодательстве, регулирующем местное самоуправление. Многое в организации местного самоуправления передано на региональный уровень. Но мы стараемся эффективно использовать все каналы и ресурсы, которые позволяют доносить до федеральных органов власти позицию муниципальных образований по ключевым вопросам местного самоуправления. И, конечно, в сегодняшних реалиях на первый план выходят вопросы адаптации российских городов к новым экономическим условиям. Союз все больше становится экспертным центром, который сопровождает деятельность муниципальных образований. Нужно признать, что после расформирования Минрегионразвития России делать это стало труднее.

— В настоящее время Президент России поставил задачу повышения качества стратегического и пространственного планирования в стране. Какое место в этой работе отводится местному самоуправлению?

— В Союзе работает проектный офис «Прогноз — устойчивое развитие». Он был создан как раз в период, когда обсуждался и принимался закон о стратегическом планировании, и хочу сказать, что эксперты Союза принимали самое активное участие в разработке действующей редакции Закона № 172‑ФЗ. К сожалению, в 2014 году мы не смогли в полной мере отразить в законе все вопросы нормативно-правового регулирования стратегического планирования на муниципальном уровне. Радует, что нынешний созыв Госдумы вернулся к данному закону, депутаты при нашем активном участии разработали к нему поправки в части конкретизации стратегического планирования на местном уровне. Принятие этих поправок позволит повысить качество документов стратпланирования, разрабатываемых муниципалитетами, что в конечном итоге благотворно отразится на экономическом развитии МСУ. Поправки в закон находятся сейчас на рассмотрении в Госдуме.

Однако задача офиса «Прогноз — устойчивое развитие» состоит не только в работе с законами, но и в том, чтобы вместе с коллегами проработать лучшие практики и подходы по написанию и реализации стратегии,  рекомендовать лучших экспертов для совместной работы над муниципальной стратегией. Данный рынок очень большой, при этом компетенции многих специалистов довольно спорные, а услуга по написанию стратегии стоит дорого. Основная проблема даже не столько в качестве и стоимости написания стратегии, сколько в том, что отсутствует преемственность в ее реализации — при смене власти в городе, как правило, затевается написание новой стратегии. Поправки в Закон № 172‑ФЗ призваны заставить муниципальный менеджмент соблюдать преемственность стратегии, и мы очень рассчитываем, что со вступлением их в силу ситуация наконец-то изменится.

— Сегодня в СРГ входит 91 город. Причем это не только столицы регионов, как задумывалось при создании Союза…

— Да, города у нас разные — столичные и провинциальные, крупные и малонаселенные, основной критерий участия в Союзе — активность. В том числе и потому, что вся аналитика в Союзе делается силами экспертного совета, куда входят представители городов, а не дирекцией, как в большинстве других объединений муниципалитетов.

— Изначально в Союзе, как во многих общественных организациях, работали секции, а сейчас действуют проектные офисы. Почему вы перешли на этот формат? Дань моде?

— Конечно, нет. Секция плоха тем, что, когда тема, ради которой она создавалась, теряет актуальность, структура остается, и поменять ее трудно. Со временем мы стали формировать более мобильные рабочие группы, которые впоследствии переросли в современные проектные офисы.

Окончательно на проектную систему мы перешли года 3–4 назад. Проектный офис создается по инициативе членов Союза, если появляется какая-то актуальная для группы муниципалитетов тема, требующая к себе внимания длительное время. Представитель города, заявивший тему, и становится, как правило, руководителем проектного офиса. Это очень важно, потому что он заинтересован в решении данного вопроса, он привлекает коллег из других городов, заряжает на результат. В итоге работают они, а не мы — дирекция. Наша задача — помогать, организовывать.

Лет 15 назад нам приходилось самим писать план работы Союза, а сейчас мы в конце года делаем запросы в города и потом формируем план работы. И наш формат работы зачастую не позволяет вместить все пожелания городов, настолько активны они стали. То есть муниципалы видят, что это их организация, они верят в нее, высоко оценивают ее эффективность.

— А когда тема офиса исчерпывает себя?

— Тогда офис легко расформировывается. В случае же роста актуальности темы возможны варианты дальнейшего развития офиса, вплоть до монетизации его деятельности. Например, появилась проблема агломерации, в Союзе была создана соответствующая рабочая группа, далее эта рабочая группа была переформатирована в проектный офис, а проектный офис в свою очередь вырос в отдельную общественную структуру — мы учредили Агентство по социально-экономическому развитию агломераций.

071.png

— Какие проектные офисы сейчас наиболее актуальны, а какие могут быть в ближайшем будущем закрыты?

— На самом деле офисы можно разделить не на две, а на три группы. Потерял актуальность и, возможно, в этом году будет расформирован проектный офис «Муниципально-частное партнерство». В этой сфере все острые вопросы решены, муниципалитеты освоились и неплохо справляются с данной работой.

Вторая группа — офисы, работающие в направлениях, актуальных всегда. К таким относится проектный офис, который занимается законодательными вопросами. Он изучает проблемы развития муниципалитетов, анализирует нормативные правовые акты, регулирующие деятельность МСУ, практики их применения и разрабатывает предложения по совершенствованию системы местного самоуправления. В эту же категорию входит офис «Международные отношения», работа которого год от года становится все более актуальной.

— И это странно, учитывая отношение к России.

— Вот именно. Оказалось, что на муниципальном уровне связи с теми странами, которые негативно относятся к России, укрепляются. Это пример работы мягкой силы, общественной дипломатии: чем сложнее отношения наверху, тем крепче они внизу.

Так, на последнем международном Форуме лучших муниципальных практик в Бишкеке мы подписали соглашение с Ассоциацией побратимских городов Америки (Sister Cities International, SCI). На счету у СРГ заключенные соглашения с европейскими городскими союзами, с муниципальными союзами Киргизии, Армении, Беларуси. Подписаны соглашения с финнами, китайцами и корейцами. В работе соглашение с Союзом немецких городов — в 2018 году СРГ оператор российско-германского года.

Также в планах Азербайджан и Молдова. Вообще страны СНГ для нас в приоритете, потому что мы когда-то были одной страной, у нас общие проблемы и нам вместе проще их решить. Наши эксперты работают в Межпарламентской ассамблее СНГ — мы участвовали в разработке и впоследствии будем представлять на ассамблее методические рекомендации по межмуниципальному взаимодействию в рамках СНГ.

072.png

— Что дают эти соглашения?

— Очень много, потому что у нас масса взаимных интересов. Мы пытаемся так подбирать города для партнерства, чтобы они были чем-то похожи и могли взаимодействовать с точки зрения развития своих экономик. Нас сейчас интересует прежде всего именно экономическое развитие.

Есть идея проведения в 2019 году первого муниципального российско-китайского форума. Такого крупного мероприятия, на котором можно собрать представителей муниципального уровня двух стран, посмотреть, как они взаимодействуют, чем друг другу помогают и могут помочь, пока не было.

— Вы упомянули, что СРГ является официальным оператором российско-германского Года регионально-муниципальных партнерств.

— Поскольку отношения с Германией у нас постоянные, то каждый год выбирается какая-то тема для более полного обсуждения — в 2018 году была поднята региональная и муниципальная специфика отношений. По приглашению МИДа мы стали операторами, то есть должны осуществлять информационную поддержку, вести сайт, освещать мероприятия и так далее. Оператором с немецкой стороны выступает Германо-Российский Форум. Уже прошел ряд крупных мероприятий, а сейчас мы объявляем конкурс на лучшую инициативу российско-немецкого взаимодействия. В сентябре состоится подведение итогов, за лучшую практику победители получат грамоты от министерств иностранных дел двух стран. Приоритет будет отдан тандемам — городам-побратимам, которые подадут совместную заявку на участие в конкурсе, потому что организаторов интересует именно взаимодействие муниципалитетов.

Например, у нас есть очень интересный опыт в Перми. Этот город договорился с немецким городом-побратимом Дуйсбургом о выпуске сборников статей — один город готовит статьи, второй у себя их издает, потом меняются. В итоге население знает о том, что делается в рамках сотрудничества, и пользуется предоставленными возможностями. Многие школьники, студенты городов-побратимов ездят друг к другу для обмена опытом. Такая деятельность, если ее грамотно вести, информировать население, достаточно продуктивна. Это ведь не просто трата денег, это инвесторы, это общественные организации, которые перенимают опыт друг друга, это дети, которые ездят и получают образование. Спорт и культура в таком формате развивались всегда, но, как я уже говорила, сейчас основной упор мы делаем на экономику, чтобы были совместные проекты, которые оживили бы развитие городов, принесли им пользу.

И, конечно, в рамках этой работы в связи с политическими решениями руководства стран у муниципалитетов постоянно возникает много вопросов — как строить отношения, какие здесь правила, ограничения, полномочия? Поэтому офис «Международные отношения» в Союзе работает очень активно.

— Давайте вернемся к проектным офисам. Третья группа — новые, перспективные направления?

— Да. Например, «Прогрессивное ЖКХ». Мы долго осторожничали с ЖКХ, но, по мнению членов СРГ, офис стал просто необходим, потому что это и капитальный ремонт, и ветхое жилье, и управляющие компании, то есть все больше тем в этой сфере требуют работы.

В 2018 году у нас появился новый проектный офис — «Информационные и цифровые технологии муниципальных образований». Прежде у нас была рабочая группа, которая в основном занималась развитием сайтов администраций муниципалитетов. На протяжении нескольких лет мы проводили конкурс на лучший сайт, знакомили членов Союза с передовым опытом в этой сфере, приглашали экспертов, проводили мероприятия в тех городах, которые представляли свои технологии. Сейчас мы все, что можно в этой области дать, уже дали. Зато все больший интерес вызывает развитие новых информационных технологий, например облачных. Поэтому и был создан проектный офис, который будет заниматься вопросами внедрения в муниципалитетах так необходимых им сейчас цифровых технологий.

073.png

Хотелось бы отметить положительный, а может быть, даже и уникальный опыт Москвы в использовании и развитии цифровых технологий в сфере управления ЖКХ, транспортом, финансами. Новые информационные технологии активно применяются в управлении таких городов, как, например, Пермь. Сейчас готовится к реализации интересный проект применения облачных технологий в сфере муниципального бухгалтерского учета в Краснодаре. Ожидается, что реализация проекта позволит существенно сэкономить бюджетные средства за счет сокращения расходов на вычислительные ресурсы, серверное оборудование, приобретение ПО и содержание специалистов, обслуживающих технику и ПО. Вскоре мы соберемся здесь, в проектном офисе, и посмотрим, какие результаты появились у Краснодара, послушаем, что расскажут другие муниципалитеты.

— В марте текущего года СРГ организовал выставку в рамках сессии Конгресса местных и региональных властей Совета Европы[1] в Страсбурге. Это серьезная заявка, ведь, насколько я знаю, презентация ассоциаций муниципалитетов, причем, не важно, какой страны, там редкое явление.

— Верно, сессии конгресса проходят дважды в год, и в выставках, приуроченных к этим мероприятиям, обычно участвуют представители регионов. В этом году такая возможность была предоставлена нашей организации. Президент Союза российских городов, председатель Челябинской городской думы Станислав Иванович Мошаров, входящий в российскую делегацию в конгрессе, познакомил европейских коллег с работой СРГ.

КМРВСЕ с определенной очередностью проводит мониторинг МСУ в одной из стран, входящих в состав Совета Европы, и в будущем году очередь России. Комиссия конгресса посетит несколько наших городов, поэтому очень важно было в преддверии такого мониторинга рассказать им о том, как в нашей стране развивается местное самоуправление.

— Еще одно крупное мероприятие этого года, организатором которого стал Союз при поддержке Правительства Кыргызской Республики и мэрии города Бишкек, — форум в Киргизии. В апреле в Бишкеке состоялся V Международный форум лучших муниципальных практик.

— На сегодняшний день форум — один из самых крупных проектов Союза. Он помогает решить сразу несколько задач. У муниципалитетов есть большая проблема — они не умеют себя презентовать. С одной стороны, Союз видит свою миссию в том, чтобы научить муниципалитеты преподносить себя, рассказывать о своих успехах, а с другой, форум — это инструмент нахождения, отбора и популяризации лучшего опыта.

К форуму было собрано более тысячи муниципальных практик, которые размещены на сайте forum.urc.ru и опубликованы в 11 тематических сборниках. В Бишкеке форум собрал более 250 участников. Своим опытом приехали поделиться муниципалы из России, Кыргызстана, Германии, Финляндии, США, Южной Кореи, Турции, Китая, Кипра. В качестве гостей присутствовали представители Туркменистана, Узбекистана и Таджикистана.

Хотелось бы сказать, что за 27 лет существования СРГ доказал свою эффективность и значимость для местного самоуправления в Российской Федерации и за ее пределами. Надеюсь, что и дальше наша деятельность будет способствовать экономическому развитию наших городов и улучшению качества жизни населения.

Подготовила С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 

[1] Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ наделен консультативными функциями. Главные цели — развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.




 


Поделиться