Версия для печати 1859 Материалы по теме
Чем меньше город, тем сильнее ТОС

Ольга Владимировна ШИНКАРЁВА, доцент Российского государственного социального университета

В статье представлен показательный опыт победителей и призеров Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации «Обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах».

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 августа 2016 года № 815 в нашей стране ежегодно проводится Всероссийский конкурс «Лучшая муниципальная практика». Одна из номинаций конкурса — «Обеспечение эффективной обратной связи с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах», именно в ней активность участия граждан в местном самоуправлении показана наиболее наглядно. 

Ответственным за обработку конкурсных заявок в данной номинации было назначено Министерство юстиции РФ.
Критерии, по которым оценивались поступившие на конкурс заявки, были достаточно сложные и многочисленные:

проведение местных референдумов;

участие избирателей в выборах депутатов представительного органа;

индекс повседневной гражданской активности, учитывающий численность жителей, принимающих участие в сходах, собраниях, конференциях, опросах; численность старост, общественных контролеров, членов комитетов территориальных общественных самоуправлений (ТОС) и т. п.; численность граждан, обратившихся в органы местного самоуправления в отчетном году;

доля населения, проживающего на территории муниципального образования, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление;

доля доходов местного бюджета, распределяемая с участием территориального общественного самоуправления;

правотворческая активность граждан;

присутствие жителей муниципального образования на заседаниях представительного органа муниципального образования;

участие населения муниципального образования в публичных слушаниях;

участие главы муниципального образования (председателя представительного органа) в публичных слушаниях;

количество встреч руководителей муниципального образования с жителями;

охват населения печатными СМИ, в которых распространяется официальная информация о деятельности органов местного самоуправления;

эффективность официальных сайтов (единого портала) органов местного самоуправления.

Всего в 2017 году на конкурс в данной номинации поступило 172 заявки из 51 субъекта РФ, в том числе: 56 — от городских округов, 35 — от городских поселений, 81 — от сельских поселений. Наибольшее число конкурсных заявок поступило из Центрального федерального округа — 49, Приволжского федерального округа — 37, Южного федерального округа — 18. Также среди поступивших материалов были заявки от 18 административных центров субъектов РФ, из которых только город Тула (количество жителей — 551 тысяча) смог приблизиться к первой четверти лидеров конкурса. Кроме того, во внеконкурсном порядке Общероссийским Конгрессом муниципальных образований было представлено 11 заявок из семи регионов России и Всероссийским Советом местного самоуправления — одна заявка от города Хабаровска.

В десятке лидеров, как среди городских муниципальных образований, так и среди сельских поселений, — муниципалитеты из республик Татарстан и Башкортостан, Краснодарского края и Волгоградской области. Это свидетельствует как об общем уровне развития местного самоуправления в этих субъектах РФ, так и об общем настрое на эффективное сетевое взаимодействие с населением.

Практически во всех сельских поселениях, представивших конкурсные заявки, весьма высокой является активность населения на муниципальных выборах и публичных слушаниях, а руководители органов местного самоуправления достаточно интенсивно общаются с жителями во время встреч и других официальных мероприятий. В поселениях Республики Татарстан традиционно проводятся референдумы о самообложении, собранные денежные средства используются на благоустройство населенных пунктов.

В целом устроители конкурса отметили, что механизмы обратной связи оказались особо востребованы в небольших поселениях и городских округах. Вместе с тем примеры отдельных крупных городов, в частности уже упомянутой Тулы, а также Новороссийска (население — 330 тысяч человек), показали, что масштабы территории и большая численность населения не являются непреодолимыми препятствиями для развития местной демократии.

Лучшие практики

Рассмотрим опыт победителей конкурса. Первое место в категории «Городские округа (городские округа с внутригородским делением) и городские поселения» занял Урюпинск (городской округ, население — 38,5 тысячи человек) Волгоградской области. Он был в числе первых городов России, где появилось территориальное общественное самоуправление (2006 год). В настоящее время в городе действуют 53 ТОС (со статусом юридического лица), которые принимают непосредственное участие в решении более 40% вопросов местного значения (18 из 43)
(рисунок 1).

Каждое ТОС реализует свой собственный проект по благоустройству территории. Средства на них ТОС получают из нескольких источников. Во-первых, из городского бюджета на конкурсной основе — в Урюпинске проводят конкурсы «Лучшее ТОС года», «Образцовое ТОС», «Лучший проект по благоустройству». 

Общий объем предоставленных в 2016 году таким образом субсидий составил почти 12,9 миллиона рублей. Следует отметить, что и помещения, занимаемые органами ТОС, предоставляются им из муниципальной казны в безвозмездное пользование, что также можно назвать формой бюджетного стимулирования деятельности ТОС. Во-вторых, как социально ориентированные некоммерческие организации — в 2016 году на поддержку ТОС было выделено более 2,3 миллиона рублей, в частности, из Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива».

Работа ТОС в Урюпинске позволила в два раза сократить число обращений в органы местного самоуправления. В городе выработан следующий алгоритм развития гражданской активности посредством ТОС:

1. Выбор лидеров-активистов на территориях частного сектора или в жилых микрорайонах многоквартирных домов.

2. Определение границ ТОС, приближенных к границам избирательных участков, и их утверждение Урюпинской городской думой по инициативе граждан.

3. Организация методической и правовой помощи специалистами администрации при создании ТОС, подготовка конференций и учредительных документов.

4. Регистрация ТОС с правами юридического лица.

5. Утверждение муниципальной программы «Развитие территориального общественного самоуправления на территории городского округа» с финансированием проектов и конкурсов ТОС.

6. Предоставление в безвозмездное пользование муниципальных помещений для организации деятельности ТОС.

7. Обязательное привлечение депутатов к подготовке проектов для участия в конкурсах на предоставление грантов социально ориентированным некоммерческим организациям и выступление депутатов и руководителей органов местного самоуправления на ежегодных конференциях ТОС.

8. Проведение ТОС ежегодно «Школы общественной активности» для жителей пожилого возраста. Данный проект позволяет пенсионерам отдыхать в местном оздоровительном лагере и встречаться с главой города и другими представителями местной власти.

Первое место в категории «Сельские поселения» занял Акбулатовский сельсовет Татышлинского района Республики Башкортостан. Самой сильной стороной жителей, характеризующей их гражданскую активность, является участие в муниципальных выборах (явка более 97%), собраниях (12 собраний в 2016 году) и публичных слушаниях.

Во всех трех населенных пунктах поселения (село Староакбулатово, село Чургулды и деревня Савалеево) действуют ТОС, которые занимаются следующими вопросами:

благоустройством (включая очистку берегов рек, уборку кладбищ);

организацией культурно-массовых мероприятий;

участием в проведении ремонта социально значимых объектов (например, пешеходного моста) (рисунок 2).

Главы территориального общественного самоуправления имеют статус старост сел или деревень и ежегодно публично отчитываются о проделанной работе и рассказывают о планах на будущее. На собраниях ТОС жители выдвигают предложения по расходам местного бюджета на следующий год. В 2017 году таким образом было распределено более 40% доходов муниципальной казны.

При среднегодовой численности населения всего в 0,9 тысячи человек администрация поселения в 2016 году провела 192 приема граждан, выдала 576 справок и иных документов. При этом количество письменных обращений граждан составило всего 12 единиц. Данные показатели свидетельствуют о высокой открытости органов местного самоуправления поселения и об их интенсивном непосредственном взаимодействии с местным сообществом.

Город Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа занял лишь девятое место в конкурсе, но при этом удостоился особого упоминания жюри. Дело в том, что в этом городском округе (население — 26,3 тысячи жителей) помимо традиционных каналов коммуникации администрация использует полиформатные механизмы обратной связи с жителями в рамках проекта «Открытый город» (рисунок 3). Так, например, реализуется проект «Мобильная приемная», когда представители сразу нескольких подразделений администрации организуют прием горожан либо консультируют их в автобусе, который курсирует по наиболее популярному маршруту (пять раз в год).

Другим интересным проектом является проведение тематических встреч с жителями, по сути, стратегических сессий, по направлениям развития города: строительство и жилищная политика, занятость и рынок труда, финансы, спорт и другие — всего девять встреч. «Дежурный по городу» — еще один формат взаимодействия, когда глава или руководитель подразделения местной администрации по технологии личного погружения в проблему целый день ведет прием по телефону (проведено восемь дежурств). Кроме того, на городском портале развернуты интернет-приемная, которая работает в режиме «вопрос-ответ» и городской форум (размещено семь тысяч сообщений по рубрикам «Народный контроль», «Мой город. Новый старт», «Трудовой хамелеон» и др.). 

По оценкам конкурсной комиссии, опыт Лабытнанги является очень важным и может быть распространен на другие средние и крупные городские муниципальные образования наряду с опытом победителей конкурса.


Поделиться