Версия для печати 4972 Материалы по теме
Казначейское сопровождение концессионных соглашений на территории Самарской области

Вячеслав Геннадьевич КИРЕЕВ, руководитель УФК по Самарской области

В 2016 году Управление Федерального казначейства по Самарской области на основании письма государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) с положительной резолюцией заместителя Председателя Правительства РФ Д. Н. Козака приступило к казначейскому сопровождению двух концессионных соглашений, заключенных в целях модернизации систем коммунальной инфраструктуры при участии средств Фонда.

С 2016 года Управление Федерального казначейства по Самарской области (Управление) проводило казначейское сопровождение двух концессионных соглашений, заключенных между муниципальным районом Красноармейский (Концедент) и ООО «СамРЭК-Эксплутация» (Концессионер), а также между муниципальным районом Сергиевский (Концедент) и ООО «СамРЭК-Эксплутация» (Концессионер). При казначейском сопровождении концессионных соглашений Управление в соответствии с порядком санкционирования целевых средств осуществляло не только проверку платежных документов, но и дополнительно:

контроль исполнения условий договора подряда в части установленных им сроков выполнения работ;

контроль соответствия объемов выполненных работ, содержащихся в документах-основаниях, условиям договора подряда;

проверку фактов выполнения работ с использованием фото- и видеотехники.

Кроме того, Управление контролировало соблюдение Концессионером условий софинансирования (долевого участия), установленных концессионными соглашениями.

В рамках перевода концессионных соглашений на казначейское сопровождение Управление разработало в разрезе муниципальных образований дорожные карты, в которые были включены как организационные мероприятия, так и мероприятия по открытию и ведению лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса (лицевой счет Концессионера).

Организационные мероприятия

В рамках проведения организационных мероприятий Управление совместно с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Концедентами и Концессионером провело следующие мероприятия:

1. Разработало и утвердило положение о проектном офисе. Основная задача проектного офиса — отработка процедур и механизмов казначейского сопровождения концессионных соглашений на выполнение работ по модернизации систем коммунальных инфраструктур, находящихся на территориях соответствующих муниципальных образований.

2. Утвердило состав проектного офиса.

3. Проконтролировало внесение изменений в концессионные соглашения в части дополнения их условиями, необходимыми для проведения казначейского сопровождения.

4. Разработало схемы поступления денежных средств на лицевые счета концессионера.

5. Разработало форму документа, позволяющую Управлению контролировать объемы софинансирования концессионных соглашений со стороны Концессионера.

6. Разработало и утвердило регламент взаимодействия отделов Управления с семью участниками казначейского сопровождения концессионных соглашений, в том числе порядок поэтапной проверки фактически выполненных работ на их соответствие условиям концессионного соглашения в связи со значительным объемом земляных работ. В данном регламенте были определены следующие участники:

Управление;

Концессионер — ООО «СамРЭК-Эксплутация»;

Концедент — муниципальный район Красноармейский и муниципальный район Сергиевский;

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не являющийся аффилированным лицом Концессионера (осуществляет независимый строительный контроль со стороны Концедента);

Управление капитального строительства Самарской области (осуществляет стройнадзор со стороны Концессионера);

Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области;

подрядные организации — ООО «Промышленно-строительная компания “Регион-строй”», ООО «ТК Теплокомфорт».

Данный документ устанавливает не только порядок и сроки предоставления документов всеми участниками, в том числе документов по софинансированию, но и, самое главное, порядок взаимодействия всех участников при проведении проверки вплоть до органов, осуществляющих независимый строительный контроль со стороны Концедента и строительный надзор со стороны Концессионера.

7. Отработан вопрос с Министерством управления финансами Самарской области о представлении отдельных пакетов документов по перечислению субсидий в бюджеты муниципальных образований. Отработаны вопросы с финансовыми органами муниципальных образований о представлении отдельных пакетов документов для перечисления средств Фонда Концессионеру. Все это было необходимо в связи с тем, что высшим исполнительным органом государственной власти Самарской области и администрациями муниципальных образований был выбран вариант кассового обслуживания с открытием лицевых счетов бюджетов.

Открытие и ведение лицевых счетов

 В рамках выполнения мероприятий по открытию и ведению лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса Управление провело следующую работу:

открыло два счета в учреждениях Центрального банка на балансовом счете № 40701 «Счета негосударственных организаций» с отличительным признаком «2» в 14-м разряде для двух бюджетов муниципальных образований;

открыло Концессионеру два лицевых счета для учета операций неучастника бюджетного процесса под каждое концессионное соглашение;

заключило договоры (соглашения) об обмене электронными документами между Концессионером и Управлением;

выдало сертификаты ключей проверки электронных подписей сотрудникам Концессионера.

Этапы контроля

В целях осуществления полномочий по проведению дополнительного контроля и проверки подготовлен и утвержден приказ Управления, в соответствии с которым ответственным за их проведение определен контрольно-ревизионный отдел в социально-экономической сфере (контрольно-ревизионный отдел), а также его сотрудники. Для исполнения данных полномочий контрольно-ревизионный отдел разработал порядок реализации контрольных мероприятий, который включал в себя четыре этапа.

На первом этапе Концессионер уведомлял Управление и Концедента о месте и времени проведения контрольного мероприятия и представлял проект промежуточного акта (форма КС‑2). На втором этапе контрольно-ревизионный отдел проводил следующие мероприятия:

1. Осуществлял выезд на объект строительства совместно с представителями заказчика, подрядчика и Концедента.

2. Проводил полевые исследования, а именно:

осмотр и обмер фактически выполненных работ;

фото- и видеофиксацию проведенного исследования.

3. Осуществлял сверку проектов промежуточного акта (форма КС-2) с результатами полевых исследований, а в случае необходимости — корректировку промежуточного акта.

4. Согласовывал и подписывал промежуточные акты со всеми участниками полевых исследований.

На третьем этапе Концессионер на основании промежуточных актов составлял акты выполненных работ (форма КС-2) и подписывал их без участия Управления. Данные акты представлялись в контрольно-ревизионный отдел для оформления заключения о результатах контроля. Кроме того, Концессионер представлял в контрольно-ревизионный отдел пакет документов, подтверждающих исполнение им условий софинансирования.

 На четвертом этапе контрольно-ревизионный отдел осуществлял:

1. Проверку актов выполненных работ (форма КС-2) на соответствие промежуточным актам.

2. Проверку соблюдения Концессионером условий софинансирования на основании оборотно-сальдовой ведомости счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», заверенных копий платежных поручений с отметкой банка, подтверждающих оплату Концессионером за счет собственных средств, а также выписки с расчетных счетов кредитных организаций.

3. Оформлял заключение о результатах контроля объектов строительства и заключение о результатах проверки выполнения условий софинансирования (далее — заключение).

Проведение платежей

В день подписания заключений эти документы передавались в отдел обслуживания силовых ведомств Управления для санкционирования выплат с лицевых счетов Концессионера. При этом Концессионер для санкционирования операций представлял в отдел обслуживания силовых ведомств Управления платежные документы, а также документы-основания, подтверждающие факт выполнения работ. Отработанные Управлением процедуры казначейского сопровождения концессионных соглашений позволили оперативно осуществлять прохождение платежей через три уровня бюджетов и шесть балансовых счетов от Фонда до подрядчика с учетом предварительной проверки фактов выполнения работ с использованием фото- и видеотехники за 7–8 рабочих дней.

Фактически срок прохождения платежей по двум муниципальным районам составил от 19 до 22 дней с учетом того, что данные средства находились на счете бюджета субъекта от 11 до 15 дней. По состоянию на 1 июня 2018 года концессионные соглашения по Сергиевскому и Красноармейскому району исполнены в полном объеме.

Итог

Концессионное соглашение по Сергиевскому району исполнено в сумме 166,4 миллиона рублей, за счет средств концессионера — в сумме 66,6 миллиона, за счет средств Фонда по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства — 99,8 миллиона рублей. Условия софинансирования участниками соблюдены: Концессионером — в размере 40%, Концедентом за счет средств Фонда — 60%. На основании проверок контрольно-ревизионного отдела предот­вращена оплата фактически не выполненных работ на сумму 0,2 миллиона рублей.

Концессионное соглашение по Красноармейскому району исполнено в сумме 393,4 миллиона рублей, за счет средств Концессионера — в сумме 161 миллион рублей, за счет средств Фонда — 232,4 миллиона рублей. Условия софинансирования участниками соблюдены: Концессионером — в размере 41%, Концедентом за счет средств Фонда — 59%. На основании проверок контрольно-ревизионного отдела предотвращена оплата фактически не выполненных работ на сумму 29,2 миллиона рублей.

В настоящий момент объекты модернизации систем коммунальной инфраструктуры введены в эксплуатацию, взаимные обязательства сторон по концессионным соглашениям исполнены в полном объеме.

11 мая 2018 г. состоялось расширенное заседание Коллегии Управления Федерального казначейства по Самарской области, посвященное итогам деятельности за 2017 г. и основным задачам на 2018 г.

 


Поделиться