Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук
Мария Николаевна МДИНАРАДЗЕ, ведущий юрист B2B-Center
Типовое положение о закупках, равно как и положение о закупках холдинга, легализованное с этого года Законом № 223‑ФЗ, должно было облегчить централизацию ведомственного и корпоративного регулирования закупок госкомпаний. Однако соответствующие нормы законодательства помимо новых возможностей создают и риск новых проблем, которые стоит изучить до перехода на работу по типовому положению.
Обновленной редакцией Закона № 223‑ФЗ введено новое для закупок госкомпаний понятие «типовое положение». При этом отдельного определения данного понятия в законе не предусмотрено. Однако анализ норм, посвященных типовому положению, дает возможность определить такой документ как положение о закупках, утверждаемое органами власти и обязательное для применения и исполнения лицами, в отношении которых такие органы имеют полномочия учредителя или собственника.
При этом важно понимать: «применение» не означает «копирование». Фактически закон обязывает заказчиков привести свои корпоративные положения о закупках в соответствие с требованиями типового положения о закупках. Типовое положение, таким образом, должно дополнять и конкретизировать требования Закона № 223‑ФЗ применительно к закупкам того ведомства, которое принимает данный документ. Из этого следует и то, что само ведомство при подготовке типового положения не может включать в него нормы, противоречащие Закону № 223‑ФЗ, при этом неплохо бы избежать не только прямых противоречий, но и концептуальных.
Кто же имеет право разрабатывать типовые положения? И кто обязан их исполнять? Вот два главных вопроса, на которые мы постараемся сегодня дать ответ.Типовое положение о закупках: нюансы подготовки
Субъекты нормотворчества
Частью 2.1 статьи 2 новой редакции Закона № 223‑ФЗ предусмотрено несколько ситуаций, когда может быть принято типовое положение. Среди них следует выделить два типа нормотворчества: первый предусмотрен для федерального уровня, второй — для регионального и муниципального. Так, на федеральном уровне:
для бюджетного, автономного учреждений типовое положение может утвердить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия их учредителя;
для унитарного предприятия типовое положение могут утвердить федеральный орган исполнительной власти или организация, осуществляющая от имени Российской Федерации полномочия собственника имущества предприятия.
В свою очередь, на региональном уровне:
для бюджетного или автономного учреждения субъекта РФ, муниципального бюджетного или автономного учреждения типовое положение может утвердить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, осуществляющий функции и полномочия учредителя, либо иной орган, получивший соответствующие полномочия от учредителя;
для регионального, муниципального унитарного предприятия типовое положение может утвердить орган, осуществляющий полномочия собственника, либо иной орган, получивший соответствующие полномочия от собственника.
Во всех вышеописанных ситуациях при утверждении типового положения могут быть также определены конкретные учреждения и предприятия, для которых применение типового положения является обязательным. Важной отличительной чертой регионального и муниципального нормотворчества стала возможность делегировать функции по подготовке типового положения о закупках.
Важно подчеркнуть, что Закон № 223‑ФЗ прямо ограничил круг заказчиков, обязанных исполнять типовое положение. В него входят: бюджетные, автономные учреждения и унитарные предприятия. Это, в частности, означает, что акционерные общества, находящиеся в государственной собственности, по новым правилам Закона № 223‑ФЗ не обязаны выполнять требования типовых положений. Особенно важно это в контексте отдельных примеров регионального законодательства с попыткой распространить «авторские» дополнения в Закон № 223‑ФЗ на всех заказчиков, работающих в данном регионе, или, по меньшей мере, на тех из них, которые находятся в собственности регионального правительства.
Каждое типовое положение, в свою очередь, содержит дату, до наступления которой вышеописанные учреждения и предприятия обязаны либо внести изменения в свое положение, либо утвердить новое в соответствии с типовым положением. В любом случае нововведенные нормы содержат императивное указание на необходимость соответствия требованиям и установкам типового положения. Поскольку даже типовое положение не может оставаться неизменным, встает вопрос о порядке информирования подконтрольных лиц об изменениях, внесенных в само типовое положение.
Техника нормотворчества
Анализ части 2.3 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ позволяет определить перечень сведений, которые не подлежат изменению при разработке корпоративного положения о закупках на основании типового положения. В частности, к таким сведениям относятся: порядок подготовки и (или) осуществления закупки, способы закупок и условия их применения, срок заключения договора по итогам закупки. Таким образом, типовое положение предназначено не только для расширения требований Закона № 223‑ФЗ, но и для предъявления обязательной для заказчика инструкции с алгоритмом проведения закупок. Ведь именно порядок и случаи реализации отдельных способов выбора победителя и составляют центральную часть любого корпоративного положения о закупках.
В этих условиях некоторые опасения вызывает факт наличия у одного органа власти нескольких подконтрольных заказчиков, которым, по сути, без учета их собственных особенностей придется действовать по единым шаблонам. Причем шаблоны касаются не только организационных моментов в части сроков, но и крайне важных функциональных моментов, связанных с типизацией закупочных процедур.
Установленное ограничение на способы закупок направлено, по всей видимости, на унификацию этих самых способов. Нужно признать, что такая унификация, возможно, вполне уместна, особенно учитывая существующее разнообразие способов закупок и их дополнительных элементов, которые в отдельных случаях входят в противоречие с конкурентными алгоритмами закупок. Однако в куда большей степени наличие стольких разновидностей способов закупок обуславливается действительной потребностью заказчиков в дополнительных настройках и элементах процедур. Сужение же круга применяемых способов закупки может привести к снижению эффективности системы закупок госкомпаний, поскольку типовое положение, навязанное сверху, не будет учитывать потребностей при закупках специфических товаров, работ, услуг отдельными видами заказчиков.
Риск снижения эффективности возрастает в том случае, если алгоритмы типового положения будут просто копироваться из Закона № 44‑ФЗ или из статьи 3.4 Закона № 223‑ФЗ. Куда разумнее представляется установление базовой последовательности действий при проведении основной квадриги способов закупки — конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений, — тем более что и сегодня львиная доля из всего разнообразия способов закупок в основе своей сводится к этим четырем. Разнообразие же создается вариативностью терминологии и дополнительных элементов: так, «запрос цен», «двухэтапный запрос котировок», «запрос цен с ПКО», «запрос котировок с возможностью онлайн-переторжки», «запрос цен с возможностью однократной переторжки» и еще два десятка вариантов названий описывают все тот же запрос котировок. В этом контексте именно фиксация набора дополнительных элементов закупки и представляется следующей задачей типового положения. А нюансы сочетания и реализации предусмотренных в типовом положении способов закупки и их дополнительных элементов вполне можно доверить заказчику.
Уследить за изменениями
Казалось бы, логично установить обязанность самого лица, утверждающего типовое положение, направлять подведомственным заказчикам уведомления и о принятии типового положении, и о вносимых в него изменениях с указанием срока приведения корпоративных положений о закупках в соответствие с типовым. Такое информационное уведомление помогло бы оперативно акцентировать внимание заказчиков на необходимости внесения поправок в свои положения и минимизировать риски последующего обжалования действий заказчика.
Однако за неимением прямого указания в законе на такую процедуру представляется, что обязанность отслеживания публикации в ЕИС и самого типового положения, и его изменений возложена на каждого отдельного заказчика. Иными словами, помимо усложнившихся алгоритмов проведения закупок в целом отделы закупок должны не забывать о необходимости постоянного мониторинга принятия и изменений типовых положений. А каковы будут последствия, если такие изменения не будут замечены и своевременно отражены в корпоративном положении о закупках?
Остается открытым вопрос и о последствиях несоблюдения установленных сроков приведения в соответствие корпоративных положений типовому. Соответствующие нормы направлены лишь на установление правила, но никак не определяют ответственность сторон и последующие санкции за его неисполнение. Теоретически податель жалобы может добиться даже отмены итогов закупки, проведенной в отсутствие утвержденных типовым положением изменений.
Бдительность участника закупки
Исходя из вышенаписанного, напрашивается вывод о том, что каждый потенциальный или реальный участник закупки должен брать на себя дополнительную ответственность за изучение типового положения. То есть помимо обязанности изучить правила конкретного организатора участников обременяют необходимостью выискивать разночтения такого положения с типовым, обязательным для данного организатора. Ведь в противном случае он берет на себя риск участия в закупке, которая может быть отменена по мотивам нарушения типового положения.
Также следует помнить, что проверить необходимо не только само типовое положение, но и полномочия лица, которое его утвердило. Смена собственника имущества или лица, осуществляющего полномочия учредителя, — нередкая процедура. А на региональном и муниципальном уровнях, напомним, полномочия по разработке типового положения могут быть как делегированы, так и отозваны тем же собственником.
При этом для того, чтобы изучить это типовое положение, поставщику необходимо надлежащим образом определить, какой именно орган или организация имеет полномочие на установление обязательного для организатора типового положения. Даже предусмотренная в части 2.5 статьи 2 Закона № 223‑ФЗ обязанность размещать типовое положение о закупке в единой информационной системе может не в полной мере решить этот вопрос, ведь на размещение дается до 15 дней со дня утверждения, а за эти 15 дней вполне можно успеть провести закупку по уже неактуальному положению.
Вопрос еще более значимый: что делать, если положение о закупках организатора, созданное на основе обязательного для него типового положения, в чем-то не соответствует требованиям законодательства? Круг субъектов, действия которых могут быть обжалованы участником закупки, ограничивается исключительно заказчиками, а вот органы, которые могут утвердить несоответствующие требованиям закона типовые положения, в этот круг не входят.
Получается, что, найдя несоответствие закону в типовом положении, породившее несоответствие закону в положении конкретного заказчика, участник вправе подать жалобу только на заказчика, который фактически будет осуществлять закупки с нарушениями требований закона. Это сомнительная ситуация как с точки зрения эффективности и оперативности обжалования, так и с точки зрения трудозатрат заказчика на участие в рассмотрении жалоб, основанием для которых являются даже не его собственные действия, а действия вышестоящего ведомства.
С точки зрения судебного обжалования риск выявления несоответствия даже спустя значительное время с момента окончания процедуры является вполне реальным. У любого заинтересованного лица есть возможность обжаловать проведенную закупку в течение трех лет с момента ее проведения. Учитывая многоуровневый алгоритм утверждения положений, большое количество нюансов, которые необходимо учесть, можно предположить, что ни заказчик, ни победитель процедуры, по сути, не могут быть до конца уверены в том, что провели и поучаствовали в процедуре, организованной в полном соответствии со всеми правилами.
В этих условиях использовать инструмент типового положения для централизации ведомственного регулирования закупок можно рекомендовать лишь при условии наличия у сотрудников соответствующего ведомства высокоуровневых компетенций в сфере нормотворчества и столь же высокоуровневого понимания специфики коммерческих закупок в целом и специфики конкретных подведомственных заказчиков в частности. И чем более способны сотрудники, ответственные за подготовку типового положения, к точным формулировкам высокой степени универсальности и чем менее они углубятся в ненужную регламентацию второстепенных моментов, тем эффективнее и проще будет исполнение такого типового положения. А соответственно, тем меньше исков и жалоб грозит подведомственному заказчику.