О том, как в Пензенской области привлекают инвесторов, поддерживают бизнес и развивают инновационное производство, журналу «Бюджет» рассказал губернатор региона Иван Александрович БЕЛОЗЕРЦЕВ.
— Иван Александрович, в последнее время визитной карточкой Пензенской области стал агропромышленный комплекс. Расскажите, пожалуйста, о приоритетных направлениях развития этой отрасли и о мерах поддержки сельхозпроизводителей.
— Вы правы, аграрная отрасль действительно является одной из наших визитных карточек как в стране, так и за рубежом. По темпам роста сельскохозяйственного производства за 15 лет Пензенская область занимает первое место в Приволжском федеральном округе. Экономически обусловленный вектор — развитие производства молока и мяса. Животноводство было и остается стратегическим направлением для сельского хозяйства нашего региона.
В области реализуется целый ряд масштабных проектов, например по производству мяса индейки группы компаний «Дамате». Холдинг вышел на первое место в России по объемам производства и продолжает расширять комплекс для обеспечения возможности производить до 155 тысяч тонн готовой продукции в год. Ведущий поставщик племенной птицы по всему миру — компания Aviagen Turkeys приступила к созданию на территории региона комплекса по промышленному производству яйца индейки. Общий объем инвестиций в проект составит 1,7 миллиарда рублей. Группа компаний «Черкизово» начала строительство семи ферм. В текущем году планируется ввести в эксплуатацию две площадки по откорму свиней. Крупные инвестиционные проекты реализует компания «Русмолко», которая входит в тройку крупнейших производителей молока в стране. В 2017 году введен в эксплуатацию современный центр по воспроизводству стада, в этом году будет начато строительство нового молочного комплекса стоимостью свыше четырех миллиардов рублей.
Мы поддерживаем нашего сельхозтоваропроизводителя как крупного, так и мелкого — начинающих фермеров, семейные животноводческие фермы. В 2018 году в регионе сохранены все направления государственной поддержки аграриев. Ее объем с учетом льготного кредитования составляет около 4,5 миллиарда рублей.
— В последнее время в Пензенскую область активно заходит частный инвестор, это говорит о том, что в регионе создан благоприятный инвестиционный климат. Что было предпринято для создания комфортных условий для бизнеса?
— На территории региона действует перспективное инвестиционное законодательство. Инвесторы освобождаются от налога на имущество и транспортного налога, для них снижена ставка по налогу на прибыль, предусмотрены частичная компенсация процентной ставки по кредитам, привлекаемым для реализации приоритетных инвестиционных проектов, и обеспечение их инфраструктурой. Кроме того, инвестиционным проектам, отвечающим приоритетным направлениям развития региона, может быть предоставлен Патронажный сертификат губернатора Пензенской области (см. справку «Бюджета»).
В 2017 году был сформирован дополнительный пакет мер по стимулированию инвесторов, являющихся резидентами наших индустриальных парков и центров регионального развития. С 1 января 2018 года вступили в силу соответствующие поправки в региональное законодательство: ставка по налогу на прибыль для этих категорий инвесторов снижена с 17 до 10 процентов. Кроме того, в области в этом году появилось две территории опережающего социально-экономического развития — в городах Заречный и Сердобск, где для бизнеса вводятся особые условия деятельности.
— Создание комфортных условий для бизнеса в части предоставления налоговых льгот — это палка о двух концах, почему и важен анализ каждой льготы и преференции на предмет ее эффективности для регионального бюджета. Была ли в области проведена работа по отмене льгот или корректировке условий их предоставления?
— Конечно, мы стремимся быть гибкими и мобильными, не застывать, как лава, и не останавливаться — это неэффективно в условиях современного рынка. Поэтому в соответствии с требованиями времени мы совершенствуем инвестиционное законодательство и работаем над повышением бюджетной эффективности государственной поддержки в виде налоговых льгот.
Так, например, недавно внесены изменения в Закон Пензенской области «Об инвестициях и государственно-частном партнерстве». Нововведения касаются порядка выделения категории «вновь созданные предприятия». Таковым будет признаваться юридическое лицо, срок от момента создания которого до дня подачи заявки на заключение инвестиционного соглашения не превышает двух лет. Мы рассчитываем, что это послужит стимулом для компаний быстрее инвестировать средства, чтобы получить возможность претендовать на получение государственной поддержки в виде налоговых льгот. Когда мы устанавливаем льготы, то применяем принципы адресности, нуждаемости и бюджетной эффективности, поскольку пензенский регион является дотационным и нам, более чем другим субъектам, необходимо всесторонне оценивать стимулирующий эффект налоговых послаблений.
— Начиная с 2019 года Минэкономразвития России планирует сделать акцент на создании небольших промышленных площадок муниципального уровня, которые обеспечивают на конкретной территории максимально комфортные условия для создания и развития новых производств субъектами МСП, в том числе в сельском хозяйстве. Пензенская область работает в этом направлении?
— Для развития малого и среднего предпринимательства важна доступность инфраструктуры. Среднему предпринимателю не под силу в одиночку решить вопрос строительства инженерных сетей или автодорог. Мы планируем принять участие в обсуждаемой на федеральном уровне программе развития муниципальных технопарков, агропромышленных и промышленных парков, прорабатываем возможность развития небольших промышленных площадок, средняя стоимость строительства которых не превысит 500 миллионов рублей.
Такие площадки способны полностью вернуть вложенные бюджетные средства и приносить дополнительные налоговые поступления уже через пять лет после начала их строительства. Вхождение в проект позволит создать новые рабочие места, привлечь инвесторов и обеспечит районам более равномерное развитие.
— Как развивается в регионе инновационное производство?
— Пензенская область на протяжении ряда лет демонстрирует стабильный уровень развития инновационной деятельности. Особое внимание мы уделяем поддержке проектов, направленных на импортозамещение. В начале июня 2018 года в технопарке «Рамеев» запущена первая линия производства эндопротезов тазобедренного и коленного суставов. Это совместный с китайской компанией NATON проект.
ЗАО НПП «МедИнж» уже стало визитной карточкой инновационной Пензы. Активно развиваются малые инновационные предприятия «Эндокарбон», «Кардиоплант», «НаноМед», наладившие выпуск клапанов сердца, эндопротезов суставов, коронарных стентов, хирургического шовного материала. Все эти изделия, произведенные на пензенской земле, конкурируют с лучшими зарубежными образцами.
Пензенский биомедицинский кластер вообще уникален. Это единственный промышленный кластер данного профиля, включенный Минпромторгом России в реестр промышленных кластеров. Объем отгруженной продукции в 2017 году составил около 1,6 миллиарда рублей, что почти на 12,5 процента больше уровня 2016 года. В прошлом году участниками кластера выведено на рынок четыре новых медицинских изделия, еще три прошли испытания и сертификацию. Также подано шесть заявок на лицензирование новых перспективных изделий.
Еще один пример — компания «СтанкоМашСтрой», которая заняла третье место по объемам производства металлообрабатывающих станков среди 30 станкостроительных предприятий страны. Доля российских комплектующих в станках составляет ровно половину.
Всего на территории Пензенской области осуществляют свою деятельность более 200 инновационно активных предприятий, наладивших выпуск конкурентоспособной, востребованной на рынке продукции. Это и бытовая техника от ППО «ЭВТ», и лекарственные препараты от «Биосинтеза», и спецавтомобили от завода «ГРАЗ», и сельхозтехника от «Радиозавода», «Пензмаша» и «Белинсксельмаша», обои и бумага для мебельной промышленности от «Маяка», нетканый материал от «Текстона» и многое-многое другое.
— Для развития региона очень важна структура расходов бюджета, а также их эффективность. Какие расходы являются приоритетными для региона?
— Структура расходов бюджета определяется исходя из задач, стоящих перед регионом. Во-первых, конечно, это привлечение инвестиций. Во-вторых, выполнение всех закрепленных полномочий с учетом постоянно возрастающих требований к их стандартам, качеству и, соответственно, роста их стоимости. Реализация этих задач направлена на повышение качества жизни и благосостояния наших граждан.
Около 65 процентов расходов регионального бюджета ежегодно направляется на финансирование социальных отраслей. Это не только повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и социальное обеспечение населения, но и строительство, реконструкция инфраструктурных объектов социально-культурного назначения. В 2017 году на эти цели выделено около 2,4 миллиарда рублей. Мы ввели в эксплуатацию перинатальный центр, детский сад, три школы, два офиса врачей общей практики и ФАП в селах. Проведена реконструкция зданий областной станции скорой медицинской помощи, родильного дома в Пензе, стадиона «Зенит».
Сложно это делать в условиях скромного бюджета? Конечно, но тем не менее изысканы средства на капитальный ремонт 32 школ, семи районных домов культуры, спортзалов в 14 сельских школах, двух детских оздоровительных лагерей, спортивно-оздоровительного комплекса. Кроме того, в 2017 году мы открыли первый детский технопарк «Кванториум». Более 10 миллиардов рублей направлено на поддержку промышленности, сельского хозяйства, дорожной деятельности, лесного хозяйства и транспорта.
Говоря об эффективности бюджетных расходов, отмечу, что она обеспечивается прежде всего за счет применения программного метода планирования, которым охвачено 95–97 процентов бюджетных расходов. В рамках программного бюджета осуществляется увязка ресурсов с целевыми показателями, ежегодная оценка их достижения.
— По итогам 2016 года Министерство финансов Пензенской области стало номинантом Первого Всероссийского конкурса «Лучший контрольно-ревизионный орган государственного (муниципального) финансового контроля». Расскажите, пожалуйста, насколько действенна помощь внутреннего государственного финансового контроля для вас как руководителя региона?
— Хорошо налаженная, работающая как часы система финансового контроля нужна руководителю любого уровня, чтобы получать достоверную информацию о фактическом положении дел, выявлять финансовые нарушения и в результате принимать правильные управленческие решения. А для этого необходимы соответствующие механизмы и инструменты. Прежде всего успешно развивающийся казначейский контроль, который предшествует проведению платежных операций из бюджета. Еще одним механизмом является мониторинг начальной (максимальной) цены контрактов на стадии формирования заявок на закупки. Он позволяет снижать цену контракта еще до проведения конкурентных процедур, то есть более эффективно осуществлять государственные закупки для нужд нашего региона. Экономия бюджетных средств на закупках за последние три года составила более 80 миллионов рублей.
Сохраняется актуальность контроля после совершения финансово-хозяйственных операций. Задача не только и не столько установить факты незаконного расходования средств, сколько выявить резервы пополнения доходной части бюджета. Так, в 2017 году по результатам проверки эффективности использования земельных участков и имущества в бюджет города Пензы поступило более 100 миллионов рублей неналоговых доходов.
Подготовила В. П. БЕСПАЛОВА
Справка «Бюджета»
Преимущества патронажного сертификата губернатора Пензенской области:
1. Право на первоочередное прохождение согласующих инстанций.
2. Организационная и консультационная помощь со стороны органов исполнительной власти Пензенской области.
3. Возможность использования патронажного сертификата в рекламных целях.
Патронажный сертификат выдается для инвестиционных проектов, соответствующих следующим требованиям:
1. Объем капитальных вложений по инвестиционному проекту должен быть не менее 50 миллионов рублей.
2. Инвестиционный проект должен приносить чистую прибыль не позднее третьего года с момента ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом.
3. В рамках инвестиционного проекта должно быть создано не менее 30 новых рабочих мест.
4. Уровень заработной платы в рамках инвестиционного проекта должен быть не ниже средней заработной платы по отрасли его реализации по Пензенской области.