Версия для печати 1867 Материалы по теме
От «ручного» распределения к единым правилам

Альбина Петровна СВИНЦОВА, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор Департамента финансов

Начало и середина 1990-х годов для нас, финансистов России, складывались очень непросто. Изменение бюджетного и налогового законодательства, неопределенность в вопросах разграничения полномочий между уровнями власти, недостаточность финансовых ресурсов на их реализацию — все эти факторы привели к существенному дисбалансу в системе бюджетного федерализма, породили высокую степень дифференциации регионов по уровню бюджетной обеспеченности, поставив, таким образом, финансовую систему страны на грань катастрофы. В этих условиях в 1998 году Минфином России было принято верное решение о создании специального департамента, который займется реформированием (а по сути, выстраиванием с нуля) всей системы межбюджетных отношений в стране.

39-1.png

Сейчас, спустя 20 лет, можно с уверенностью сказать, что задача решается успешно. Совместно с Департаментом межбюджетных отношений Минфина России субъекты РФ преодолели непростой путь от затыкания дыр в региональных бюджетах, наличия долгов и непрозрачных механизмов финансирования полномочий до гармонично выстроенной, устойчивой и сбалансированной бюджетной системы, прозрачного бюджетного и налогового законодательства.

Отправной точкой создания новой системы межбюджетного регулирования стала разработанная в недрах Минфина России и принятая в 1998 году Правительством РФ Концепция реформирования межбюджетных отношений в 1999–2001 годах. Благодаря этому документу осуществился переход от «ручного», индивидуального распределения финансовой помощи субъектам РФ под фактические расходы к четко установленным бюджетным законодательством и единым для всех регионов правилам распределения финансовой помощи на формализованной основе.

Кроме того, были созданы механизмы обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, сформированы базовые элементы системы межбюджетных отношений, разработаны методики межбюджетного регулирования, позволившие поставить на прозрачную формализованную основу финансовые взаимоотношения между федеральным центром и регионами. Помимо этого, были внедрены принципы программно-целевого бюджетирования и среднесрочного бюджетного планирования, получившие в дальнейшем большое развитие, что послужило импульсом к проведению аналогичной работы на региональном и муниципальном уровнях. Считаные годы спустя в программной структуре и на трехлетней основе стал формироваться федеральный бюджет, а затем и региональные и местные бюджеты.

В разное время руководителями департамента были Н. С. Максимова, А. Г. Силуанов, А. В. Юрин. Важнейший вклад в успешное развитие межбюджетных отношений внес коллектив под руководством Л. А. Ерошкиной, которая не только возглавляет его последнее десятилетие, но и является активным участником процесса реформирования межбюджетных отношений на протяжении всей своей работы в Минфине России.

39-2.png

При этом внешние условия для развития межбюджетных отношений далеко не всегда были благоприятными. Финансово-экономические кризисы 1990-х и 2000-х годов стали серьезными вызовами для бюджетной системы страны. Однако устойчивость созданного институционального каркаса в сочетании с быстрыми оперативными действиями на федеральном уровне способствовала сохранению финансовой стабильности в субъектах РФ.

Накопившиеся в ряде регионов проблемы решаются с помощью преду­смотренных Правительством РФ мер бюджетной консолидации, а также региональных программ оздоровления государственных финансов. Работа по обеспечению сбалансированности региональных и местных бюджетов, ограничению роста государственного долга ведется Минфином России на постоянной основе, причем не только с по­мощью выравнивания бюджетной обеспеченности и реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Ее важнейшей частью является создание стимулов для самостоятельного экономического развития регионов, роста налогового потенциала, дальнейшего повышения качества управления региональными финансами и долгом.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации. Их решение требует активного участия регионов в формировании и реализации национальных проектов по ключевым направлениям — от повышения производительности труда до развития цифровой экономики, от развития инфраструктуры до поддержки малого и среднего предпринимательства. Повышение качества управления региональными и муниципальными финансами становится особенно важным в этих условиях. И дело не только в ресурсах — фактически указ предъявляет повышенные требования к увязке стратегического и бюджетного планирования, предусматривая приоритизацию бюджетных расходов на реализацию национальных проектов и координацию целевых показателей на федеральном уровне и в разрезе субъектов РФ. Более того, за главами регионов закрепляется ответственность за достижение целей и решение задач в части, касающейся соответствующего субъекта РФ. Не менее важны и требования к организации работы по реализации национальных проектов, которая должна будет проводиться на проектной основе.

Наличие новых, сложных задач открывает перед нами прекрасную перспективу для профессиональных свершений. А накопленный опыт и готовность к новым вызовам позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.

Хочется тепло поздравить всех сотрудников Департамента межбюджетных отношений Минфина России с юбилеем! Вы решаете важнейшие вопросы государственной финансовой политики России и делаете это профессионально, ответственно и креативно. Не случайно немецкий писатель Бертольд Авербах писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство».

 

 


Поделиться