Финансы№8 август 2018 — 16 августа 2018

Мы говорим — Департамент межбюджетных отношений, подразумеваем — Минфин России. Мы говорим — Минфин России, подразумеваем — Департамент межбюджетных отношений

Российская Федерация

Версия для печати 2356 Материалы по теме
Мы говорим — Департамент межбюджетных отношений, подразумеваем — Минфин России. Мы говорим — Минфин России, подразумеваем — Департамент межбюджетных отношений

Владимир Филиппович БОРОВИК, заместитель губернатора Белгородской области — начальник Департамента финансов и бюджетной политики

Прекрасно помню, что образование Департамента межбюджетных отношений было встречено коллегами — руководителями финорганов России с большим одобрением и ожиданиями. Безусловно, в тяжелейшие 1990-е годы прошлого века Минфин России смог удержать в шатком равновесии финансовую систему страны, но межбюджетные отношения формировались в те годы во многом стихийно и разновекторно, а принципы бюджетного федерализма выстраивались формально, к тому же все эти процессы проходили на фоне глубокого ресурсного голода. Вновь организованная структура — Департамент межбюджетных отношений — взяла на себя реализацию комплексного подхода в работе с регионами и одновременно выступила в роли объективного заступника за них.

За довольно короткое время была реализована правительственная концепция реформирования межбюджетных отношений, были разработаны и начали эффективно действовать Налоговый и Бюджетный кодексы, сформирован новый механизм бюджетного выравнивания. Распределение трансфертов Фонда финансовой поддержки регионов стало осуществляться по новой методике с учетом хотя и несовершенных, но все же формализованных критериев и процедур. Существенное влияние на межбюджетные отношения оказало принятие и реализация Федерального закона № 131-ФЗ, в результате чего были реформированы финансовые взаимоотношения с органами МСУ, образован четвертый уровень бюджетной системы — поселенческий.

41-1.png
41-2.png
41-3.png

С 2005 года начался процесс передачи и делегирования расходных полномочий от федерального бюджета региональным, не всегда, к сожалению, обеспеченный соответствующими финансовыми ресурсами. Непросто мы пережили кризис 2008–2009 годов. Из-за проблем на бюджетообразующих предприятиях Белгородская область сразу потеряла треть собственных доходов. И тогда благодаря объективности и твердой позиции Департамента межбюджетных отношений федеральный бюджет поддержал регион бюджетными кредитами, что позволило выполнить все социальные обязательства. Вследствие реализации комплекса антикризисных мер уже в 2011 году был восстановлен докризисный уровень доходной базы области.

Еще одним событием, которое потрясло нас, стало создание в 2012 году института консолидации налогоплательщиков (КГН). Благие намерения справедливого распределения налогов от прибыли, и это сейчас признано, привели к явной диспропорции. Белгородская область снова оказалась в числе наиболее пострадавших регионов.

Стагнация доходной базы и объективный рост расходов социальной направленности вызвали необходимость привлечения заемных средств уже не на инвестирование, а на решение вопросов стабильности бюджетов. И тогда деятельность Департамента межбюджетных отношений получила новый вектор работы, направленный на сокращение долговой нагрузки регионов и реализацию мер по стабилизации финансового состояния. Надо признать, что позиция Минфина России и требования к регионам по сокращению госдолга были и остаются очень жесткими, но, безусловно, оправданными — благодаря комплексу мер, в том числе реструктуризации задолженности, наша область высвободила более четырех миллиардов рублей. Следует отметить, что Департаменту межбюджетных отношений пришлось взять на себя несвойственные ему функции и в кратчайшие сроки погрузиться в работу с долговыми обязательствами регионов, а также в экономические проблемы, разработку мер по оздоровлению и стимулированию социально-экономического развития регионов. В настоящее время под руководством департамента мы работаем с модельным бюджетом, инвентаризацией расходных полномочий — тема не бесспорная, но крайне важная и интересная.

Сегодня я могу с гордостью сказать, что мне посчастливилось работать с великолепными руководителями, в разных ролях возглавлявшими межбюджетные отношения в стране. Это, конечно же, основатель департамента Н. С. Максимова, которую в кулуарных разговорах мы до сих пор по старой памяти называем «нашей мамой». Это скромный, внешне неброский, но очень организованный А. В. Юрин. Это на первый взгляд «мягкая и пушистая», но на самом деле очень жесткая при принятии решений Л. А. Ерошкина. И это, конечно же, А. Г. Силуанов и Л. В. Горнин, нынешние должности которых заслуженно говорят сами за себя.

Ответственный и внимательный подход к делу, истинный профессионализм характеризуют практически всех — и нынешних, и уже ушедших на заслуженный отдых или в другие структуры — сотрудников департамента. Мы, регионалы, знаем, что здесь для нас всегда открыты двери, к нашему мнению прислушиваются, нас не поучают, а учат! Мы считаем, что Департамент межбюджетных отношений является не просто одним из подразделений Минфина, но проводником и связующим звеном между регионами и Федерацией в деле формирования эффективной бюджетной политики. Это центральный орган ведомства, поскольку именно он координирует финансовую деятельность субъектов РФ — главных звеньев государственной политики. На протяжении 20 лет этот статус подтверждается неизменно!

 


Поделиться