Валентина Николаевна АРТАМОНОВА, заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов
Вопросы развития и совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации являются основным направлением бюджетной политики на федеральном уровне. В последние годы Министерством финансов РФ, Департаментом межбюджетных отношений Минфина России проведена огромная работа по совершенствованию механизмов и инструментов межбюджетного регулирования.
Существенное влияние на сбалансированное исполнение региональных бюджетов оказала проводимая в период с 2014 по 2017 год политика замещения долговых обязательств субъектов РФ бюджетными кредитами из федерального бюджета. Благодаря мерам, принятым на федеральном уровне, регионам, реализующим взвешенную бюджетную политику, удалось снизить долговую нагрузку на бюджет, что позволило значительно сократить расходы на обслуживание государственного долга и перенаправить высвобожденные средства на решение социально значимых вопросов и вопросов развития региона.
Значимым для регионов стало также решение о продлении срока предоставления бюджетных кредитов с трех до пяти лет — оно позволило более равномерно распределить долговую нагрузку на бюджеты. Еще одним беспрецедентным шагом на пути оздоровления региональных финансов стала реструктуризация предоставленных субъектам РФ в 2015–2017 годах бюджетных кредитов. Например, Вологодской области реализация программы реструктуризации бюджетных кредитов на трехлетний период (2018–2020 годы) позволила направить на погашение задолженности по кредитам федерального бюджета в три раза меньше бюджетных средств, чем при действовавших ранее условиях. Бюджетный эффект от реструктуризации бюджетных кредитов и сокращения объема расходов на обслуживание государственного долга за три года оценивается по Вологодской области в объеме 4 миллиарда рублей. Эти средства направлены в первую очередь на реализацию инфраструктурных проектов в социальной сфере.
Эти меры, а также реализуемый Вологодской областью комплекс мероприятий по укреплению доходной базы бюджета, повышению эффективности бюджетных расходов, снижению долговой нагрузки позволили региону за 2015–2017 годы сократить объем государственного долга области на 11 миллиардов рублей, или практически на треть. И если в 2013–2014 годах уровень государственного долга области практически соответствовал поступлению в региональный бюджет налоговых и неналоговых доходов, то к началу 2018 года мы достигли экономически безопасного уровня — 47% от налоговых и неналоговых доходов.
Особое внимание Минфин России в последние годы уделял вопросам выстраивания взаимоотношений с субъектами РФ в части предоставления финансовой поддержки регионам по понятным и прозрачным принципам, обеспечивающим стабильность межбюджетных отношений. Установлены общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета. Распределение субсидий между регионами на очередной финансовый год и плановый период теперь осуществляется при принятии федерального бюджета. Оптимизированы и сроки заключения соглашений о предоставлении субсидий. Установлен единый порядок определения предельного уровня софинансирования расходных обязательств регионов с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Все это позволило не только укрепить финансовую дисциплину в регионах, но и создать условия для эффективного и своевременного использования бюджетных средств.
Департамент межбюджетных отношений постоянно совершенствует методику оценки качества управления региональными финансами. Ежегодно она пополняется новыми оценочными показателями. Данная методика позволяет субъектам Федерации корректировать организацию бюджетного процесса с целью безусловного исполнения всех требований бюджетного законодательства, учитывать лучшие практики, применяемые в регионах. Такая методика оценки деятельности региональных финансовых органов в значительной мере повышает соревновательный дух и заставляет субъекты РФ улучшать качество своей работы. Вологодская область по итогам 2016 года вошла в группу регионов с высоким качеством управления региональными финансами, чему во многом способствовал жесткий контроль за исполнением всех показателей, входящих в методику оценки.
Также на федеральном уровне введена система поощрения регионов за достижение наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий. Вологодская область в 2017 году получила из федерального бюджета грант в сумме 404 миллиона рублей. Сохранение в среднесрочной перспективе поощрения регионов и распределение грантов между 40 субъектами будет стимулировать регионы к увеличению собственных доходов и поддержанию высокой динамики социально-экономического развития.
В рамках достижения поставленных указом Президента РФ № 204 национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на период до 2024 года система межбюджетных отношений потребует дальнейшего совершенствования. И здесь, безусловно, главная координирующая роль принадлежит Министерству финансов РФ и его Департаменту межбюджетных отношений, который играет ведущую роль во взаимодействии с регионами.
Департамент межбюджетных отношений и концептуально, и фактически ближе всех к региональным финансистам. И нам приятно отметить высокий профессионализм и неравнодушие к проблемам регионов сотрудников департамента и его руководителей Н. С. Максимовой, А. В. Юрина, А. Г. Силуанова, Л. А. Ерошкиной. Уверены, что с помощью наших коллег из Департамента межбюджетных отношений Минфина России мы справимся с любыми задачами, которые перед нами ставит руководство страны.