Валерий Дмитриевич ДЗГОЕВ, председатель Союза развития государственных финансов, руководитель объединенной редакции издательского дома «Бюджет»
С Департаментом межбюджетных отношений Министерства финансов РФ работа связывает меня последние 20 лет: вначале как руководителя финансового органа Республики Северная Осетия — Алания, затем как издателя и главного редактора журнала «Бюджет». Сегодня можно смело утверждать, что департамент, его руководители — Н. С. Максимова, А. Г. Силуанов, А. В. Юрин и Л. А. Ерошкина, все сотрудники внесли выдающийся вклад в создание системы государственных финансов современной России. За эти 20 лет система межбюджетных отношений проделала огромный путь, оставив в прошлом методы ручного управления и превратившись в стройный механизм, работающий в соответствии с принципами бюджетного федерализма.
При этом департамент оказывает непосредственное влияние на качество бюджетов субъектов Федерации, на уровень управления региональными финансами. Нет сомнений, что и впредь федеральный центр через механизмы, выстроенные Департаментом межбюджетных отношений Минфина России, будет надежно подпирать финансовое благополучие регионов страны.
Присоединяясь ко всем поздравлениям и пожеланиям юбиляру, хочу обратить внимание на одну тему, которая, казалось бы, напрямую не имеет отношения к деятельности Департамента межбюджетных отношений. Речь идет о вопросах кадрового обеспечения региональных и муниципальных финансовых служб. Совершенно очевидно, что для финансистов общественного сектора главными работодателями являются руководители региональных и муниципальных финорганов. В свою очередь, для самих руководителей самой важной структурой, самым авторитетным органом является Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов РФ. Не случайно при назначении региональных министров учитывается мнение департамента, а в конкурсе молодых специалистов-финансистов, который проводит Союз финансистов России, жюри возглавляет директор Департамента межбюджетных отношений Л. А. Ерошкина.
Проблема, о которой мы говорили неоднократно, заключается в отсутствии современного сбалансированного курса лекций по теории общественных финансов для студентов российских вузов. Исключительную важность такого курса в своей книге «Государственные финансы и государственная политика» легко и емко объясняет Дж. Грубер: «…теория государственных финансов — это учение о роли правительства в экономике. Теория отвечает на четыре вопроса государственных финансов: когда? Как? Что получается в результате вмешательства? Почему выбрали тот или иной метод влияния?»
В начале 2000-х годов нам вместе с коллегами удалось приобрести права, перевести и издать замечательные учебники по теории госфинансов всемирно известных авторов Д. Брюммерхоффа, Р. Масгрейва, Дж. Грубера. Тогда у нас появилась надежда, что наконец лед тронулся и вот-вот вместо банального пересказа Бюджетного кодекса студенты получат добротный курс теории общественных финансов. Прошло 20 лет, но мало что изменилось.
Сегодня в Союзе развития государственных финансов создан Совет по развитию профессиональных стандартов деятельности в сфере государственных финансов под руководством Г. М. Кадыровой, замминистра промышленности и торговли РФ. В настоящее время существует 34 конкретных профессиональных стандарта в сфере экономики и финансов, однако легко заметить, что специализация «общественные финансы» там не представлена. Надеемся в рамках деятельности союза разработать профессиональные стандарты для сферы государственных финансов, что позволит повлиять и на федеральные государственные образовательные стандарты.
Мы должны добиться того, чтобы студенты, которые выбрали своим поприщем общественный сектор, смогли прослушать современный курс по теории общественных финансов. Убежден, что ради этой цели необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон — как теоретиков, так и практиков.