С 2017 года Общероссийский народный фронт активно сотрудничает с Управлением по борьбе с картелями ФАС России. О результатах совместной работы в сфере госзакупок на пресс-конференции, прошедшей 17 июля в ТАСС, рассказали представители ОНФ и ФАС России.
Как отметил координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы РФ А. А. Гетта теме картелей и сговоров на торгах активисты ОНФ начали уделять особое внимание в ходе мониторинга государственных закупок по отдельным направлениям. Это организация питания в детских садах, больницах, в социальных учреждениях, обеспечение лекарствами, расходными материалами учреждений здравоохранения, строительство социальных объектов. «Было выявлено очень много ухищрений со стороны недобросовестного бизнеса, — отметил депутат. — Мы обычно занимаемся заказчиками, чиновниками, нечистыми на руку, но здесь в поле зрения попали отдельно взятые представители бизнеса, которые вместо конкурентной борьбы предпочитают договариваться о разделе рынка: ты мне здесь не мешай, корми, допустим, детские сады, а я в больницы буду поставлять питание».
«Сговор» ОНФ и ФАС
Данную работу ОНФ осуществляет в тесном взаимодействии с ФАС на протяжении примерно года. За это время активисты-эксперты направили в антимонопольную службу информацию о закупках с признаками нарушений принципов конкуренции на сумму более 175 миллиардов рублей. По итогам первых расследований ФАС оштрафовала компании, участвующие в антиконкурентных соглашениях, на общую сумму около 123 миллионов рублей. Всего в ФАС передано более 70 дел, часть материалов дорабатывается. Активисты рассматривают все направления, включая спорт, экологию, медтехнику, питание, строительство. В среднем в одном материале обобщаются данные по 30 и более закупкам.
По словам депутата, отдельной темой в борьбе с картелями и сговорами стала закупка ГСМ. Особенно актуальна она применительно к северным регионам, где для котельных, отапливающих жилые дома, используют в том числе дизельное топливо. Соответственно, стоимость ГСМ напрямую влияет на стоимость услуг ЖКХ и кошелек граждан. По словам представителя ОНФ, жертвами картеля стали больницы, госучреждения, госкомпании, например «Ростелеком», на территории Якутии.
В группу компаний с признаками картеля, к примеру, попали «Саханефтегазсбыт» и «Нефтяная компания “Туймаада-нефть”». Обе компании работают в Якутии. Они поочередно выигрывали контракты с минимальным снижением. Также такого рода торги активисты выявили в Санкт-Петербурге и Москве. Эти две компании, с 2010 года работая в паре и организуя картель, дают минимальное снижение на торгах. В общей сложности они получили контракты на сумму 22,1 миллиарда рублей. Всю информацию о признаках этого картельного сговора эксперты Народного фронта передали в ФАС России. Статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России А. Ю. Цариковский, комментируя данную информацию, заверил: «На следующей неделе мы уже будем в Якутии, и этому делу мы уделяем очень большое внимание. Вчера (16 июля. — Прим. ред.) уже было возбуждено дело».
Второй картель, выявленный ОНФ, действует на территории Камчатского края. Речь идет о трех компаниях, у которых с 22 по 24 мая 2018 года цены на ГСМ одновременно выросли с 1,5 рубля до 5,9 рубля за литр. В этих действиях ОНФ также увидел признаки картеля.
Сила общественного контроля
Цариковский отметил, что для эффективной борьбы с картелями ФАС очень важно сотрудничать с представителями общественности, которые выявляют конкретные случаи нарушения антимонопольного законодательства. «Именно общественные организации участвуют в главном — формировании отношения общества к такому явлению, как картели. Одним из наших серьезнейших союзников является Общероссийский народный фронт», — отметил статс-секретарь. По его мнению, активисты ОНФ прошли огромный путь профессионализации: научились разбираться в антимонопольном законодательстве, понимать и выявлять факты, свидетельствующие о картельном сговоре.
Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России А. П. Тенишев также считает, что в выявлении сомнительных госзакупок очень важен общественный контроль. «С этой точки зрения Народный фронт — наша опора, это тысячи небезразличных активистов, которые пристально следят за тем, что происходит с государственными закупками, насколько эффективно тратятся государственные деньги, — отметил представитель ФАС. — На сегодняшний день результативность ОНФ в сфере выявления фактов недобросовестных закупок очень высока, практически в 90 процентах случаев, указанных ОНФ, были возбуждены дела».
Картели в Самарской области
О картелизации страны на примере Самарской области рассказал координатор проекта «За честные закупки» в регионе В. В. Нуждин. Он сообщил, что сегодня в Самарской области одно дело о картельном сговоре находится на рассмотрении в суде и еще одно — в Следственном комитете. Эта история началась с того, что активисты увидели: цены на лекарственные препараты в Самарской области намного выше, чем в соседних регионах. Проанализировав информацию, выявили признаки сговора.
Одним из самых громких дел в регионе стали поставки по завышенным ценам лекарственных препаратов Самарскому областному клиническому центру профилактики и борьбы со СПИД и Тольяттинской городской клинической больнице № 5, выявленные ОНФ в 2015 году. По результатам торгов компании «Фарм СКД» и «Новофарм» поставляли в регион лекарственные препараты по завышенным ценам. Компании создавали видимость конкуренции при проведении аукционов на поставку лекарств и медицинских изделий для медорганизаций на сумму свыше 400 миллионов рублей.
После обращения активистов ОНФ в декабре 2016 года в ФАС антимонопольная служба признала компании виновными в создании картеля. Всего в поле зрения контролеров попало 465 электронных аукционов.
В итоге участники выявленного картеля были оштрафованы ФАС России, но только в мае текущего года по этому случаю было возбуждено уголовное дело. «Компании несколько раз оспаривали назначенные штрафы. Так, Арбитражный суд Самарской области частично удовлетворил требование “Фарм СКД” и снизил размер штрафа с 85,3 миллиона рублей до практически 4,2 миллиона. На днях одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановил восстановить сумму штрафа в полном объеме», — сообщил Нуждин.
Пробелы законодательства
О трудностях в борьбе с картелями рассказал эксперт проекта ОНФ В. А. Алексеев. В качестве примера он обозначил проблему сговора между хозяйствующими субъектами, у которых один и тот же учредитель. Согласно российскому законодательству соглашение между такими хозяйствующими субъектами, даже если оно подпадает под признаки картельного, картелем не признается (часть 7 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135‑ФЗ «О защите конкуренции»). Цариковский подтвердил, что такая проблема существует и является серьезной помехой в борьбе с картелями. Он также отметил, что будут разрабатываться соответствующие изменения законодательства.
Тенишев отметил еще одну, специфическую для российских реалий, проблему — договоренности хозяйствующих субъектов с заказчиками — государственными и муниципальными органами. В качестве примера он привел одно из последних уголовных дел по картелям, расследование которого ведется в Республике Дагестан. По последним данным, участники регионального картеля в сфере закупок медикаментов и медицинской техники получили доход в размере около 8 миллиардов рублей.
Т. И. ВАЗАРХАНОВ