О региональном опыте централизации функций бухгалтерского учета и отчетности «Бюджету» рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.
— Валентина Николаевна, в Вологодской области с 2015 года реализуется масштабный проект по централизации бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора. О каких результатах 2018 года вы можете рассказать?
— Действительно, по поручению губернатора области О. А. Кувшинникова с 2015 года в нашем регионе реализуется проект по централизации учетных функций органов исполнительной государственной власти и государственных учреждений. В соответствии с постановлением регионального правительства от 22 декабря 2014 года № 1173 бухгалтерский учет и отчетность органов власти и государственных учреждений переданы в пять государственных учреждений, на базе которых созданы центры бухгалтерского учета.
Основной площадкой для централизации учетных функций органов исполнительной государственной власти и казенных учреждений стало государственное казенное учреждение «Областное казначейство». В структуре учреждения создано специализированное структурное подразделение — Центр бухгалтерского учета, который выполняет учетные функции 81 организации государственного сектора. Сегодня в центре работают 96 высококвалифицированных специалистов.
В ведущих отраслях — образовании, здравоохранении, культуры, социальной защите населения — созданы ведомственные центры бухгалтерского учета. Необходимость их организации связана прежде всего с наличием специфики бухгалтерского учета в каждой сфере и большим количеством подведомственных учреждений. В настоящее время на централизованное ведение учета переданы функции всех органов исполнительной государственной власти области, государственных казенных и автономных учреждений. С 2017 года проводится передача функций бюджетных учреждений. В 2018 году, после передачи функций бюджетных учреждений здравоохранения, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования, реализация проекта в государственном секторе завершится.
— За последние годы Вологодская область совершила качественный прорыв в информатизации бухгалтерского учета. Какие преимущества дает применение современных информационных технологий?
— Реализация проекта позволила создать единое информационное пространство участников бюджетного процесса Вологодской области. Проведена автоматизация всех направлений хозяйственной деятельности учреждений, каждый факт хозяйственной жизни отражается в централизованной системе бухгалтерского учета и отчетности.
В государственном секторе области организован электронный юридически значимый документооборот. Документирование фактов финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений предусмотрено с помощью электронных документов, специализированных по разделам учета, с получением унифицированных форм первичных документов. Первичные документы в электронном виде соответствуют требованиям федерального законодательства в области бухгалтерского учета.
Работа системы основана на принципе однократного ввода информации, что позволяет значительно сократить время на осуществление всех операций и оптимизировать численность занятых сотрудников. Регламентные операции выполняются автоматически. Однажды созданный документ многократно используется в информационных системах. Созданная информационная система учета, интегрированная с информационными системами отчетности, планирования и исполнения бюджета, является частью создаваемого регионального сегмента «Электронного бюджета».
— Есть ли у Департамента финансов планы по совершенствованию системы учета и отчетности? Какие задачи вы ставите на ближайшие годы?
— Учитывая, что передача функций бухгалтерского учета на централизованное ведение завершается, мы переходим к реализации следующего этапа внедрения цифровых технологий в процесс управления общественными финансами — использованию единой информационной системы, которая содержит весь пул учетных данных, при принятии управленческих решений и проведении контрольных мероприятий. Например, в настоящее время для нас актуален вопрос, как обеспечить единство подходов при расчете предельной штатной численности центров учета. И система предоставляет информацию об интенсивности работы по формированию первичных документов, отражению данных в регистрах учета и отчетности, причем она формируется в разрезе сфер деятельности, направлений работы учреждения и каждого специалиста (рисунок 1). Утвержденные нормативы предельной штатной численности центров учета областного уровня мы планируем применять и на муниципальном уровне.
Созданная система позволяет повышать эффективность исполнения контрольных функций. Для руководителей органов власти и учреждений предусмотрена возможность получения в доступной форме информации, которая отражается в данных бухгалтерского учета, о финансово-хозяйственной деятельности. Единая информационная система в режиме реального времени в табличном и графическом изображениях формирует для руководителя информацию о доходах и расходах учреждения, остатках средств на счетах, заключенных и заключаемых контрактах, принятых и оплаченных обязательствах, кредиторской и дебиторской задолженности и другие аналитические отчетные данные по показателям деятельности учреждения. При этом есть возможность данные по учреждению сопоставить с аналогичными данными по отрасли.
Руководители органов власти имеют право онлайн-доступа к отчетам, формируемым в разрезе всех подведомственных учреждений. Например, к показателям финансово-хозяйственной деятельности учреждений, к мониторингу средней заработной платы (рисунок 2). Все это позволяет своевременно принимать необходимые управленческие решения. Время цифровых технологий открывает перед нами новые горизонты, и мы должны это использовать для совершенствования работы бюджетной сети Вологодской области и дальнейшего повышения эффективности бюджетных расходов.
— С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты бухгалтерского учета. Появляются ли у финансистов области какие-то дополнительные задачи в связи с тем, что переход на новые правила нужно осуществлять в условиях централизации учетных функций?
— Реформа системы стандартов бухгалтерского учета и отчетности нацелена на то, чтобы обеспечить соответствие национальной системы требованиям международных стандартов. Вводимые правила обеспечивают согласованность бюджетной, бухгалтерской и статистической отчетности организаций государственного сектора, закладывают основу для повышения качества управления государственной и муниципальной собственностью. Сегодня Министерство финансов РФ активно привлекает профессиональное сообщество субъектов РФ к участию в мероприятиях по обсуждению проектов федеральных стандартов и методических рекомендаций по их применению. Проведение заседаний круглых столов по рассмотрению новых правил учета позволяет своевременно разъяснять и ускорить внедрение принятых федеральных стандартов.
С 1 января 2018 года вступили в силу пять федеральных стандартов, которые дали старт бухгалтерскому сообществу на переход на международные правила ведения учета. С 2019 года вступают в силу еще шесть стандартов, всего с 2022 года планируется внедрение до 30 федеральных стандартов. В связи с этим у центров бухгалтерского учета появилась еще одна функция — они стали центрами компетенции по переходу на международные правила учета для государственных учреждений области. Безусловно, внедрение федеральных стандартов не только коснется вопросов ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, но и повлияет на совершенствование бюджетных процедур в целом.
— Валентина Николаевна, ведется ли работа по централизации учетных функций на муниципальном уровне?
— Сегодня в нашей области вопросом централизации учетных функций занимаются все муниципальные образования. В соответствии с поручениями нашего губернатора в 2018 году предусмотрено создание единых межведомственных центров учета в муниципальных районах, в 2019 году — переход всех организаций муниципального уровня на централизованное ведение учета в единой централизованной информационной системе учета и отчетности Вологодской области.
В отдельных муниципальных районах уже созданы единые межведомственные центры учета, проведены мероприятия по заключению соглашений о передаче функций, переданы функции органов местного самоуправления и муниципальных учреждений района. В настоящее время проводятся мероприятия по внедрению единой централизованной информационной системы учета и отчетности, обучению работников учреждений и переводу финансово-хозяйственной деятельности учреждений на электронный документооборот. Положительный опыт таких муниципальных районов показал важность проведения аналогичных мероприятий во всех муниципальных образованиях области.
С целью обеспечения единого подхода к организации и проведению муниципальными районами и городскими округами централизации учетных функций Департамент финансов области подготовил соответствующие методические рекомендации, провел обучение специалистов финансовых органов муниципальных образований и центров бухгалтерского учета. В настоящее время все муниципальные районы и городские округа реализуют дорожные карты по централизации бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности. В текущем году в двух муниципальных районах — Тотемском и Шекснинском — мероприятия по передаче функций органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, поселений и переходу на единую централизованную информационную систему учета и отчетности Вологодской области будут завершены, во всех остальных муниципальных районах переход будет обеспечен в 2019 году.
— Какой эффект вы ожидаете от проведения централизации учетных функций на муниципальном уровне?
— Самой важной для нас является задача повышения качества бухгалтерского учета и формирования достоверной отчетности на основе единой методологии, позволяющей стандартизировать учетные процедуры от момента создания первичного документа до формирования отчетности. Повышение скорости выполнения учетных функций путем формализации документооборота, внедрения единых принципов работы сотрудников, унификации и стандартизации документов и процедур приведет к сокращению расходов на выполнение учетных функций. Отложенный ежегодный бюджетный эффект ожидается в сумме более 150 миллионов рублей (рисунки 3, 4). Помимо бюджетного эффекта автоматизация всех направлений финансово-хозяйственной деятельности на основе современных программ и технологий позволит повысить открытость и прозрачность деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, вывести управление муниципальными финансами Вологодской области на качественно новый уровень.
Подготовил И. А. Седов