По традиции особое внимание на Московском финансовом форуме было уделено теме государственных закупок.
В этом году внимание было сфокусировано на самом важном аспекте развития российской контрактной системы — информационном обеспечении. Спикеры сессии «Цифровые государственные закупки» рассказали, на каком отрезке не совсем простого пути находится российская контрактная система.
Кодекс госзакупок
С начала июля вступила в силу значительная часть масштабных поправок к Законам № 44 ФЗ и № 223 ФЗ, предусматривающих электронизацию закупочных процедур. В том числе нормы, определяющие порядок работы механизма спецсчетов для размещения средств обеспечения заявок. Именно с этих глобальных изменений и начал свое выступление заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров. По его словам, для перевода закупок в электронный формат, а также для внедрения новой схемы финансового взаимодействия электронных торговых площадок и банков с начала года правительство приняло около 30 актов. Было отобрано восемь электронных торговых площадок и 17 банков, в которых участники закупок могут открывать спецсчета для участия в торгах.
По словам замминистра, банки и ЭТП подписали соглашения о взаимодействии и тем самым, по сути, дали старт практической настройке новых механизмов. «Мы рассчитываем, что до 1 октября будут улажены все проблемы и система начнет функционировать», — выразил надежду спикер. Сейчас Минфин России работает над вопросами уточняющего характера, а именно над упорядочиванием статуса специального счета, разрешением ситуации, при которой победитель процедур уклоняется от оплаты услуг ЭТП, и другими. Вместе с тем Лавров заверил, что с 1 января 2019 года новая система заработает в полном объеме.
Кроме перехода на полное применение электронных процедур, перед регулятором контрактной системы стоит еще одна не менее масштабная задача — создание каталога товаров и услуг. Как отметил Лавров, пока она не будет решена, контрактная система «летать не будет».
Специалисты и эксперты Министерства финансов РФ уже около года работают над созданием этого каталога, который сегодня содержит более 36 тысяч позиций, из них 6 тысяч — по лекарственным средствам. «Благодаря каталогу мы впервые получили систематизированное описание значительной части закупок, —
отметил замминистра. — Применение данной системы позволит получать сопоставимые данные о ценах закупок, более глубоко использовать аналитику, а в перспективе и возможности по планированию закупок. Двигаясь в рамках дорожной карты, к концу следующего года мы завершим формирование каталога. Это будет система, которая способна развиваться самостоятельно, нужно лишь следить, чтобы принципы, заложенные в ее основу, соблюдались».
Что касается долгосрочной перспективы развития контрактной системы, то, по мнению Лаврова, необходимо проработать ее узкие места. А именно упростить формат заявки, освободить субъекты МСП, доказавшие свою эффективность, от необходимости обеспечения заявки, прописать право заказчика заключать контракт со вторым победителем торгов, упорядочить процесс определения единственного поставщика, сделать его прозрачным, чтобы получить ясное понимание того, из чего складывается цена контракта. «В целом вся система закупок, очевидно, требует определенного упрощения. Есть избыточное регулирование и в отношении требований заказчика к поставщикам. И здесь основной акцент должен быть сделан на увеличение количества закупок, осуществленных по принципу электронного магазина», — сказал Лавров. Нововведения в системе позволят заказчикам выбирать поставщиков стандартизированных товаров или услуг без сложных процедур. По словам представителя финансового ведомства, соответствующий пилотный проект уже реализуется с участием Правительства Москвы и госкорпорации «Ростех». По его итогам будет рассмотрен вопрос о дальнейшем внедрении и развитии данного механизма. Также спикер сказал о возможности увеличения ценового потолка закупок, которые могут реализовываться через электронный магазин. «Когда у нас появится более четкое видение стратегии развития контрактной системы, мы хотели бы начать двигаться к Кодексу государственных и муниципальных закупок, в который будут интегрированы все существующие сегодня правовые акты в данной сфере», — подытожил сказанное Лавров.
ЕИС в топ-50
По словам заместителя руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе, ЕИС в сфере закупок сегодня входит в топ-50 ключевых информационных систем России. «ЕИС — это порядка 400 тысяч организаций, работающих в правовом поле законов № 223 ФЗ и № 44 ФЗ, два миллиона активных пользователей, более 10 тысяч различных автоматизированных проверок, интеграция с более 200 информационными системами и 140 миллионов транзакций ежедневно», — подчеркнула масштаб системы Катамадзе.
Говоря о главных направлениях работы, представитель Федерального казначейства, так же как и предыдущий оратор, подчеркнула, что с 1 января 2019 года будет осуществлен переход на полную электронную контрактацию по новой схеме: электронный контракт со стороны заказчика заключается в ЕИС, со стороны поставщика — на площадке. «С 1 октября мы переходим на новую схему, а с 1 января 2019 года она станет единственной и бумажные процедуры уйдут», — напомнила спикер.
Она также отметила, что в этом году реализована интеграция автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК) с ЕИС, и в следующем году работа в этом направлении будет продолжаться. «Теперь при размещении извещений и контрактов в реестре автоматически идет сверка с лимитами бюджетных показателей, то есть ситуация, при которой они будут превышены, невозможна», — подчеркнула Катамадзе.
В рамках казначейского сопровождения с 1 января 2019 года будет начата работа по полной автоматизации закупочной деятельности поставщиков и созданию сервисов для них. Они также смогут заключать электронные контракты и осуществлять электронное актирование. «Все это будет связано с платежами в АС ФК и в других информационных системах, что существенно упростит систему казначейского сопровождения», — отметила представитель Федерального казначейства.
Надежды малого бизнеса
Точку зрения предпринимателей на происходящие изменения в контрактной системе представила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Е. Н. Дыбова. По ее словам, бизнес-сообщество возлагает серьезные надежды на то, что запуск системы электронных закупок будет максимально просчитанным, отработанным, а предлагаемые механизмы просты в использовании. «Необходимо стремиться к тому, чтобы, открыв документацию, достаточно было бы выбрать нужные пункты, согласиться с тем, что предлагает заказчик и дальше спокойно готовиться к конкурсу. Сейчас такой системы мы не наблюдаем», — отметила Дыбова. Также спикер считает, что использование данной системы требует серьезной квалификации и уровня знаний, высокой скорости адаптации, что не всегда свойственно малому бизнесу, особенно в регионах.
По данным Минфина России, в настоящее время по новым правилам закупки проводят 240 госзаказчиков, уже разместивших около 500 извещений. Это подтверждает, что у заказчиков есть интерес к проведению всех закупок в электронной форме, которые проводятся быстрее, с меньшим числом ошибок и т. п. Первые итоги и сравнение эффективности электронных (проведенных по новым правилам) и бумажных закупок ведомство планирует подвести по результатам третьего квартала. Эти данные будут включены в соответствующий доклад о мониторинге госзакупок.
Как подписаться на журнал?
Уже на протяжении двух лет Торгово-промышленная палата реализует проект «Бизнес-Барометр коррупции», в рамках которого проходит опрос предпринимателей о наиболее коррумпированных сферах. В тройке лидеров традиционно оказываются государственные и муниципальные закупки. В 2016 году коррупционной сферу закупок назвали 46 процентов предпринимателей. В этом году цифра понизилась до 30 процентов. Дыбова уверена, что ситуация улучшается, в том числе и потому, что стандартизированных процессов становится все больше.
По мнению вице-президента ТПП, одной из основных проблем по-прежнему остается большой процент контрактов, заключенных у единственного поставщика. Цифровые технологии — это прекрасная возможность минимизировать количество таких закупок.
Еще одной серьезной проблемой, волнующей предпринимателей, спикер назвала несоразмерность ответственности заказчика и поставщика за ненадлежащее исполнение государственного контракта. Она привела пример: в случае когда цена контракта не превышает 3 миллионов рублей, ответственность заказчика составляет 1 тысячу рублей, а ответственность поставщика — 10 процентов от цены контракта. Вариантом решения этой проблемы может стать введение персональной ответственности за выявленные нарушения.
Также представитель ТПП обратила внимание коллег на то, что, по данным Корпорации МСП, темп роста закупок у субъектов МСП увеличивается, между тем число субъектов малого предпринимательства, участвующих в торгах и получающих госконтракты, периодически уменьшается.
За цифровизацию
Аудитор Счетной палаты РФ М. С. Рохмистров считает, что цифровизация закупок может решить многие существующие проблемы. В частности, перспективы рынка закупок он связывает со смарт-контрактами (компьютерным алгоритмом, предназначенным для заключения и поддержания контрактов в технологии блокчейн) и считает дальновидными тех, кто уже начал работу в этом направлении. «Есть регионы, которые искренне переживают за происходящее в контрактной системе и активно создают новые эффективные инструменты для повышения доступа к закупочным процедурам и развития конкуренции. Это Москва и Татарстан», — подчеркнул Рохмистров.
По мнению руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Г. В. Дёгтева, цифровизация является вызовом контрактной системе страны. Он подчеркнул, что цифровизация позволяет столице эффективно выстраивать процесс межведомственной работы по управлению закупками. С одной стороны, это автоматизированное сравнение цифровых показателей, с другой — минимизация нагрузки на профильных специалистов при подготовке и размещении заказа. По его словам, московская единая автоматизированная информационная система торгов (ЕАИСТ) обеспечивает необходимые стандарты в цифровом формате, осуществляет постоянный контроль и профилактику нарушений.
Основным приоритетом в работе своего департамента Дёгтев назвал стандартизацию закупок. Ранее московские заказчики применяли более четырех тысяч форм контрактов, сегодня в автоматизированном режиме можно осуществлять закупки по 130 комплектам типовой документации. Стандартизация облегчила работу контрактных служб — комплект документации формируется в электронном виде автоматически. Предельные цены позволяют уходить от дополнительного сравнения характеристик, запросов коммерческих предложений от поставщиков, которые на самом деле не готовы выполнять эту задачу. Дёгтев считает, что предпринимательское сообщество позитивно воспринимает стандартизацию. По данным, озвученным спикером, среднее количество участников закупок на один лот выросло с 2,8 в 2011 году до 4,9 в 2017 м. Также сократилась доля закупок с единственным участником с 34% в 2011 году до 11% в 2017-м.
По словам московского чиновника, цифровизация дает системность, что позволяет сделать работу на рынке закупок мегаполиса прозрачной и понятной. «Сквозная идеология контрактной системы на сегодняшний день требует, чтобы ты вошел в одной точке — не важно, на портале поставщиков, сайте “Бизнес-навигатор” или в ЕИС — и мог найти необходимую информацию в 2–3 клика. Это чрезвычайно важно. Именно этот подход используется в столичной системе закупок и делает ее максимально удобной и понятной», — отметил Дёгтев. В пример он привел портал поставщиков (zakupki.mos.ru) — интернет-платформу, созданную заказчиками Москвы для закупок малого объема. Благодаря ей рынок закупок столицы стал доступен и региональным предпринимателям.
О. В. ИЗУТОВА