Версия для печати 4525 Материалы по теме
Казначейство как государственный аудитор. Praemonitus, praemunitus

Роман Евгеньевич АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства

В современных условиях глобализации экономики особенно важной для финансово-бюджетной системы Российской Федерации является способность поддерживать стабильное состояние и сбалансированность бюджетных ресурсов, сохраняя тем самым эффективность управления государственными и муниципальными финансами. В этой связи в решении задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, особое значение приобретает управление возникающими в процессе реализации бюджетного цикла рисками, являющимися важнейшим фактором, влияющим на эффективность бюджетного процесса, и их минимизация. 

Все большее значение сегодня приобретает способность учреждения, как живого организма, своевременно реагировать на меняющуюся среду, применяя инструменты по управлению рисками в целях их снижения или недопущения вовсе. При этом в системе основных функций финансового менеджмента любой организации важная роль принадлежит качественному осуществлению внутреннего финансового контроля и аудита.

В связи со сложным устройством государственных учреждений, обусловленным обязательной регламентацией действий и иерархичностью нормативно-правовой базы, при построении в органе государственной власти системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита проводить полную аналогию с коммерческими организациями, конечно же, нельзя. Тем не менее подходы по управлению рисками, основанные на международных стандартах риск-менеджмента, весьма успешно могут применяться любым государственным, частным или общественным предприятием, поскольку они не являются специфическими для какой-либо отрасли или сектора экономики. 

Зрелая, правильно выстроенная система внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита органа государственной власти обеспечивает прозрачность взаимосвязи между стратегическими целями, организационной структурой и основными компонентами процесса управления рисками. При этом ожидается, что внутренний финансовый контроль и аудит будет способен обеспечить системную работу по устранению причин и условий реализации рисков, приводящих к нарушениям в финансово-бюджетной сфере и недостижению целевых показателей качества финансового менеджмента органа государственной власти в целом. Вследствие этого Казначейство России, как орган контроля в финансово-бюджетной сфере, определяет для себя перспективу модернизации и постепенного усиления упреждающей функции внутреннего государственного финансового контроля, что будет способствовать сокращению фактически совершаемых нарушений, а также обеспечит кардинальное сокращение временного разрыва между моментом совершения нарушений и моментом их выявления и устранения.

Развитие сервисных инструментов

В настоящее время Федеральное казначейство обладает высоким уровнем ИT-компетенций, в информационных системах ведомства в секторе управления государственными финансами успешно реализуются инновационные бизнес-модели. При этом цифровизация дает множество дополнительных возможностей использования всего объема доступной информации, содержащейся в информационных системах, оператором или владельцем которых является Казначейство России.

Так, в единой информационной системе в сфере закупок имеется вся информация о каждом государственном заказчике, о каждой закупке — от ее объявления до полного исполнения государственного контракта. При обеспечении кассового исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ведомство обладает всей полнотой информации о показателях исполнения бюджета каждого получателя бюджетных средств. При исполнении функции по контролю в финансово-бюджетной сфере Казначейство России обладает информацией о выявляемых фактах нарушений и может оценивать уровень рисков финансово-бюджетной сферы. Также ведомство имеет результаты анализа осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главных администраторов бюджетных средств, данные, полученные в ходе казначейского сопровождения и исполнения иных полномочий органов Федерального казначейства, в ходе реализации которых могут выявляться риски финансово-бюджетной сферы.

В этих условиях все актуальнее становится вопрос перехода на новую ступень развития определенных сервисных инструментов. В этом смысле Казначейству России предстоит стать еще более функциональной структурой. Необходимо выстраивать сервисную модель внутреннего государственного финансового контроля для оказания помощи управляющим проектами органам государственной власти в достижении намеченных результатов.

На сегодняшний день определенные наработки для реализации сервисной составляющей функции внутреннего государственного финансового контроля в Федеральном казначействе уже имеются. Так, Казначейство России на постоянной основе формирует и направляет обзоры недостатков и нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, и обзоры недостатков и нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в субъектах РФ. Данная работа проводится в целях предупреждения главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов субъектов РФ и принятия ими превентивных мер по недопущению нарушений требований законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. Обзоры — результат огромного и кропотливого труда контрольно-ревизионного блока ведомства. 

Рейтинг рисков

Но это только первые шаги в рамках целого направления работы. Ведомство ведет активную работу по автоматизации функционала по анализу рисков в финансово-бюджетной сфере. Для этого разрабатываются инструменты, которые позволят осуществлять непрерывный анализ всего доступного Казначейству России массива информации, в том числе результатов контрольных мероприятий, осуществляемых другими органами государственного финансового контроля.

В этой связи в 2018 году Казначейство России определило новую для себя стратегическую задачу. Это проект по разработке автоматизированного сервисного инструмента предупреждения подконтрольных объектов о возникших или с высокой долей вероятности возможных в их деятельности рисках в финансово-бюджетной сфере. Данный инструмент, создаваемый как элемент системы выявления и анализа рисков и рискоемких направлений деятельности в осуществляемых объектами контроля бизнес-процессах на основе сведений о подконтрольных объектах, доступных в информационных системах, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство, будет реализован с применением самых современных технологических решений. Объем предполагаемой к обработке информации очень большой, поэтому проект будет реализован в том числе с использованием технологий big data (большие данные). 

Визуально инструмент будет реализован в виде так называемой системы рейтингов, составляемых Федеральным казначейством. Им предстоит стать эффективным сервисным инструментом взаимоотношений Федерального казначейства с объектами контроля по модели «контролер — консультант». С помощью рейтингов, которые будут составляться по принципу рискоемкости от обратного (чем меньше риск — тем выше рейтинг), предполагается обеспечить доступ объектов контроля к информации об их слабых местах, чтобы нарушение или даже риск его возникновения подконтрольный объект мог исправить самостоятельно, до выхода ревизоров Федерального казначейства на проверку и последующих за этим обязательных санкций. 

Прототип системы рейтингов

Для подобной масштабной реализации среди информационных систем Федерального казначейства есть подходящий инструмент — подсистема информационно-аналитического обеспечения (ПИАО) в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет». В настоящее время Казначейство России уже разработало прототип системы рейтингов, который был продемонстрирован на стенде ведомства в рамках состоявшегося 6–7 сентября этого года Московского финансового форума (рисунок 1). 

Разработанный прототип системы рейтингов пока доступен только для внутреннего пользования. В целевой модели каждому органу государственной власти — получателю средств федерального бюджета будет доступен весь объем информации о его слабых местах по ключевым направлениям деятельности. 

При разработке прототипа системы рейтингов был применен следующий подход. Уровень рейтинга определяется значением буквенного кода от С (самое низкое значение) до ААА (самое высокое). В рамках каждого уровня рейтинга к его значению могут добавляться знаки «+» или «-» для более детального ранжирования объектов рейтинга. Для определения сферы применения рейтинга (оцениваемого направления деятельности) планируется применять систему спецификаторов — буквенные коды в значении рейтинга, которые указывают на его сферу применения (расширение .fk указывает на то, что это рейтинг Федерального казначейства, .uz — рейтинг Управления закупками и т. д.).

Общий рейтинг .fk — составной, в реализованном прототипе он представлен тремя рейтингами, но в случае необходимости их может быть и больше. Полный перечень составных рейтинга в настоящее время окончательно не определен. Рейтинг может вестись как с учетом подведомственной сети, так и отдельно по каждому главному администратору средств федерального бюджета. 

Для целей осуществления ведомственного контроля главные администраторы средств федерального бюджета также смогут получать всю актуальную информацию по показателям деятельности своих подведомственных учреждений, что позволит им взвешенно и эффективно осуществлять управление своей подведомственной сетью. Для этих целей в системе будут вестись рейтинги подведомственной сети по любому необходимому набору показателей (рисунок 2). 

Аналитика возможна

Создаваемая Казначейством России система рейтингов будет обладать всем необходимым набором современных аналитических инструментов визуализации с необходимой детализацией (по составным рейтингам, по их показателям, с учетом обеспечения необходимой прозрачности расчетов). А также возможностью уточнения до первичного материала по факту нарушения или недостатка (риска) и применения различных инструментов проведения анализа выявляемых рисков (по направлениям деятельности, по частоте выявления, по значимости), что в дальнейшем позволит применять различные системные подходы по их минимизации или вовсе устранению. При этом система будет реализована с учетом всех требований к обеспечению информационной безопасности и защиты от несанкционированного доступа. Таким образом, Казначейством России будет реализован принцип упреждающего контроля, суть которого емко передает латинское выражение «Предупрежден — значит вооружен».

Безусловно, для полноценной реализации и корректного функционирования такого масштабного инструмента, как риск-ориентированное предупреждение, необходимо обеспечение непрерывного процесса систематизации, анализа информации о деятельности объектов контроля, содержащейся в информационных системах Федерального казначейства, 

а также данных, полученных по результатам проводимых контрольных мероприятий.

Конечно, по данному направлению мы еще в самом начале пути, эти и другие вопросы подлежат обсуждению на экспертных площадках. Но уже сейчас мы понимаем всю значимость реализуемого проекта для внешней среды и считаем, что рассмотренные инструменты будут востребованы клиентами Казначейства России и будут способствовать повышению устойчивости и эффективности системы управления государственными финансами.

ПО3ДРАВЛЯЕМ!

45-1.png
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Текущий год — юбилейный для контрольно-ревизионных органов Минфина России. С момента их образования прошло 95 лет! За это время была выстроена развитая система внутреннего государственного финансового контроля в сфере публичных финансов, проделана значительная организационная и методологическая работа, усовершенствованы подходы к осуществлению контрольной деятельности. 

Начиная с 2016 года полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере были переданы Казначейству России. Результатом проделанной работы стало создание новых механизмов контроля, направленных на предупреждение возникновения бюджетных правонарушений в контролируемой сфере, минимизацию рисков неэффективного использования бюджетных средств. За этими достижениями стоит каждодневный, кропотливый труд контролеров, способных на высоком профессиональном уровне решать задачи по защите финансовых интересов государства. Уверен, что объективность, трудолюбие, ответственное отношение к работе и чувство долга позволят вам и дальше успешно справляться с реализацией важных государственных задач в сфере государственного финансового контроля.

Отдельные слова благодарности хочется выразить заслуженным контролерам-ревизорам за многолетний и добросовестный труд, профессиональный опыт, мастерство и личный вклад каждого в развитие контрольной деятельности.

Желаю вам дальнейших успехов в работе, крепкого здоровья и реализации всех намеченных планов!

Р. Е. АРТЮХИН, руководитель Федерального казначейства


45-2.png
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, СОТРУДНИКИ КОНТРОЛЬНЫХ ОРГАНОВ!

Поздравляю вас с 95-летием контрольно-ревизионных органов Минфина России!

Высокий профессионализм, служение закону и народу, верность долгу и Отчизне — вот что отличает вас в непростой, крайне ответственной и важной служебной деятельности.

Специфика работы требует от вас высокого профессионализма, трудолюбия, выдержки и преданности своему делу. Ваша эффективная деятельность способствует снижению уровня преступности и коррупции в обществе, укреплению веры людей в силу закона.

Особая благодарность ветеранам контрольных органов, тем, кто передает свое мастерство молодым специалистам. Ваш опыт по выявлению нарушений в финансово-бюджетной сфере бесценен. Спасибо всем контролерам-ревизорам за верность служебному долгу, за профессионализм и самоотверженность!

Желаю всем, кто связан судьбой с этим непростым, но нужным делом, крепкого здоровья, успехов, благополучия вам и вашим близким, взаимопонимания в семье и дальнейших успехов в профессии!

Э. А. ИСАЕВ, заместитель руководителя Федерального казначейства 


Поделиться