Версия для печати 2268 Материалы по теме
Как сэкономить бюджетные средства

Михаил Михайлович ШИБАНОВ, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Владимирской области

Содействие эффективному управлению финансовыми ресурсами государства — одна из задач, определенных публичной декларацией Казначейства России на 2018 год. 

Для ее решения Управление Федерального казначейства по Владимирской области (Управление) применяет инструменты повышения ликвидности единых казначейских счетов на уровне бюджета субъекта и бюджетов муниципальных образований. 

Для повышения ликвидности единых казначейских счетов на уровне бюджета региона и бюджетов муниципальных образований Управление использует следующие инструменты: 

предоставление бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса;

перечисление остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), а также средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений субъекта РФ (муниципальных казенных учреждений) с соответствующих счетов, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка, в бюджет субъекта РФ (местные бюджеты), а также их возврат на указанные счета в соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 1 марта 2016 года № 13н.

Бюджетные кредиты

В соответствии с приказом Федерального казначейства  Управление организовало работу по предоставлению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов (далее — бюджетный кредит). Кредитные средства предоставляются за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета в размере, не превышающем одной двенадцатой объема доходов бюджета, за исключением субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. В перечень публично-правовых образований, имеющих право на получение бюджетных кредитов, Министерство финансов РФ на период с 2015 года по конец 2017 года включило три муниципальных образования Владимирской области: города Владимир, Ковров и Муром. Фактически в рассматриваемом периоде бюджетные кредиты из федерального бюджета для пополнения остатков средств на счетах бюджетов привлекали только Владимир и Ковров на сумму 1,77 миллиарда рублей по ставке 0,1% годовых. 

Основной целью предоставления бюджетных кредитов субъектам РФ и муниципальным образованиям является покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов для обеспечения их стабильности, при этом доля начисленных и уплаченных процентов незначительна. Так, за три года пользования бюджетными кредитами указанные выше муниципальные образования уплатили в доход федерального бюджета проценты в сумме 221,5 тысячи рублей. Динамика предоставления бюджетных кредитов и уплаты процентов за пользование средствами представлена в таблице 1.

Предоставление государством так называемых коротких бюджетных кредитов из федерального бюджета под 0,1% годовых позволяет сформировать конкурентную среду на рынке кредитных ресурсов. Согласно информации о заключенных контрактах, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок, в 2015–2017 годах Финансовое управление Администрации города Владимира заключило ряд муниципальных контрактов, предметом которых является оказание финансовых услуг по предоставлению бюджету города кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, а также на финансирование дефицита бюджета с открытием как возобновляемых, так и невозобновляемых кредитных линий сроком от 180 дней. При этом усредненная процентная ставка коммерческих банков за пользование кредитом составляла: в 2015 году — 13,16%, в 2016 году — 13,6%, в 2017 году — 9,58%.

Следовательно, плата за пользование кредитными средствами по четырем траншам в размере 682 миллионов рублей в течение 196 дней в 2017 году по усредненной ставке коммерческих банков 9,58% годовых обошлась бы бюджету Владимира в 8,8 миллиона рублей, что почти в 96 раз дороже, чем пользование кредитом из федерального бюджета.

Новацией 2018 года является увеличение срока предоставления бюджетного кредита с 50 до 90 дней в соответствии со статьей 93.6 Бюджетного кодекса. Это, безусловно, положительно влияет на ликвидность счета бюджета, привлекшего такой заем. В текущем году Министерство финансов РФ утвердило перечень муниципальных образований, имеющих право на получение бюджетного кредита, в который включено уже семь муниципальных образований Владимирской области.

Привлечение остатков средств

Следующее направление деятельности Управления — это перечисление остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъекта РФ (муниципального образования) на соответствующие счета бюджетов и их возврат в соответствии с приказом Минфина России № 13н. Работу по привлечению остатков средств бюджетных и автономных учреждений региона и муниципальных образований на счета соответствующих бюджетов Управление начало шесть лет назад (до 1 марта 2016 года данное направление деятельности регламентировалось приказом Минфина России от 8 июня 2012 года № 76н). Перечисление остатков средств Управление осуществляет в соответствии с соглашениями, заключенными с финансовыми органами. По состоянию на 1 августа 2018 года заключено 13 таких соглашений по бюджету Владимирской области и 12 — по бюджетам муниципальных образований (ЗАТО город Радужный, города Владимир и Ковров, Александровский, Вязниковский, Гороховецкий, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский и Муромский районы, Борисоглебское сельское поселение, Ковардицкое сельское поселение).

Фактически данный инструмент применяют всего три бюджета — Владимирской области, Владимира и Коврова. В остальных муниципальных образованиях остатки средств на счетах бюджетных и автономных учреждений не так значительны, вследствие чего их привлечение в бюджеты финансовые органы считают нецелесообразным. Однако финансовые органы, которые используют данный механизм, оценивают его как эффективный инструмент повышения ликвидности счетов бюджетов. Применение этой опции позволяет существенно повысить устойчивость бюджета к возникновению кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета, а также способствует экономии бюджетных средств, выступая в том числе бесплатной альтернативой банковским кредитным ресурсам. 

Только за период 2015–2017 годов размер привлеченных средств составил почти 82 миллиарда рублей. Количество обращений финансовых органов варьируется от трех до 11 в год, срок привлечения в разных муниципальных образованиях — от 129 до 324 календарных дней в течение года (таблица 2).

Можно отметить, что за три года объем привлеченных в бюджет Владимирской области средств составил 49,5% утвержденных расходов на 2015–2017 годы (151,1 миллиарда рублей). В бюджет Владимира за тот же период было привлечено 5,56 миллиарда рублей, что составило 25,06% от суммы расходов, утвержденных в бюджете (22,2 миллиарда рублей). В бюджет Коврова — 1,4 миллиарда рублей, что составляет 18,43% от расходной части бюджета (7,56 миллиарда рублей). 

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что при умелом использовании механизмов управления общественными финансами достигается значительный эффект экономии бюджетных средств.

Таблица 1. Динамика предоставления бюджетных кредитов и уплаты процентов за пользование средствами

Наименование МО

Наименование показателя

Сумма, тыс. руб.

Итого, тыс. руб.

2015 

2016

2017

Городской округ Владимир

Получено кредитных средств из ФБ

285 179,00

794 750,00

681 998,00

1 761 927,00

Уплачено % в доход ФБ

22,70

106,40

91,60

220,70

Город Ковров

Получено кредитных средств из ФБ

10 000,00

0,00

0,00

10 000,00

Уплачено % в доход ФБ

0,80

0,00

0,00

0,80

Таблица 2. Анализ отношения привлеченных средств к сумме расходных обязательств, утвержденных бюджетами, и стоимости обслуживания привлеченных средств в коммерческом банке

Период

Наименование бюджета

Количество обращений финансовых органов

Срок привлечения, календарных дней

Сумма привлеченных средств, тыс. руб.

Сумма расходных обязательств утвержденная бюджетом,

тыс. руб.

Соотношение привлеченных средств к расходным обязательствам, %

Усредненная  ставка коммерчес-кого банка, %

Было бы начислено процентов по усредненной ставке коммерчес-кого банка,

тыс. руб.

2015 г.

Бюджет Владимирской области

10

234

36 123 080,19

47 604 897,00

75,88

13,16

3 047 639,95

Бюджет города Владимира

11

324

1 954 976,02

7 400 287,34

26,42

13,16

228 375,48

Бюджет города Коврова

0

0

0,00

2 531 744,38

0,00

13,16

0,00

2016 г.

Бюджет Владимирской области

6

154

18 447 365,74

51 241 838,00

36,00

13,60

1 058 525,01

Бюджет города Владимира

5

346

1 702 130,58

7 311 779,76

23,28

13,60

219 439,61

Бюджет города Коврова

8

218

835 643,06

2 474 928,20

33,76

13,60

67 877,11

2017 г.

Бюджет Владимирской области

8

185

20 244 234,88

52 261 948,60

38,74

9,58

9 829 823,97

Бюджет города Владимира

4

348

1 908 930,10

7 496 983,37

25,46

9,58

1 743 580,14

Бюджет города Коврова

3

129

557 969,64

2 553 838,00

21,85

9,58

188 917,82

Итого за 2015–2017 гг.

55

1938

81 774 330,21

180 878 244,65

Х

Х

16 384 179,09

Итого за 2015–2017 гг.

Бюджет Владимирской области

24

573

74 814 680,81

151 108 683,60

Х

Х

13 935 988,93

Бюджет города Владимира

20

1018

5 566 036,70

22 209 050,47

Х

Х

2 191 395,23

Бюджет города Коврова

11

347

1 393 612,70

7 560 510,58

Х

Х

256 794,93

 


Поделиться