25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3525 Материалы по теме
Лучшая региональная практика в сфере государственных закупок

Анна Дмитриевна ЧУПАХИНА, председатель Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области

Современная бюджетная политика государства, курс на повышение эффективности бюджетных расходов и цифровизацию экономики — все это заставляет органы исполнительной власти регионов и муниципальных образований более активно искать решения, позволяющие построить качественно новую, более результативную модель управления общественными финансами. Волгоградская область не исключение. 

Глобальная система управления

За последнее время в Волгоградской области была проведена большая работа по внедрению современных управленческих и информационных технологий для повышения качества и эффективности функционирования бюджетного процесса. Новым этапом развития системы закупок области стала ее централизация. В контексте цифровой трансформации государственного управления роль централизованной модели в управленческих системах является ключевой. Она позволяет уйти от множества разрозненных программных решений и создать единое информационное пространство, обеспечивает стандартизацию и прозрачность всех процессов, позволяет иметь достоверную картину отрасли в масштабе всего региона и, соответственно, оперативно принимать управленческие решения и реагировать на изменения законодательства.

Одним из главных мероприятий в этом направлении стало создание в 2015 году централизованной модели осуществления закупок, которая стала частью Системы управления общественными финансами Волгоградской области. Это единый центр компетенций, который включает в себя уполномоченный орган (Комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области) и подведомственное ему уполномоченное учреждение (ГКУ Волгоградской области «Центр организации закупок»), интегрированные в действующую информационную систему региона в сфере планирования и исполнения областного бюджета (рисунок 1). 

Сама Система управления общественными финансами Волгоградской области — это комплекс элементов, инструментов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы региона в целом, а также отдельных ее звеньев. Сис­тема включает в себя:

централизацию закупок для государственных и муниципальных заказчиков;

проведение совместных закупок для государственных и муниципальных заказчиков;

автоматизацию закупок малого объема;

методологическое сопровождение корпоративных закупок, осуществляемых в рамках Закона № 223 ФЗ;

ведение реестра квалифицированных подрядных организаций и определение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 года № 615;

организацию и проведение аукционов по продаже земельных участков и аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков.

Система управления общественными финансами области состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих автоматизированных блоков (инструментов), как бюджетное планирование, управление закупками и исполнение бюджета. Связующим элементом указанных автоматизированных блоков является синхронизация данных, которая включает в себя информацию:

о проектах планов закупок (в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год); 

о формировании процедур закупок (в части контроля и резервирования лимитов бюджетных обязательств под процедуры определения поставщика);

об исполнении бюджета (в части информации о финансировании государственных контрактов/договоров и оплате счетов);

о синхронизации справочников организаций бюджетной сферы, их счетов, банков, кодов бюджетной классификации, бланков расходов, бюджетных строк.

При этом соблюден принцип однократного ввода информации, то есть существенная часть информации автоматически переносится в создаваемые связанные документы. Таким образом, обеспечивается контроль информации на соответствие первоначальному документу. Данный контроль автоматизирован, и пользователь не сможет обработать документ в случае имеющихся несоответствий. Так, в частности, исходя из целей осуществления закупок, с учетом требований к закупаемым товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат формируется план закупок, а далее — план-график закупок. На дальнейших этапах организуется проведение процедур определения поставщика, и далее заключается контракт.

Централизация закупок

В Волгоградской области успешно решается задача по централизации закупок. История создания и развития централизованной системы закупок у нас началась в 2010 году, проходила она поэтапно: от установки ценового порога для самостоятельного размещения заказов заказчиками до централизации закупок для городских и сельских поселений.

Начиная с января 2014 года уполномоченный орган проводит для государственных заказчиков Волгоградской области закупки всеми конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренными Законом № 44 ФЗ, включая запрос котировок, а с 2017 года — и для муниципальных заказчиков Волгоградской области, включая городские и сельские поселения (на основании соглашений о передаче полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд).

Благодаря созданной в области централизованной системе закупок с момента вступления в силу Закона № 44 ФЗ по 1 сентября текущего года проведено более 53 тысяч закупок, при этом экономия составила более 7,6 миллиарда рублей бюджетных средств, которые перенаправлены на решение важнейших экономических проблем региона.

Совместные закупки

Кроме централизации закупок сегодня в Волгоградской области активно применяется практика консолидированных (совместных) закупок одноименных товаров, работ, услуг, в которых есть потребность сразу у нескольких заказчиков. Для того чтобы существенно сэкономить бюджеты заказчиков и сократить время на проведение такого рода закупок, в системе управления общественными финансами области оптимизирован процесс подготовки и проведения совместных закупок, а также консолидированы процедуры, проводимые для заказчиков нашей области.

Совместные закупки решили проблему мелких несостоявшихся закупок. 

Закупки малого объема 

Еще одним из элементов системы является автоматизация закупок малого объема (пункты 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44 ФЗ) посредством электронной торговой системы (электронный магазин). Для государственных заказчиков нашей области электронный магазин действует с 2016 года. В прошлом году он был интегрирован с системой госзаказа. До объединения этих двух элементов заказчики могли бесконтрольно расходовать денежные средства на закупки малого объема, после интеграции заказчик может создать извещение об осуществлении закупки и разместить его в электронном магазине только при наличии лимитов бюджетных обязательств. 

Электронный магазин представляет собой программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур регистрации оферт, выбора товаров (работ, услуг), заключения контрактов (договоров) по результатам закупок малого объема. Стоит подчеркнуть, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством электронного магазина не является процедурой закупки, не предусмотренной Законом № 44 ФЗ, а представляет собой лишь способ реализации заказчиком возможностей по заключению контрактов (договоров) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). За два года работы электронного магазина нам удалось повысить открытость и прозрачность закупок малого объема, обеспечить свободный доступ к ним всех потенциальных участников, в том числе субъектов МСП, особенно регионального уровня, снизить уровень коррупции и дать толчок для развития конкуренции в закупках малого объема, увеличить экономию бюджетных средств (таблица).

Новые возможности

Внедрение Системы управления общественными финансами позволило обеспечить оптимальное расходование бюджетных средств на закупки, исключить безлимитные закупки, а следовательно, предотвратить возникновение кредиторской задолженности у получателей средств бюджета области. Кроме того, благодаря данной системе нам удалось создать:

единый электронный цикл от этапа планирования закупок (формирования бюджетных ассигнований на осуществление закупок) до исполнения контрактов (договоров);

единое информационное пространство для всех участников закупок;

единую базу нормативно-справочной информации по процессу закупок;

собственный специализированный сайт «ГосЗаказ Волгоградская область», на котором размещается информация о государственных и муниципальных закупках.

Таким образом, автоматизация всех этапов закупок в ГИС «Электронный бюджет Волгоградской области» обеспечила возможность централизованного контроля и координации закупочной деятельности области, позволила минимизировать затраты на проведение закупок, увеличить открытость и прозрачность закупочного процесса, повысить количество участников закупок за счет увеличения их объемов. Все это в конечном итоге сделало государственные закупки более эффективными и привлекательными для потенциальных поставщиков и подрядчиков.

Дальнейшее реформирование Системы управления общественными финансами Волгоградской области будет ориентировано на цифровизацию закупок — проведение конкурентных процедур закупок в электронной форме, внедрение электронного документооборота, автоматизацию закупок малого объема для муниципальных заказчиков нашей области.


59.png

Лучшая практика

Общероссийская общественная организация «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам» включила Систему управления общественными финансами Волгоградской области в Реестр лучших региональных практик в сфере государственных закупок и отметила дипломом «Лучшая региональная практика в сфере государственных закупок».

 

Таблица. Итоги работы электронного магазина за 2016 г.— 8 месяцев 2018 г.

2016 г.

2017 г.

8 месяцев 2018 г.

Итого

Количество закупок

16 524

24 072

19 399

59 991


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно