В Москве прошла XX юбилейная агропромышленная выставка «Золотая осень». Ключевыми мероприятиями деловой программы выставки стали агробизнесфорум «АПК 2.0: экспорт как драйвер модернизации», круглый стол «Государственная поддержка АПК: проблемы и перспективы», а также конференция о развитии сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Тон дискуссии на агробизнесфоруме был задан последним майским указом, в котором Президент России поставил задачу увеличить поставки сельхозпродукции за рубеж до 45 миллиардов долларов к 2024 году. «Мы рассматриваем эту задачу как новый этап развития сельского хозяйства, где экспорт является драйвером модернизации отрасли, — отметил министр сельского хозяйства России Д. Н. Патрушев. — Поскольку в рамках текущей структуры производства, логистики и сбыта выйти на целевой показатель невозможно, нам предстоит большая работа по созданию новой товарной массы, развитию транспортно-логистической системы, устранению тарифных и нетарифных барьеров на целевых рынках, продвижению нашей продукции за рубежом».
Проект «Экспорт продукции АПК»
В ходе своего выступления министр сельского хозяйства РФ презентовал новый проект «Экспорт продукции АПК», реализация которого позволит выполнить поставленные президентом задачи. Он указал на то, что за последнее десятилетие в агропромышленном комплексе России произошли значительные изменения: от преобладания импорта продовольственной продукции мы перешли к реализации экспортного потенциала. Именно на дальнейшее развитие в этом направлении нацелен проект «Экспорт продукции АПК», реализация которого начнется со следующего года. В настоящее время он уже получил одобрение президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам.
В документе определены приоритетные для экспорта товарные группы, в том числе выделены масложировая, мясная и молочная продукция, зерновые, рыба и морепродукты, продукция пищевой и перерабатывающей промышленности, кондитерские изделия. Так, по расчетам Минсельхоза России, масложировая отрасль может обеспечить прирост экспорта к 2024 году на 5,4 миллиарда долларов, пищевая и перерабатывающая промышленность — на 5,2 миллиарда, рыба и морепродукты — на 4,1 миллиарда, зерновые — на 3,9 миллиарда, мясная и молочная продукция — на 2,2 миллиарда долларов. Прочие товары дадут еще дополнительно 3,5 миллиарда долларов к 2024 году. «У нас сегодня есть полное понимание, где будет востребована наша продукция — это Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Персидского залива. Но есть определенные ограничения. К примеру, мы рассчитываем более чем в четыре раза нарастить экспорт мясной и молочной продукции, но сделать это без обеспечения ветеринарного благополучия на территории России просто невозможно, — подчеркнул Патрушев. — Поэтому мы продолжим вести переговоры со странами-импортерами, будем разрабатывать национальные программы контроля, направленные на борьбу с заболеваниями животных, субсидировать сертификацию продукции АПК».
Для создания транспортно-логистической инфраструктуры, способной обеспечить рост экспорта, в том числе несырьевого, предусмотрено строительство новых распределительных центров, наращивание портовых и перевалочных мощностей, развитие цифровых технологий в логистике. Также в рамках проекта будет проводиться системная работа по продвижению российской сельхозпродукции на внешних рынках. Эта задача будет решаться как посредством создаваемой сети представителей Минсельхоза за рубежом, так и за счет субсидирования деятельности Российского экспортного центра.
Деньги для сельского хозяйства
Безусловно, для выполнения столь масштабных планов требуется немало средств. По словам министра, на реализацию комплекса мероприятий по поддержке экспорта АПК государством будет выделено 350 миллиардов рублей в течение следующих шести лет. Большая часть средств — более 290 миллиардов рублей — будет направлена на создание новой товарной массы за счет развития льготного кредитования предприятий и мелиорации. Свыше 30 миллиардов рублей планируется потратить на экспортно ориентированную агрологистику. Основные направления финансирования — субсидирование затрат на транспортировку сельхозпродукции и строительство объектов АПК. Мероприятия по устранению внешнеторговых барьеров получат поддержку в размере 18 миллиардов рублей, которые будут направлены на эпизоотический мониторинг и обеспечение эпизоотической безопасности, субсидирование сертификации сельхозпродукции и продовольствия. Почти 9 миллиардов рублей выделено на реализацию комплекса мер по созданию системы продвижения российской продукции за рубежом, эти средства пойдут в том числе на субсидии Российскому экспортному центру, создание и продвижение брендов и региональных суббрендов, развитие сети атташе по АПК и другие направления.
Разговор о финансировании сельскохозяйственной отрасли продолжился на круглом столе «Государственная поддержка АПК: проблемы и перспективы». Срок реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы подходит к концу. В связи с этим представителям отрасли было крайне интересно узнать новые правила игры.
Как сообщила заместитель министра сельского хозяйства РФ Е. В. Фастова, реализация госпрограммы будет продлена до 2025 года, однако ее содержание изменится. По словам замминистра, изменения будут также направлены на решение задачи майского указа по увеличению экспорта сельхозпродукции и на увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе на 126,7 тысячи человек. Фастова сообщила, что с 2019 года и до 2025 года на финансирование программы будет направлено более 4 триллионов рублей, в том числе из федерального бюджета — 3,4 триллиона. По предварительному решению в 2019 году объем средств федерального бюджета на реализацию госпрограммы составит 302,2 миллиарда рублей.
Заместитель министра отметила, что в ближайшее время планируется изменить подходы к предоставлению единой субсидии и субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат, а также механизм страхования с государственной поддержкой. В частности, в 2018–2019 годах в рамках единой субсидии будут предусмотрены дополнительные ассигнования федерального бюджета субъектам РФ для возмещения части затрат на закладку многолетних насаждений и уход за ними. Появятся лимиты на закладку виноградников, долю застрахованных посевных площадей и поголовья сельхозживотных. Субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат будут распространяться на создание и модернизацию тепличных комплексов (размер возмещения составит 10%), хранилищ и селекционно-питомниководческих центров в виноградарстве (возмещение 20%), животноводческих комплексов молочного направления (возмещение 25%) и других объектов АПК.
В области сельхозстрахования с господдержкой будет отменен порог гибели урожая, при котором случай признается страховым, однако при этом будет увеличен с 30 до 50% от страховой суммы размер убытка, не подлежащий возмещению (безусловная франшиза). Кроме того, планируется расширить перечень опасных природных явлений и дополнить список сельскохозяйственных рисков.
Также в структуре госпрограммы появится три новых проекта: федеральные проекты «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» и «Создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации», а также ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». В целом, по словам Фастовой, запланированные изменения позволят существенно повысить эффективность реализации госпрограммы и сфокусировать ее на приоритетных целях агропромышленного комплекса, включая наращивание экспорта, развитие кооперации и цифровых технологий в АПК.
Возрождение сельхозкооперации
Участники конференции, посвященной вопросу развития сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, обсудили роль этого инструмента в развитии сельских территорий и предпринимательства. На конференции было озвучено, что на сегодняшний день в нашей стране действует 821 такой кооператив. Возрождению данной формы кооперации сейчас уделяется повышенное внимание, так как подразумевается, что это облегчит доступ малых форм хозяйствования к микрокредитам. Такой вид финансирования играет большую роль в дальнейшем успешном развитии АПК в регионах. Однако доступ сельхозкооперативов к данному механизму финансирования затруднен. Фастова привела следующие данные: так, в среднем в год фермеры получают лишь 15–20 из 100 льготных кредитов на один регион. Столь низкий показатель одобрения объясняется повышением банковских требований к заемщикам, а также сокращением подразделений кредитных организаций в сельской местности (более чем на 25% за последние четыре года).
Минсельхоз данную проблему не снимает с повестки дня. «Сейчас прорабатываются меры господдержки, которые распространятся и на кредитные кооперативы: это субсидии по микрозаймам в рамках единой субсидии, включение сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в систему льготного кредитования и предоставление грантовой поддержки на развитие сельской кредитной кооперации», — отметила замминистра. Указанные меры планируется реализовать в рамках федеральной программы «Создание системы поддержки фермеров и сельхозкооперации» при совместной работе заинтересованных федеральных и региональных органов власти.
О. В. ИЗУТОВА