Версия для печати 2155 Материалы по теме
Фирма платит!

Именно так — за счет работодателя — смогут с 2019 года отдыхать уже не сотня тысяч, а, как ожидается, миллионы россиян. Незадолго до вступления в силу Федерального закона № 113‑ФЗ, который призван это обеспечить, мы поговорили о нем с одним из авторов документа — заместителем председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорем Вадимовичем ФОМИНЫМ.

— Игорь Вадимович, 1 января 2019 года вступит в силу Федеральный закон от 23 апреля 2018 года № 113‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который часто называют законом об отдыхе за счет работодателя. Вы являетесь одним из трех авторов документа. Расскажите, как появилась идея его разработки, чем она была продиктована, как продвигалась работа?

— Хотелось бы отметить, что работа над этим законом велась на протяжении более 15 лет членами Совета Федерации и депутатами Государственной думы, профильными ведомствами, которые отвечают в Правительстве РФ за санаторно-курортную и туристическую отрасль, а инициаторами этой работы явились крупнейшие общественные организации в сфере туризма. Идея закона заключалась в создании пилотных механизмов, стимулирующих развитие внутреннего туризма за счет налоговых преференций.

Проект вносился депутатами и сенаторами несколько раз, в разных конструкциях. Тот вариант, который был внесен в Государственную думу 27 апреля 2017 года членами Совета Федерации В. В. Рязанским, А. Г. Варфоломеевым и мной, был, так сказать, компромиссным, согласованным с Правительством России. И именно он почти через год, 23 апреля 2018 года, был подписан Президентом РФ. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить наших коллег — депутатов Госдумы за быстрое рассмотрение и принятие закона.

— В чем суть новации? Как именно будет происходить списание работодателями расходов на оплату отдыха работников и членов их семей на себестоимость? На кого распространяется закон? Какие расходы будут учитываться?

— Работодатели получат право списания расходов на оплату отдыха работников и членов их семей на себестоимость. Такие расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории Российской Федерации, но не более 50 тысяч рублей в совокупности за каждый календарный год на каждого гражданина. Общая сумма таких затрат лимитируется в фонде оплаты труда в размере шести процентов (рисунок 1).

Закон распространяется на работников и их супругов, родителей, детей и подопечных в возрасте до 18 лет (или до 24 лет, обучающихся по очной форме в образовательных организациях). Данные расходы должны быть оформлены по договору о реализации турпродукта, заключенному между работодателем и туроператором или турагентом. Дополнительные материалы по применению Федерального закона № 113‑ФЗ имеются на сайте Комитета Совета Федерации по социальной политике[1].

— Будет ли этот закон выгоден работодателям?

— Безусловно. Данный закон выгоден всем, в том числе и работодателям. Во-первых, из соображений экономии по налогам (рисунки 2 и 3). Также работодатели получают дополнительное средство мотивации своих работников, что очень важно в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Кроме того, предоставляя возможность сотруднику отдохнуть на территории Российской Федерации за счет предприятия, работодатели будут содействовать улучшению его здоровья, что скажется на качестве работы и производительности труда.

Учитывая, что закон под отдыхом понимает не только пребывание в учреждениях санаторно-курортной отрасли, но и поездки в культурно-познавательных и иных целях, работодатели смогут улучшить психологический климат в коллективе, организуя коллективные поездки своих сотрудников по России. И наконец, работодатели получат возможность более равномерно распределять отпуска своих работников, предлагая им в виде дополнительного бонуса бесплатную путевку на не летние месяцы.

— Какой эффект для туристической отрасли вы ожидаете после вступления закона в силу?

— Работодатели сегодня активно практикуют приобретение путевок для своих работников, но за счет чистой прибыли. Как показывает статистика, ежегодно по корпоративным путевкам отдыхают более 100 тысяч человек.

Основным эффектом от принятия закона должно стать увеличение количества покупок таких путевок для работников и членов их семей, что приведет к росту туристической отрасли и смежных отраслей. Мы прогнозируем, что рост рынка внутреннего туризма составит до 10 миллиардов рублей в год.

— Имеются ли в этом нововведении какие-либо скрытые риски? Все ли граждане, регионы страны выиграют от принятия этого закона?

— Гражданам нужно будет заплатить НДФЛ со стоимости путевок, но это справедливое требование. Ведь речь идет о подарке за счет предприятия.

Среди регионов в первую очередь выиграют курортные и туристические территории. Возможно, в первые годы применения закона некоторые регионы будут иметь незначительные потери по налогу на прибыль.

Но, аргументируя необходимость принятия закона, мы исходили из следующих принципиальных соображений. Первое: если рассматривать принятие данного документа с точки зрения общегосударственного подхода, становится очевидно, что вся система, включая и бюджетную, находится в выигрыше. Второе: граждане, выезжающие за счет предприятия на отдых, будут благодарны и своему родному региону, в котором у них появляется такая возможность. Третье: сегодня уже почти все субъекты РФ включились в туристическую гонку, поэтому будет увеличиваться межрегиональный туристический обмен, который приведет к выравниванию экономических интересов всех территорий от сферы туризма.

— Получили ли вы уже какую-либо обратную связь (отклики на этот закон) от жителей России: работников и работодателей, туроператоров и турагентств?

— Все материалы по закону уже направлены нами в регионы России, а также в Торгово-промышленную палату РФ, общественную организацию «Деловая Россия», Российский союз промышленников и предпринимателей, в Федерацию независимых профсоюзов России, в другие крупнейшие общественные организации. Безусловно, закон нашел поддержку у профессионального сообщества. В настоящее время мы ведем активную работу с туроператорами, которые и должны продвигать этот документ среди работодателей — своих потенциальных клиентов.

— Какие еще шаги необходимо сделать (или можно уже ожидать в ближайшее время) для развития туристической отрасли России?

— Для того чтобы туристическая отрасль превратилась в одну из отраслей — лидеров нашей экономики, нужно сделать еще очень многое. На мой взгляд, в ближайшее время следует предпринять следующие шаги.

Первое: упростить въездные туристические формальности — это недорого для государства, но может очень быстро увеличить количество иностранных туристов, а значит, и экспортные поступления. Второе: принять федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы)», которая расширит государственную поддержку отрасли и будет стимулировать дальнейшие инвестиции в туризм. Третье: создать специальный механизм развития малого бизнеса в туризме. Туризм состоит из малого бизнеса. Если мы хотим увеличивать долю МСП в экономике, один из самых быстрых способов — увеличивать объемы туристической отрасли.

Подготовила В. И. МААНДИ



[1] social.council.gov.ru/events/appearance/96647/

Поделиться