Версия для печати 1900 Материалы по теме
Рисунок. Объем закупок
Конкуренция и экономия стремятся к нулю

1–2 ноября Институт закупок в тринадцатый раз провел в Москве Всероссийскую практическую конференцию-семинар «Государственные и муниципальные закупки — 2018». Главной темой мероприятия стала электронизация и автоматизация процедур закупок.

Конференция-семинар собрала большую аудиторию. Более 300 человек присутствовали на мероприятии очно, еще порядка 500 стали участниками посредством телемостов, организованных в Белгороде, Екатеринбурге, Иркутске, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Хабаровске. 

Рецидив и новые проблемы

Говоря о внедрении новейших технологий в сфере госзаказа, статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России А. Ю. Цариковский заметил: «Сегодня так много говорится о цифровизации, что это слово уже порядком всем надоело, однако хотим мы или нет, но переход на новые форматы общения, работы неизбежен». Спикер напомнил, что первым вестником перехода закупок в цифровую эпоху был Закон № 94-ФЗ: «Ломая традиции и устои, он перевел процедуры на электронные площадки».

Текущий год интересен тем, что шло активное обсуждение «отремонтированного» законодательства о государственных закупках. Напомним, что поправки в Законы № 44-ФЗ и 223-ФЗ, принятые 31 декабря 2017 года, предусматривают перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму, введение спецсчетов, новых требований к операторам электронных площадок. По мнению спикера, принятые поправки, которых ожидали более трех лет, достаточно компромиссные. «С одной стороны, хорошо, что изменения наконец-то внесены, а с другой — не все поправки отвечают нашим ожиданиям», — считает представитель ФАС. Так, компромиссным решением Цариковский назвал внедрение спецсчетов. Напомним, ранее предполагалось, что один поставщик может иметь только один такой счет. Это вызвало опасения со стороны ЭТП, что они лишатся значительной части клиентов, с банками которых площадки не сотрудничают. В свою очередь, участники выдвигали претензии, что их таким образом ограничат в возможности подавать заявки на процедуры на разных ЭТП. В итоге Минфин пошел на компромисс: требование о спецсчетах оставили, однако открывать их можно несколько.

 «Было немало сомнений по поводу того, как эта модель будет работать», — отметил спикер. В то же время, по словам начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС России А. Ю. Лобова, на сегодняшний день есть положительная динамика по открытию таких счетов: «По нашим оценкам, должно быть открыто порядка 500 тысяч спецсчетов, открыто уже свыше 100 тысяч. Это хорошая тенденция». Что касается ограничения количества ЭТП, то это изменение Цариковский считает правильным. «Нам нужна не конкуренция площадок, а конкуренция на площадках», — подчеркнул спикер. 

Цариковский затронул еще одну важную проблему, а именно поддержку малого и среднего предпринимательства. «Сегодня вводятся дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса на госзакупках, однако он не чувствует себя защищенным», — отметил статс-секретарь и привел такой пример. При проверке одной компании Федеральной антимонопольной службой в ящике стола было найдено несколько электронных ключей представителей малого и среднего бизнеса. «На мой взгляд, существующее законодательство о конкуренции, о госзакупках не может объективно противостоять подтасовке. Получается, что по статистике количество участников государственных закупок из числа малого и среднего бизнеса увеличивается, а в реальности госзаказ сосредоточен в руках нескольких больших кукловодов», — резюмировал спикер. 

Не меньшей проблемой является и «заточка» закупок под своего поставщика. По словам Цариковского, сегодня тут начался рецедив: «В 2005–2007 годах мне пришлось исследовать многомиллиардную закупку. Главную хитрость закупщик “спрятал” в составе полиэтилена для упаковывания многомиллиардного оборудования, то есть к упаковке были предъявлены такие хитрые требования, которые мог удовлетворить только один поставщик. А не так давно в закупках в сфере дорожного строительства мы обнаружили хитро спрятанное требование к… форме песчинок». 

К вышеперечисленным проблемам представитель ФАС присовокупил еще одну, требующую решения, — это картелизация экономики, куда можно отнести и сговоры на торгах. По словам эксперта, за последнее время картелей классического вида становится все меньше, однако пышным цветом расцветают сговоры в электронном пространстве. Организаторы картелей активно пользуются несовершенствами законов № 44-ФЗ и 223 ФЗ. «Картели на торгах не только нарушают правила конкуренции, но и вредят интересам заказчиков, поскольку из процесса исключаются добросовестные поставщики, в связи с чем не происходит экономии бюджетных средств и зачастую страдает качество поставляемых товаров или выполненных работ», — подчеркнул спикер.

Закон как библия

Аудитор Счетной палаты РФ М. С. Рохмистров не устает повторять, что объем государственного заказа составляет около 30% ВВП. В денежном выражении это ни много ни мало более 30 триллионов рублей. Таким образом, государственный заказ оказывает существенное влияние в целом на ситуацию в стране. Особенно это ощутимо, когда покупательская способность повышается только у государства. «За последнее время покупательские возможности нашего населения, по разным оценкам, упали на 24–30 процентов и только у государства они растут», — привел данные аудитор. По итогам 2017 года в рамках Закона № 44-ФЗ проведено закупок на 7,1 триллиона рублей, в рамках Закона № 223-ФЗ — на 27 триллионов рублей. Что касается текущего года, то, по оперативным данным, на конец октября закупок по 44-ФЗ объявлено на сумму 6,2 триллиона рублей, по 223-ФЗ — на 16,4 триллиона рублей. По словам Рохмистрова, до конца года к закупкам по 44-ФЗ добавится еще треть, а вот по 223-ФЗ произойдет колоссальное увеличение суммы. Спикер заметил, что при таких закупочных объемах уровень конкуренции и экономии стремится к крайне низким показателям (рисунок). 

Также Рохмистров озвучил результаты аудита в сфере закупок по итогам первого полугодия 2018 года. По его словам, основные нарушения допускаются при обосновании Н(М)ЦК — 78,7% от суммы нарушений, далее следует несоблюдение условий реализации контрактов — 12,7%, неприменение мер ответственности — 2,4%, выбор способа определения поставщика — 1,2%, приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, не соответствующих условиям контрактов, — 0,5%. Это относится к закупкам по 44-ФЗ. Что касается Закона № 223-ФЗ, то спикер сравнил его с библией, которая существует, но многие в нее не верят. Так и в случае с госкорпорациями: они разрабатывают и утверждают положения о закупках, но на практике их не применяют. Несоблюдение собственных положений о закупках — самое массовое нарушение 223-ФЗ. Несоответствие положений о закупке требованиям Закона № 223-ФЗ и неразмещение информации в ЕИС стоят на втором и третьем местах. Избыточный объем нормативных документов, их двоякое толкование и правовые коллизии, регулирование одного вопроса несколькими подзаконными актами — это те вопросы, которые, по мнению Рохмистрова, сегодня нужно обсуждать и искать пути их решения. 

На повестке дня приказ № 126н

Тема выступления главного юриста Института закупок А. А. Фёдорова, стала ярким подтверждением проблемы, озвученной представителем Счетной палаты, — непрекращающееся разрастание нормативной базы. Фёдоров напомнил участникам конференции о том, что с 5 ноября 2018 года вступил в силу приказ Минфина России от 4 июня 2018 года № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Этот документ сменил приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 года № 155. По словам спикера, документ Минфина России более понятный и более четкий, в то же время для заказчиков он более жесткий. 

Фёдоров напомнил, что заказчикам прежде всего необходимо провести ревизию планов-графиков и внести изменения в тех случаях, где был указан приказ № 155, а также в смешанные лоты. «Если раньше, когда в состав лота была включена продукция, входящая в перечень приказа № 155 и не входящая в него, мы не применяли условия допуска и свободно проводили закупку, — сказал спикер. — Приказом № 126н введен более жесткий подход. Теперь предметом одного контракта (одного лота) не могут быть товары, указанные в приложении к приказу и не указанные в нем». Поэтому надо проверить планы-графики на предмет смешанных позиций и посмотреть, не входит ли какая-либо закупаемая продукция в перечень приказа № 126н. Радует, что перечни этих приказов практически совпадают. 

Раньше в составе предлагаемых товаров участник закупки одновременно мог предлагать российскую и иностранную продукцию. «По отдельным видам продукции для иностранных поставщиков это был чуть ли не единственный канал продвижения на российский рынок», — отметил спикер. Когда поставщик хотел выйти на рынок с иностранной продукцией, ничем не отличающейся по характеристикам от отечественной, он договаривался с участником закупок, и последний «замешивал» в свои заявки в пропорции, допустим, 51 на 49 процентов иностранную продукцию. Главное, чтобы преобладающая доля падала на отечественную продукцию. «Теперь об этом можно забыть, — подчеркнул Фёдоров. — Одна единица иностранной продукции автоматически переводит заявку в разряд иностранной со всеми вытекающими отсюда последствиями». 

Кроме того, он отметил, что приказом № 155 была предусмотрена странная схема замены продукции по улучшенным характеристикам. Этот документ не препятствовал поставщикам заявляться с полностью отечественной продукцией и в ходе исполнения контракта договариваться с заказчиком о ее замене на товар с улучшенными характеристиками иностранного происхождения. При этом на смешанные заявки накладывался запрет. То есть если поставщик вышел на аукцион с заявкой, в которой преобладала доля отечественной продукции, то в ходе исполнения контракта менять и отечественную, и иностранную продукцию по улучшенным характеристикам можно было исключительно на товары отечественного производства. Минфин России пошел своим путем и наложил полный запрет на замену по улучшенным характеристикам в ходе исполнения контракта отечественных товаров на иностранные. 

О. В. ИЗУТОВА


Поделиться