Версия для печати 2568 Материалы по теме
Упредить, нельзя допустить

Солангы Николаевна СААЯ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, кандидат экономических наук

В настоящее время казначейское сопровождение целевых средств считается одним из приоритетных направлений развития бюджетного менеджмента. В статье рассматриваются как теоретические, так и некоторые практические аспекты применения данного инструмента финансового контроля в Республике Тыва.

Основная идеология Федерального казначейства как органа, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и осуществляющего контроль в финансово-бюджетной сфере, заключается в проектировании конструкции такой модели контроля, при которой анализ соблюдения бюджетного законодательства проводится на всех этапах контроля, а выявление и предупреждение нарушений — предпочтительно на стадии предварительного контроля. Казначейское сопровождение целевых средств в наибольшей степени отвечает этой идеологии.

Модель казначейского сопровождения целевых средств подразумевает доведение средств из бюджета в реальный сектор экономики при непрерывном финансовом контроле со стороны органов Федерального казначейства. Данный вид контроля преду­сматривает проведение и учет операций с бюджетными средствами на лицевых счетах, открытых в органах казначейства с кодом «41» и предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — получателей целевых средств, исполнителей и соисполнителей, привлекаемых при исполнении государственных контрактов. Итоговый результат казначейского сопровождения должен обеспечить целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Таким образом, казначейское сопровождение целевых средств является формой осуществления предварительного государственного внутреннего финансового контроля, применяемого в целях выявления и пресечения бюджетных нарушений при исполнении государственных контрактов и соглашений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получающими средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета. Дополнительным преимуществом казначейского сопровождения целевых средств является возможность отследить их движение по каждому контракту по всей цепочке исполнителей и соисполнителей на стадии предварительного контроля.

Наиболее полно возможности данного инструмента в качестве элемента предварительного контроля проявляются в так называемом расширенном казначейском сопровождении. В отличие от простой модели казначейского сопровождения при расширенном наряду с проведением контроля платежных документов осуществляется контроль фактического объема выполненных работ, услуг или поставленных товаров в течение срока исполнения государственных контрактов, договоров и соглашений с использованием фото- и видеотехники. При этом принципиально важно, что данное интегрированное контрольное мероприятие, включающее как документарные проверки, так и элементы фактического контроля, должно быть реализовано до момента проведения соответствующих кассовых выплат со счетов, открытых в казначействе. Тем самым исключается риск оплаты невыполненных работ и обеспечивается упреждающий контроль за целевым направлением бюджетных средств.

Нормативная база

Казначейское сопровождение целевых средств осуществляется на основании:

статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 362‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

Правил казначейского сопровождения средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1722:

Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 8 декабря 2017 года № 220н.

УФК по Республике Тыва осуществляет казначейское сопровождение средств, получаемых юридическими лицами по договорам (контрактам), источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию ЖКХ в виде имущественного взноса Российской Федерации и предоставленные в целях оказания финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья на 2013–2017 годы. УФК контролирует соответствие содержащейся в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, информации о сроках выполнения работ и их объеме условиям договоров (контрактов), проверяет факты выполнения работ с использованием фото- и видеотехники. Эта работа проводится в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 апреля 2017 года № 800-р.

Этапы внедрения

В целях организации расширенного казначейского сопровождения в Тыве была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители УФК, правительства республики, органов исполнительной власти и местного самоуправления, заказчики республиканского и местного уровней. Управлением был разработан и утвержден план мероприятий (дорожная карта) по обеспечению поэтапного внедрения расширенного казначейского сопровождения. Он включал в себя, в частности, проведение совещаний с участниками казначейского сопровождения, внесение изменений в контракты в части дополнения их условиями о казначейском сопровождении, открытие юридическим лицам — исполнителям контрактов лицевых счетов в управлении, заключение между управлением и юридическими лицами договора об обмене электронными документами, выдачу сертификатов ключей электронных подписей и т. д. Был утвержден регламент взаимодействия отделов управления с участниками казначейского сопровождения, который устанавливал в том числе сроки предоставления документов, проверку условий софинансирования, порядок взаимодействия участников при проведении выездных проверок с оформлением их результатов.

На предварительном этапе осуществления расширенного казначейского сопровождения управлением была определена вся цепочка кооперации по исполнителям и соисполнителям контрактов, собраны сведения о расходовании денежных средств с момента заключения контрактов с приложением подтверждающих документов. То есть были созданы истории контрактов. В Национальном банке по Республике Тыва Сибирского главного управления Центробанка России управлению было открыто два счета на балансовых счетах № 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» и № 40701 «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации» с отличительным признаком «2» в 14-м разряде. Девяти исполнителям (соисполнителям) в управлении открыто 569 лицевых счетов под каждый контракт с кодом «41».

В сентябре 2017 года в управлении был создан отдел казначейского сопровождения, сотрудники которого оказывают консультативную и методологическую помощь по всем вопросам казначейского сопровождения. Для клиентов разработаны схема финансирования, памятки и пошаговые инструкции по открытию лицевых счетов, оформлению платежных документов, сведений об операциях с целевыми средствами, получению электронной подписи, работе в системе удаленного финансового документооборота.

В целях оптимизации процедур, а также удобства клиентов в управлении в режиме одного окна проводятся мероприятия по открытию лицевых счетов, получению сертификатов ключей электронной подписи, заключению договоров об обмене электронными документами, подключению к системе удаленного финансового документооборота. Для новой категории клиентов созданы автоматизированные рабочие места, где можно в любое время заполнить платежные документы с помощью сотрудника отдела. На официальном сайте управления создан подраздел «Как стать нашим клиентом» с размещением пошагового руководства, в разделе «Казначейское сопровождение» размещается актуальная информация по всем вопросам казначейского сопровождения целевых средств.

Итоги расширенного казначейского сопровождения

Расширенное казначейское сопровождение контрактов в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда позволило за 2017–2018 годы завершить строительство 11 многоквартирных домов. В муниципальную собственность передано 346 квартир (для сравнения: за предыдущий период действия программы, 2013–2016 годы, было введено в эксплуатацию лишь пять многоквартирных жилых домов и передано в муниципальную собственность 57 квартир). Кроме того, исполнено в полном объеме 67 государственных (муниципальных) контрактов (до введения расширенного казначейского сопровождения — 46 государственных (муниципальных) контрактов).

Также необходимо отметить повышение финансовой дисциплины заказчиков и исполнителей (соисполнителей) контрактов. Так, за период 2017–2018 годов в рамках расширенного казначейского сопровождения на счета исполнителей (соисполнителей) контрактов перечислено в два раза меньше средств, чем за предыдущие четыре года. Таким образом, показатели до и после наглядно показывают эффект от внедрения расширенного казначейского сопровождения (рисунок).

Всего за период казначейского сопровождения выявлено и предотвращено нарушений на общую сумму порядка 84 миллионов рублей. В частности, по итогам создания истории контрактов из выявленных авансовых платежей по расторгнутым контрактам на сумму 33,4 миллиона рублей возвращено на лицевой счет заказчика 17,5 миллиона рублей. Также в полном объеме, в размере 20,4 миллиона рублей, возмещены средства, которые были использованы не по назначению.

При санкционировании операций по перечислению средств на банковские счета исполнителей (соисполнителей) контрактов управление провело 68 выездных проверок фактов поставки товаров, результатов выполненных работ с использованием средств измерений и фото-, видеофиксации. По результатам проведенных проверок предотвращена оплата по государственным (муниципальным) контрактам на общую сумму 46 миллионов рублей, из них:

передача пяти квартир в муниципальную собственность с площадью, не соответствующей условиям контрактов (стоимость недостающей площади в размере 83 тысячи рублей возвращена на лицевой счет заказчика);

в двух случаях объем фактически выполненных работ не соответствовал информации о выполненных работах, указанных в подтверждающих документах, общая сумма нарушений — 932 тысячи рублей;

передача квартир, не соответствующих техническим и функциональным характеристикам, предусмотренных условиями контракта, на сумму более 45 миллионов рублей.

По результатам повторных выездных проверок установлено, что выявленные несоответствия были устранены путем выполнения предусмотренных видов работ.

Проанализировав практику осуществления казначейского сопровождения, управление выработало и направило в Федеральное казначейство предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, а также по доработке прикладного программного обеспечения и совершенствованию технологических процессов. Учитывая значимость казначейского сопровождения целевых средств как формы упреждающего контроля, считаем, что данная форма внутреннего государственного финансового контроля должна развиваться, совершенствоваться и более широко применяться при решении социально-экономических задач государства.

Поделиться