XV Всероссийская Конференция
«Местные бюджеты в современных условиях»
июня 2022 года
Регистрация
Версия для печати 2049 Материалы по теме
Упредить, нельзя допустить

Солангы Николаевна СААЯ, руководитель Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, кандидат экономических наук

В настоящее время казначейское сопровождение целевых средств считается одним из приоритетных направлений развития бюджетного менеджмента. В статье рассматриваются как теоретические, так и некоторые практические аспекты применения данного инструмента финансового контроля в Республике Тыва.

Основная идеология Федерального казначейства как органа, обеспечивающего кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ и осуществляющего контроль в финансово-бюджетной сфере, заключается в проектировании конструкции такой модели контроля, при которой анализ соблюдения бюджетного законодательства проводится на всех этапах контроля, а выявление и предупреждение нарушений — предпочтительно на стадии предварительного контроля. Казначейское сопровождение целевых средств в наибольшей степени отвечает этой идеологии.

Модель казначейского сопровождения целевых средств подразумевает доведение средств из бюджета в реальный сектор экономики при непрерывном финансовом контроле со стороны органов Федерального казначейства. Данный вид контроля преду­сматривает проведение и учет операций с бюджетными средствами на лицевых счетах, открытых в органах казначейства с кодом «41» и предназначенных для учета операций со средствами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — получателей целевых средств, исполнителей и соисполнителей, привлекаемых при исполнении государственных контрактов. Итоговый результат казначейского сопровождения должен обеспечить целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Таким образом, казначейское сопровождение целевых средств является формой осуществления предварительного государственного внутреннего финансового контроля, применяемого в целях выявления и пресечения бюджетных нарушений при исполнении государственных контрактов и соглашений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, получающими средства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из федерального бюджета. Дополнительным преимуществом казначейского сопровождения целевых средств является возможность отследить их движение по каждому контракту по всей цепочке исполнителей и соисполнителей на стадии предварительного контроля.

Наиболее полно возможности данного инструмента в качестве элемента предварительного контроля проявляются в так называемом расширенном казначейском сопровождении. В отличие от простой модели казначейского сопровождения при расширенном наряду с проведением контроля платежных документов осуществляется контроль фактического объема выполненных работ, услуг или поставленных товаров в течение срока исполнения государственных контрактов, договоров и соглашений с использованием фото- и видеотехники. При этом принципиально важно, что данное интегрированное контрольное мероприятие, включающее как документарные проверки, так и элементы фактического контроля, должно быть реализовано до момента проведения соответствующих кассовых выплат со счетов, открытых в казначействе. Тем самым исключается риск оплаты невыполненных работ и обеспечивается упреждающий контроль за целевым направлением бюджетных средств.

Нормативная база

Казначейское сопровождение целевых средств осуществляется на основании:

статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2017 года № 362‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

Правил казначейского сопровождения средств, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1722:

Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства санкционирования расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 8 декабря 2017 года № 220н.

УФК по Республике Тыва осуществляет казначейское сопровождение средств, получаемых юридическими лицами по договорам (контрактам), источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию ЖКХ в виде имущественного взноса Российской Федерации и предоставленные в целях оказания финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья на 2013–2017 годы. УФК контролирует соответствие содержащейся в документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, информации о сроках выполнения работ и их объеме условиям договоров (контрактов), проверяет факты выполнения работ с использованием фото- и видеотехники. Эта работа проводится в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 апреля 2017 года № 800-р.

Поделиться