Версия для печати 4752 Материалы по теме
Совещание Министерства финансов РФ с главными распорядителями средств федерального бюджета. Декабрь, 2018 г.
Система формирования доходов – от прогноза до отчетности

Об особенностях прогнозирования и администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2019 году и, конечно, об итогах минувшего года мы поговорили с Еленой Викторовной ЛЕБЕДИНСКОЙ, директором Департамента доходов Министерства финансов РФ.

— Закончился очередной финансовый год, по традиции это время подведения итогов. Какие изменения в части бюджетных доходов в прошлом году вы бы отнесли к наиболее важным?

23_1.png
— Прошедший год был, безусловно, очень насыщенным для всех, в том числе и для главных администраторов доходов бюджета. Минфин России совместно с ними провел большую работу по совершенствованию методик прогнозирования доходов федерального бюджета. На данный момент практически по всем главным администраторам методики прогнозирования доходов утверждены и соответствуют общим требованиям, установленным Правительством РФ. Тем не менее еще остаются отдельные доработки, которые мы надеемся завершить в самое ближайшее время, в том числе в части максимально прозрачного описания показателей и источников данных, используемых для прогноза.

Применение методик помогло значительно улучшить качество прогнозирования доходов федерального бюджета не только по налоговым поступлениям, но и по доходам, которые предсказать сложно, но тем не менее необходимо. Прогнозировать — это очень важно, в том числе нерегулярные поступления, которые необходимо рассчитывать как можно точнее, с учетом реальных поступлений этих доходов в предыдущие периоды, а также всей информации и ожиданий, имеющихся у администраторов.

— Ранее Минфин России часто сталкивался с ситуацией сознательного занижения прогнозов поступления таких доходов.

— Верно, и это существенно снижало точность прогнозирования доходов в рамках бюджетного процесса, вынуждало нас делать, по сути, собственный прогноз таких поступлений, что, конечно, неправильно, ведь именно администраторы обладают всей полнотой исходной информации, влияющей на итоговые показатели доходов. Сейчас такая практика практически по всем главным администраторам осталась в прошлом. И это очень важное и позитивное изменение, ведь занижение, как и завышение, доходов оказывает непосредственное влияние не только на качество и достоверность прогноза доходов в законе о бюджете, но и на тот объем обязательств, которые бюджет может обеспечить, в том числе через действующее с начала 2018 года бюджетное правило.

Отдельно хочется обратить внимание на возникающие вопросы по прогнозированию ожидаемых поступлений неналоговых доходов при формировании оценки в течение года. По-прежнему пока сталкиваемся с ситуациями, когда годовые суммы прогнозируются на уровне фактических поступлений на момент их формирования, притом что динамика поступлений за истекшие месяцы свидетельствует о том, что это не разовые суммы, а регулярные платежи. В таких случаях, к сожалению, Минфину России приходится корректировать прогнозы администраторов.

— И как вы рассчитываете решить эту проблему?

— По итогам исполнения федерального бюджета в 2018 году планируем еще раз проанализировать те отклонения фактических доходов от уточненных оценок, которые все же останутся, и выработать вместе с администраторами подходы к тому, как соответствующие факторы учесть при прогнозировании в будущем.

— Положительные изменения в качестве прогнозирования доходов в прошедшем году были отмечены и Счетной палатой РФ. В ее заключении на проект бюджета впервые за много лет прогноз был признан «практически точным». Какие задачи Минфин России ставит перед собой на 2019 год?

— Одна из ключевых задач, которую предстоит решить в наступившем году, тоже связана с точностью прогнозирования и с качеством тех материалов, которые мы готовим при формировании бюджета и представляем в Государственную думу, — это обоснования прогнозов доходов (ОПД). Согласно приказу Минфина России от 29 июля 2016 года № 128н «О порядке формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета» прогнозы доходов при формировании проекта бюджета должны рассчитываться на основании ОПД. А те, в свою очередь, должны полностью соответствовать методикам прогнозирования, утвержденным администраторами по согласованию с Минфином России.

Существенная часть работы по приведению форм ОПД в соответствие с утвержденными методиками была проделана в 2018 году, что позволило нам уже в прошлом году использовать более 800 пол­ностью заполненных администраторами ОПД — на их основе сформировано порядка 30 процентов доходов федерального бюджета на сумму порядка 5,5 триллиона рублей. Это существенно облегчило работу по формированию полного комплекта расчетов по видам доходов, которые входят в материалы, представляемые вместе с проектом бюджета, и позволяет всем участникам бюджетного процесса и экспертному сообществу объективно оценить обоснованность прогноза доходов, заложенных в закон о бюджете.

В наступившем году общими усилиями Минфина России и всех главных администраторов доходов эта работа должна быть завершена, в том числе по неналоговым доходам. Необходимо, чтобы на следующую трехлетку абсолютно все прогнозы доходов формировались с помощью ОПД, а представления нам прогноза «общей суммой», без расчетов и обоснований мы допускать не будем.

— Какие еще изменения ждут администраторов доходов в наступившем году?

— Хочется отметить несколько моментов, они более частные, но не менее важные и связаны с реализацией на практике тех изменений законодательства, которые произошли в 2018 году.

Первый момент — это изменение в части того, куда будут зачисляться средства, полученные по решениям судов в результате коррупционных правонарушений. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части расширения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации» с 1 января эти средства должны поступать в бюджет Пенсионного фонда. И в связи с этим меняется администрирование таких доходов, предусмотрены поправки в постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 995, регулирующее порядок осуществления бюджетных полномочий главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

— Минфин предложил новый механизм администрирования. Чем он лучше?

— Он проще и логичнее. Главным администратором по доходам в виде денежных средств, обращенных в доход государства по коррупционным правонарушениям, будет непосредственно Пенсионный фонд Российской Федерации, а это существенно упростит цепочку взаимодействия по таким делам. В случае если речь идет об имуществе, то реализацию такого имущества, как и прежде, будет осуществлять Росимущество. При этом главным администратором доходов в бюджете ПФР остается тот орган, который выявил правонарушение, направил материалы дела в суд и обладает всей информацией по соответствующему имуществу. Думаю, в целях полного урегулирования нового механизма нужно будет разработать ряд дополнительных документов, совершенно прозрачно определяющих всю цепочку взаимодействия между органами власти, судами и Пенсионным фондом, это одна из первых задач в начале текущего года.

Второй момент — с начала года меняется распределение между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ госпошлины и платы за предоставление государственных услуг в случае, если заявление на получение данной услуги было подано в электронной форме, а сам документ получен в МФЦ. В настоящее время услуг, для получения которых можно подать заявку в электронной форме, через портал госуслуг, а потом получить нужный документ в МФЦ, — достаточно много. Поскольку услугу оказывает федеральный орган власти, то раньше такие доходы полностью поступали в федеральный бюджет. Но для того, чтобы поддержать развитие МФЦ в субъектах РФ, теперь именно для таких услуг принято решение о перераспределении средств: 75 процентов остается в федеральном бюджете, 25 пойдет в бюджет региона. В настоящее время соответствующие КБК введены для всех пошлин и плат, по которым в принципе предполагается возможность получения услуги через МФЦ. Но, возможно, от федеральных органов власти потребуется некоторая конкретизация и корректировка с учетом фактической ситуации с оказанием государственных услуг.

Кроме того, с начала года преимущественно в связи с изменениями в налоговом законодательстве появилось несколько совершенно новых источников доходов разных бюджетов бюджетной системы. Это и налог на профессиональный доход для самозанятых, доходы от которого будут поступать в бюджеты субъектов, участвующих в эксперименте (город Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), и ФОМС, и изменения в налогообложении нефтегазового сектора в связи с поэтапным завершением налогового маневра. Нельзя не назвать и единый платеж физического лица, который позволит любому гражданину оплатить свои будущие налоговые платежи на единый код бюджетной классификации, с которого потом средства налоговой службой будут распределены в соответствии с начисленными налогами. Все эти изменения, конечно, требуют внимательного отношения со стороны администраторов, в том числе нужно их учесть и в методиках прогнозирования.

— Кстати, о методиках прогнозирования, есть ли какие-то изменения по прогнозированию поступлений по источникам финансирования?

— Да, в прошедшем году мы внесли изменения в постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 469 «Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета» в целях максимальной синхронизации его норм с общими требованиями к методикам прогнозирования доходов, поскольку на самом деле между этими двумя процессами очень много общего. Теперь методики прогнозирования поступлений по источникам тоже должны согласовываться с Минфином России, в том числе если вносятся какие-то изменения, связанные, например, с иными изменениями законодательства или полномочий. Это очень важно для унификации подходов к прогнозированию и повышения качества таких прогнозов. Кроме того, предусматривается, что прогноз поступлений по источникам также будет формироваться с использованием форм обоснования прогноза по аналогии с использованием ОПД по доходам.

В наступившем году также будет продолжена работа по повышению прозрачности прогнозирования и исполнения в части поступлений от приватизации государственного имущества. Здесь нужно синхронизировать подходы в части прогнозирования доходов и источников, а также немного скорректировать систему бюджетной классификации.

В целом основная задача в части прогнозирования и администрирования на 2019 год — завершение создания абсолютно прозрачной, четко работающей системы формирования доходов на всех стадиях бюджетного процесса, начиная от прогноза и заканчивая отчетностью об исполнении. Я уверена, активная совместная работа Минфина России и всех главных администраторов позволит нам этой цели достичь.

Подготовила С. А. Стрельникова


Поделиться