Версия для печати 6862 Материалы по теме
Централизация нормативно-справочной информации: опыт Самарской области

Андрей Вячеславович Прямилов, министр управления финансами Самарской области

Правительством Самарской области в рамках разработки новой стратегии развития региона поставлена в том числе задача цифровой трансформации региональной экономики. Активное участие в ее решении принимают представители всех органов власти, федеральные и региональные эксперты, члены общественных организаций, предприниматели.

Государственная программа «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений»

Министерство управления финансами Самарской области в рамках возложенных на него полномочий последовательно осуществляет комплекс мероприятий по созданию единого информационного пространства в сфере управления государственными финансами на базе современных информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечению открытости, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления, достижению максимальной эффективности деятельности финансовых органов и органов, исполняющих бюджет, в части полномочий по проведению бюджетной, налоговой политики, а также координации деятельности иных органов исполнительной власти и государственных, муниципальных учреждений Самарской области.

Эти задачи формализованы с использованием системного подхода в рамках государственной программы Самарской области «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений» на 2014–2020 годы, которая была принята в 2013 году.

В рамках исполнения государственной программы Министерством управления финансами Самарской области проделана большая работа по созданию регионального сегмента государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» — Единой информационной системы управления бюджетным процессом Самарской области, ЕИСУБП (рисунок 1).

В соответствии с концепцией создания и развития ЕИСУБП решаются задачи автоматизации всех этапов бюджетного процесса: планирование областного и муниципальных бюджетов, включая ведение реестра расходных обязательств, исполнение бюджета на всех уровнях, реализация полномочий финансовых органов в части финансового контроля закупок согласно частьи 5 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, сбор и консолидация бюджетной отчетности, решение задач оперативной аналитики и публикации открытых бюджетных данных на портале «Бюджет для граждан Самарской области».

Фундамент ЕИСУБП — программный комплекс «Региональный электронный бюджет. Интеграционная платформа». Он обеспечивает выполнение сервисных функций для всех информационных систем министерства.

Этапы создания подсистемы нормативно-справочной информации

Элементом интеграционной платформы является подсистема управления нормативно-справочной информацией для централизованного хранения, ведения и администрирования нормативно-справочной информации, НСИ. Ввод в действие подсистемы НСИ обеспечил решение следующих важных задач:

  • формирования единого источника нормативно-справочной информации, применяемой на всех этапах управления бюджетным процессом Самарской области, в том числе и в различных автоматизированных системах и программных модулях, являющихся компонентами ЕИСУБП (далее — смежные системы);

  • повышения качества и согласованности данных при информационном взаимодействии смежных систем на основе единой НСИ, исключение двойного ввода данных справочников и классификаторов.

До начала работ по внедрению НСИ ведение нормативно-справочной информации в смежных системах осуществлялось автономно. В ряде случаев это приводило к несовпадению актуальных версий классификаторов в смежных системах и последующему рассогласованию данных при обмене электронными документами, подготовке сводной отчетности.

В 2017 году Министерством управления финансами Самарской области была проведена работа по формированию единой НСИ на областном уровне и осуществлено подключение подсистемы НСИ к системам планирования, исполнения областного бюджета, формирования консолидированной отчетности.

С 2018 года ведется работа по формированию муниципального среза НСИ: наполняются справочники для муниципальных образований. Министерством управления финансами было организовано обучение специалистов финансовых органов муниципалитетов работе с подсистемой НСИ. Среди слушателей были представители всех 37 муниципальных образований региона — около 100 человек. В учебной программе рассматривались общие принципы работы подсистемы НСИ, правила работы со справочниками «Целевая статья расходов» и «Коды доходов».

На сегодняшний день специалисты финансовых органов муниципальных образований Самарской области самостоятельно обеспечивают ведение указанных справочников в подсистеме НСИ.

На рисунке 2 показан процесс развития и последовательной интеграции подсистемы НСИ со смежными системами. В результате в смежных системах устанавливается запрет на автономное ведение регламентированных справочников. Единообразие и актуальность этих справочников в разных системах обеспечиваются за счет синхронизации с единым источником — подсистемой НСИ. 

Министерством управления финансами Самарской области разрабатывается единый порядок ведения справочников как дополнительной классификации, так и целевых статей расходов на муниципальном уровне, учитывающий в том числе специфику ведения аналитических справочников в муниципальных образованиях. Указанные справочники синхронизируются из НСИ в муниципальный сегмент автоматизированной системы «Web-планирование» и используются в процессах планирования муниципальных бюджетов, в том числе при ведении реестров расходных обязательств.

В настоящее время в подсистеме НСИ Самарской области ведется 38 структурированных иерархических справочников, в том числе:

  • перечень бюджетов и их виды;

  • реестры организаций и сотрудников;

  • справочники бюджетной классификации;

  • справочники общероссийской классификации;

  • справочники дополнительной классификации.

Общероссийские классификаторы и федеральная бюджетная классификация автоматически обновляются в соответствии с федеральными источниками. Данные сводного реестра участников и неучастников бюджетного процесса загружаются в подсистему НСИ с Единого портала бюджетной системы Российской Федерации, справочник кодов цели — с сайта Межрегионального операционного управления Федерального казначейства. Портал Центрального банка Российской Федерации служит источником для обновления справочника БИК. Данные справочников ОКВЭД, ОКТМО, ОКОПФ, ОКПД импортируются в систему из Единой информационной системы в сфере закупок.

Централизация ведения нормативно-справочной информации в подсистеме НСИ позволила оптимизировать технологические процессы планирования, исполнения регионального бюджета и сбора консолидированной отчетности Самарской области. Все автоматизированные системы и программные модули ЕИСУБП работают в едином контексте справочных данных, что гарантирует устойчивость и безоши­бочность информационного обмена между ними.

Развитие системы

Губернатором Самарской области Д. И. Азаровым цифровизация управления неоднократно обозначалась и обозначается как один из важнейших и доминирующих трендов на ближайшие годы.

Министерство управления финансами Самарской области рассматривает ЕИСУБП как один из эффективных инструментов цифровизации и источник актуальной аналитической информации для принятия управленческих решений.

Повышение ответственности сотрудников органов исполнительной власти, государственных и муниципальных учреждений за формирование данных в компонентах ЕИСУБП способствует повышению достоверности и оперативности аналитической информации, формируемой на их основе. Для этого в рамках мероприятий государственной программы «Управление государственными финансами и развитие межбюджетных отношений» запланированы работы по дальнейшему развитию ЕИСУБП.

На первом этапе (2019 год) будет реализована технология единой точки входа во все подсистемы ЕИСУБП и организована работа пользователей в личном кабинете (рисунок 3).

Технология единой точки входа обеспечивает однократную идентификацию и аутентификацию пользователей для работы в разных компонентах ЕИСУБП и управление их идентификационными данными и полномочиями. Хранилище единого реестра пользователей и их «паспортов» будет организовано в подсистеме НСИ. При этом все действия пользователей в ЕИСУБП авторизованы.

Личный кабинет — это виртуальное рабочее пространство, «единое окно», в котором пользователю в соответствии с назначенными правами доступны актуальные новости, назначенные ему текущие задачи, новые сообщения, перечень последних открытых документов и отчетов и перечень доступных подсистем ЕИСУБП. Личный кабинет открывает для пользователя возможность свободного перехода в любую подсистему ЕИСУБП в соответствии с назначенными правами.

На втором этапе работ (предварительный срок 2020-2021 годы) запланирована организация централизованного учета сертификатов электронной подписи пользователей ЕИСУБП и автоматическая аутентификация пользователя по сертификату. Вход в личный кабинет будет осуществляться с использованием ключевого носителя, содержащего закрытый ключ электронной подписи, без использования логина и пароля.

Таким образом, за счет централизации ведения нормативно-справочной информации подсистемы ЕИСУБП, автоматизирующие планирование, исполнение и сбор отчетности бюджетов, обеспечиваются актуальными выверенными данными из единого источника, оптимизируются соответствующие технологические процессы, включая администрирование информационных систем, а также формируется единая методология ведения НСИ в Самарской области.

Централизация ведения НСИ позволяет воплотить в жизнь новые системные принципы организации работы с общественными финансами: унификацию бизнес-процессов, «бесшовный» информационный обмен между подсистемами ЕИСУБП, возможность построения схем документооборота, в которых принимают участие пользователи разной ведомственной принадлежности. Тем самым решаются задачи по созданию единого информационного пространства в сфере управления государственными и муниципальными финансами Самарской области. Бюджетный процесс при таком подходе становится еще более понятным, прозрачным и контролируемым.

Таким образом, за прошедший период Министерством управления финансами Самарской области осуществлен комплекс мероприятий, направленных на создание и развитие эффективных инструментов цифровизации. Создан единый источник нормативной справочной информации региона, в котором обеспечено ведение общероссийских, региональных, дополнительных классификаторов, реестров организаций и сотрудников с учетом их версионности, и реализовано подключение к этому источнику региональных и муниципальных информационных систем и программных комплексов, являющихся компонентами ЕИСУБП.

Сейчас проводятся работы по достижению максимальной достоверности, корректности и актуальности данных в ЕИСУБП путем повышения ответственности сотрудников органов исполнительной власти, государственных и муниципальных учреждений за ввод информации, что будет обеспечено жесткой персонализацией доступа и централизованным назначением прав и ролей по согласованию с уполномоченными сотрудниками соответствующих финансовых органов.

Принятие управленческих решений на основе актуальной и достоверной информации, формируемой из ЕИСУБП в режиме онлайн, позволит повысить эффективность бюджетных расходов, в том числе направленных на решение социально важных вопросов.


Поделиться