25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1930 Материалы по теме
На повестке — магистральная инфраструктура

Совет Федерации большое внимание уделяет вопросу формирования эффективной системы стратегического планирования в России. Конструктивному обсуждению данной проблемы было посвящено несколько мероприятий. Одним из последних стали парламентские слушания «Актуальные вопросы модернизации и расширения магистральной инфраструктуры с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации». Организатором слушаний выступил Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Напомним, Президент РФ в указе № 204 поручил Правительству РФ на основе Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года разработать и утвердить до 1 октября 2018 года Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. То есть стратегия пространственного развития должна была стать одним из ключевых документов для определения приоритетов реализации комплексного плана.

Несмотря на то что ключевой документ, который бы определил приоритеты пространственного развития, то есть соответствующая стратегия, до сих пор не принят, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры разработан в срок. Распоряжение Правительства РФ № 2101-р, утвердившее данный документ, увидело свет 30 сентября 2018 года. Помня о том, что стратегия пространственного развития пока еще находится в разработке, авторы документа предусмотрели возможность корректировки комплексного плана после ее утверждения.

70.png

В комплексном плане определены цели модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, показатели реализации транспортно-энергетических частей плана, дан перечень входящих в их состав федеральных проектов с описанием планируемых результатов реализации с количественными характеристиками, объемами и источниками финансирования. Как отметил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера О. В. Мельниченко, при подготовке комплексного плана к парламентским слушаниям во все регионы было направлено предложение высказать мнение о содержании данного документа. «Практически все поступившие из субъектов РФ материалы содержат предложения по включению в комплексный план мероприятий по модернизации и расширению существующей на местах инфраструктуры, — озвучил результаты опроса региональных властей сенатор. — Нужно, чтобы голоса регионов были услышаны и важные для них объекты по возможности нашли максимальное отражение в этом документе».

Мельниченко также обратил внимание, что значительная часть предложений регионов касается строительства или реконструкции автомобильных дорог и строительства автодорожных обходов городов. Спикер подчеркнул, что решения, принимаемые в Москве, должны максимально учитывать интересы субъектов РФ. Пока же мы видим, что за бортом комплексного плана остались такие важные для территорий проекты, как, например, строительство железнодорожных магистралей «Белкомур» от Соликамска до Архангельска, «Северный широтный ход» и «Северный широтный ход — 2», которые необходимы для создания единой арктической транспортной системы до порта Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе с выходом на Северный морской путь. Не содержит комплексный план и реконструкцию автомобильных дорог М-5 «Урал», Краснодар — Крымск — Новороссийск и других жизненно важных для территорий трасс.

Много предложений по реконструкции региональных аэропортов, что очевидно для российских реалий, учитывая наши огромные расстояния. А также по созданию и модернизации энергетической инфраструктуры.

Муниципальные дороги вне поля зрения?

Мельниченко указал на то, что решение инфраструктурных проблем существенно затрудняет недостаточность средств бюджетов субъектов РФ и значительные дисбалансы в их бюджетной обеспеченности. По мнению сенатора, целесообразно на федеральном уровне выработать дополнительные меры по совершенствованию действующих и созданию новых механизмов выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Федерации. Такие меры стали бы большим подспорьем для реализации подготавливаемых в Министерстве экономического развития РФ рекомендаций по разработке субъектами РФ комплексных планов модернизации и расширения региональной инфраструктуры.

Также, по мнению Мельниченко, в проектах, планах и перечнях мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры мало внимания уделяется автомобильным дорогам местного значения, многие из которых были переданы на муниципальный уровень без достаточных средств на их содержание. «Общий эффект от того, что мы строим, реконструируем региональные и федеральные дороги, фактически нивелируется тем состоянием, в котором находится муниципальная дорожная транспортная сеть, — считает спикер. — И совершенно ясно, что, если дороги местного значения не привести в нормативное состояние и не построить новые там, где их нет вовсе, трудно будет решить задачу по обеспечению россиян комфортными условиями проживания». По мнению главы комитета, чтобы устранить дисбалансы в этой сфере, учитывая реальное финансовое состояние большинства муниципальных образований, необходимы специальные решения на федеральном и региональном уровнях по муниципальным дорогам (с соответствующим финансированием).

Проект должен быть обоснован

71.png

Держать ответ за то, что в комплексный план не включены те или иные важные проекты, пришлось заместителю министра экономического развития РФ В. А. Живулину. В частности, он заметил, что существующий уровень развития транспортной инфраструктуры во многом не отвечает потребностям субъектов РФ и экономики в целом, а во многих случаях является сдерживающим фактором. Замминистра указал на то, что долгие годы объем расходов на транспортную инфраструктуру находился на уровне 2–2,5% ВВП. «Это очень серьезные деньги, но тем не менее наши расходы в данной сфере отстают от многих зарубежных стран», — считает спикер.

Как отметил Живулин, первая задача, которая была поставлена перед Минэкономразвития России при подготовке документов пространственного развития, — это обеспечение связанности центров экономического роста, снятие существующих инфраструктурных и транспортных ограничений, возможность раскрытия потенциала территорий нашей огромной страны. И, безусловно, вопросы, связанные с развитием экспорта, обеспечением транзита, так или иначе упираются в потребность развития инфраструктуры. Еще одна задача, которая стояла перед разработчиками стратегии, связана с обеспечением круглогодичного доступа на всю территорию Российской Федерации. И говоря об этом, он согласился, что, к примеру, такой проект, как «Северный широтный ход», имеет стратегическое значение. По словам чиновника, сегодня есть понимание необходимости развития «Северного широтного хода» и он подтвержден как проект, необходимый для реализации. «Принципиально важно, чтобы те объекты, которые сегодня не вошли в Комплексный план магистральной инфраструктуры, не потерялись, — подчеркнул Живулин. — Мы включаем их в качестве обосновывающих материалов к стратегии, и весь перечень объектов, который был отработан вместе с субъектами РФ, входит в обосновывающие материалы к стратегии пространственного развития».

Представитель Минэкономразвития России указал на то, что комплексный план включает первоочередные объекты, которые должны стать основой для пространственного развития страны и связанности центров экономического роста. Понимая, что сформировать сейчас исчерпывающий перечень объектов на шесть лет невозможно, так как могут возникнуть новые вызовы, задачи, измениться приоритеты, Минэкономразвития России договорилось с другими федеральными органами власти, в том числе с Минтрансом России, о разработке технологии и методики изменения комплексного плана.

«Понятно, что включение объектов в комплексный план и исключение их из него так или иначе будет связано с расходами, — подчеркнул Живулин. — Финансирование — один из важнейших сдерживающих факторов. Поэтому каждый раз, когда будет приниматься решение о том, какие объекты в комплексный план должны попасть, безусловно, нужно будет оценивать эффекты от строительства и реализации того или иного объекта». По словам спикера, Минэкономразвития России разработало методику оценки социально-экономических эффектов, возникающих в связи с реализацией объектов инфраструктуры. «Проект методики подготовлен, сейчас его рассматривают наши коллеги в ведомствах, — сообщил спикер. — Мы предлагаем, чтобы решение о включении объектов в комплексный план носило обоснованный характер. И нужно понимать, что выгоды от объектов для экономики, жителей, регионов должны быть сопоставимыми с теми затратами, которые мы можем понести в связи с их строительством и модернизацией».

О. В. ИЗУТОВА

Инициатива сенаторов и ученых

Совет Федерации совместно с Российской академией наук предложил рассмотреть вопрос о создании национального центра пространственных исследований, который бы осуществлял системное научное обеспечение формирования и реализации государственной политики регионального развития. Проблема в том, что в настоящее время российские вузы не готовят специалистов в сфере экономической географии.


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно