Алексей Владимирович ПИЧУШКИН, начальник управления — главный бухгалтер централизованной бухгалтерии ГБУЗ «Пензенский областной медицинский информационно-аналитический центр» Минздрава Пензенской области, член Союза развития государственных финансов
Екатерина Александровна ГОЛЬЦОВА, заместитель главного врача по экономическим вопросам ГБУЗ «Городская поликлиника»
В данной статье мы хотим поделиться со своими коллегами из других регионов опытом внедрения с 2018 года федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора (далее — СГС).
Речь пойдет о внедрении стандартов «Основные средства»1 и «Аренда»2 в учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Пензенской области, на примере конкретного пилотного учреждения — ГБУЗ «Городская поликлиника».
ГБУЗ «Городская поликлиника» является единственным учреждением в городе Пензе, которое оказывает амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому населению, обслуживая 392 тысячи человек. Фактически ГБУЗ было создано в результате централизации всех городских поликлиник. В своем составе учреждение имеет два обособленных филиала, 14 поликлиник, 27 амбулаторий врачей общей практики, восемь дневных стационаров. Все структурные подразделения учреждения располагаются по разным адресам, в связи с этим было достаточно сложно провести необходимую для перехода на федеральные стандарты инвентаризацию нефинансовых и финансовых активов, обязательств и имущества, числящегося на забалансовых счетах. Необходимо отметить, что существенную помощь в организации процесса внедрения федеральных стандартов бухгалтерского учета оказал главный врач ГБУЗ «Городская поликлиника» В. В. Марков.
Бухгалтерский учет в учреждении полностью автоматизирован и ведется в единой системе бухгалтерского учета Министерства здравоохранения Пензенской области (далее — ЕС БУ). Для того чтобы провести работу по изменению входящих остатков по счетам бухгалтерского учета по состоянию на 1 января 2018 года и приведению их в соответствие с требованиями СГС и инструкциями Минфина России по ведению бухгалтерского учета в организациях госсектора, с учетом внесенных в них в 2018 году изменений (в том числе касающихся отражения на счетах бухгалтерского учета текущих хозяйственных операций 2018 года), нам было необходимо качественно и подробно изучить соответствующие нормативные правовые акты, внести изменения в учетную политику, порядок работы комиссии по поступлению и выбытию активов и т. д.
Ни для кого не является секретом, что при изучении СГС и методических рекомендаций к ним у бухгалтера государственного учреждения возникает множество вопросов. Представители централизованной бухгалтерии участвовали в круглых столах, организованных Минфином России, активно работала ведомственная комиссия по оказанию методической помощи по ведению бухгалтерского учета при Министерстве здравоохранения Пензенской области — все это позволило нам выработать определенный план действий по внедрению СГС. Помогло, конечно, и то, что все наши медицинские учреждения ведут учет в единой централизованной системе бухгалтерского учета, это позволило специалистам централизованной бухгалтерии держать руку на пульсе и в нужный момент подсказывать руководству учреждений.
Проблемы — решения
Конечно, в процессе внедрения стандартов возникало немало проблем. В частности, в организации учета основных средств, которые перестали быть активом. Возникали сложности с корректным отражением такого рода имущества на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение», а также с уменьшением показателей по счету 021006000 «Расчеты с учредителем» (в части особо ценного движимого имущества, признанного не активом). В результате мы письменно обратились в Министерство финансов РФ с просьбой разъяснить отдельные вопросы. Минфин России письмом от 21 сентября 2018 года № 02-07-10/67934 ответил на обращение, подтвердив наше мнение о том, что расчеты с учредителем по имуществу, находящемуся на забалансовых счетах, не формируются. А также разъяснил, что в рамках учетной политики возможно формирование показателей особо ценного движимого имущества на счете 02 по балансовой стоимости, что особенно важно в части сверки расчетов с учредителем.
Большую и сложную работу провели инвентаризационная комиссия учреждения и комиссия по поступлению и выбытию активов (далее — комиссия НФА). Именно на комиссии НФА лежит основной груз ответственности по выявлению объектов основных средств, которые в ходе владения (пользования) перестали соответствовать критериям активов. При проведении инвентаризации было необходимо определить статус каждого объекта, характеризующий его состояние (например, «в эксплуатации», «временно не эксплуатируется», «реконструируется» и т. п.), и целевую функцию (например, «эксплуатируется», «подлежит ремонту (восстановлению)»).
После проведения инвентаризации основных средств с определением их статуса и функции оформлены инвентаризационные описи по объектам нефинансовых активов, акт о результатах инвентаризации и т. д. Для перевода основных средств из учетной группы 2017 года «Сооружения» в учетную группу 2018 года «Нежилые помещения (здания и сооружения)», расчета сумм доходов будущих периодов от операционной аренды на срок действия заключенных договоров бухгалтерия приступила к изменению входящих остатков. Операции отражены в бухгалтерском учете на основании бухгалтерских справок (ф. 0504833), оформленных текущей датой в межотчетный период с использованием счета 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Параллельно с работой комиссии НФА экономисты и юристы учреждения проводили инвентаризацию заключенных договоров аренды и безвозмездного пользования имуществом. Учреждение является как арендатором (ссудополучателем), так и арендодателем (ссудодателем) недвижимого имущества. И снова возникли сложности с учетом показателей по счетам 011100000 «Права пользования активами», 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». На примере всевозможных ситуаций, возникающих в ходе исполнения указанных договоров, в ГБУЗ «Городская поликлиника» была разработана и представлена на рассмотрение членам ведомственной комиссии, а затем и всем подведомственным Министерству здравоохранения Пензенской области учреждениям инструкция по применению СГС «Аренда» (рисунок 1).
Безвозмездное пользование
ГБУЗ «Городская поликлиника» также оказывает первичную медико-санитарную помощь учащимся 22 учебных заведений Пензы. В связи с этим у нас появился вопрос о применении СГС «Аренда» по заключенным договорам на передачу имущества образовательного учреждения медицинскому в безвозмездное пользование. На момент перехода на федеральные стандарты разъяснений по этому вопросу не было ни в самом СГС «Аренда», ни в письмах Министерства финансов РФ. Благодаря коллективному обсуждению указанного вопроса на совещаниях ведомственной комиссии было принято решение, что в данном случае СГС «Аренда» не применяется (рисунок 2). Уже в конце лета это подтвердило письмо Минфина России от 31 августа 2018 года № 02-07-10/62448.
Оценка имущества
В процессе своей хозяйственной деятельности ГБУЗ «Городская поликлиника» получает по договорам пожертвования движимое имущество. С целью перехода на СГС в учреждении был утвержден порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также выявленных объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств. Функция определения справедливой стоимости снова была возложена на комиссию по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
Важно отметить, что с началом применения федеральных стандартов у комиссии НФА расширился круг обязанностей, которые было необходимо закрепить в положении. Была разработана новая редакция приказа «О создании комиссий по поступлению и выбытию нефинансовых активов» с учетом требований СГС «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»[1], «Основные средства» и «Аренда». Она содержит состав постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов, обязанности председателя и членов комиссии, положение о работе комиссии.
Рассмотрим более подробно одну из обязанностей комиссии — определение справедливой стоимости активов (в целях принятия к бухучету). Четкий алгоритм определения стоимости приведен в Положении о комиссии (рисунок 3). Все собранные в соответствии с этим алгоритмом данные комиссия вносит в приложение № 1 к протоколу заседания комиссии (рисунок 4). Таким образом, определяется средняя стоимость объекта, которая по решению комиссии НФА признается справедливой в целях бухгалтерского учета. Протокол комиссии с расчетом передается в бухгалтерию для отражения поступления объекта движимого имущества.
В нашей статье мы не затронули вопросы внедрения СГС «Обесценение активов»[2]. Это очень важный федеральный стандарт, который необходимо применять уже в 2018 году перед сдачей годовой отчетности, взяв за основу итоги годовой инвентаризации. В настоящее время ведомственная комиссия Министерства здравоохранения Пензенской области по бухгалтерскому учету подготовила порядок действий в учреждениях здравоохранения Пензенской области по обесценению активов. Это тема для нашей следующей статьи.
Формализация работы
Работу по внедрению СГС в Пензенской области начали с утверждения приказа «О внедрении нового плана счетов бухгалтерского учета в ГБУЗ “Городская поликлиника”», где отразили следующие моменты:
сроки проведения инвентаризации активов и обязательств в целях применения СГС «Аренда» и СГС «Основные средства»;
сроки перехода на новый рабочий план счетов;
сроки изменения входящих остатков на 1 января 2018 года;
сроки внесения изменений в учетную политику учреждения;
сроки корректировки бухгалтерских операций текущего года, не соответствующих новому плану счетов.
[1] Утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31декабя 2016 года № 256н.
[2] Утвержден приказом Министерства финансов РФ от 31 декабря 2016 года № 259н.