25 апреля 2024 года
Регистрация
Государство — 17 января 2019

Министр финансов РФ выступил на Гайдаровском форуме

Москва

Версия для печати 2549 Материалы по теме
Министр финансов РФ выступил на Гайдаровском форуме

Выступление первого вице-премьера - министра финансов России А. Г. Силуанова на Гайдаровском форуме опубликовано на официальном сайте Минфина. Мы приводим текст без изменений.

А.Г. Силуанов: Нацпроекты и национальные цели – это элементы Указа – он структурирован. Мне кажется, абсолютно логично, когда ставятся верхнеуровневые задачи развития страны – национальные цели развития, и говорится об инструментарии, о том, как мы будем их достигать.

Причем если сравнить такие же задачи, поставленные 6 лет назад в Указе 2012 года, то такого четкого инструментария прописано не было, и такой работы не было организовано. Там, где работа была поставлена на проектный, программный подход, все получилось. Взять, например, вопрос по повышению заработной платы. Эта работа проводилась методично, была организована сверху донизу и задача была выполнена. Также как и задача по отселению из аварийного жилья.

Ряд других позиций, таких как объем инвестиций к ВВП, количество высокопроизводительных рабочих мест – не были выполнены. Почему? Не было четко структурированной работы по этим задачам.

Сейчас как раз есть не только задачи, они были и в 2012 году, но и инструментарий – это национальные проекты. И мы уже говорили о том, что национальные проекты – это даже не столько ресурсы, сколько система управления задачами и целями. У нас есть понимание, кто, что и как будет делать – это новация в управлении.

Я уверен, что с учетом выстраивания системы по решению этих глобальных задач с федерального уровня до муниципального, выстраивания системы мониторинга, системы вовлеченности всех органов власти и местного самоуправления в этот процесс, мы добьемся результатов.

***

Нацпроекты – это инструмент достижения национальных целей. Предположим, национальная цель – вхождение в пятерку стран с наиболее развитой экономикой. У нас есть несколько нацпроектов, направленных на рост экономики в России. Это проекты по производительности труда, экспорту, малому и среднему бизнесу и так далее. Но, безусловно, у нас еще есть планы по стимулированию инвестиций, по снижению регуляторного навеса. Поэтому нацпроекты – это инструментарий для достижения более глобальных целей. Для этих целей у нас есть и программные документы, и основные направления работы Правительства Российской Федерации. По каждой национальной цели есть свой план, подготовленный в Правительстве.

Для реализации национальных целей задействуются не только ресурсы или инструментарий нацпроекта – задействуется вся государственная машина, это важно понимать.

***

Госпрограммы, программный подход работы Правительства никто не отменял. Другой вопрос, что эффективность этих госпрограмм ставится под вопрос многими экспертами, что справедливо, потому что выстраивание инструментария не происходит так, как в рамках нацпроектов. Нацпроекты, по сути дела, это тот проектный подход, по которому должна строиться работа Правительства над целевыми программными документами. Я уверен, что мы постепенно перейдем к такому же программному подходу в рамках реализации госпрограмм.

Сегодня нацпроект – проектный инструмент – он является частью госпрограммы. У госпрограммы есть и проектные цели, и процессные, потому что без процессов, безусловно, не реализуется ни одна задача.

Нацпроект – это часть государственной программы. Госпрограмма – более емкое понятие, чем национальный проект. Но выстраивание и реализация работы этого инструмента должны происходить таким же образом, как мы сейчас начинаем реализовывать национальные проекты. То есть четкие целеполагания, ответственность, контрольные точки, мониторинг, ресурсы.

***

Без систематизации целей невозможно решать задачу. Есть региональные проекты, которые должны быть приняты в координации с федеральными. В этих региональных проектах будут мероприятия, которые согласованы с соответствующим профильным министерством. Этот региональный проект и попадает в систему мониторинга Правительства.

Данная система построена по-новому. Это новация, когда мы говорим о том, что мониторинг будет осуществляться с начала планирования: от разработки проектно-сметной документации, экспертизы, выхода на место, котлована, первого этажа, второго и так далее. Такая система мониторинга создана, и будет реализовываться по нацпроектам, как на региональном, так и на федеральном уровне. Полноценная иерархия сверху донизу позволяет принимать управленческие решения, что очень важно. Проанализировав исполнение задачи, мы можем принять решение, что неэффективно дальше двигаться в этом направлении. Поменяем задачу, поменяем ресурсы.

Я хочу сказать, что национальные проекты, и те инструменты, с помощью которых мы их реализуем, гибкие. Мы на основании мониторинга и анализа хода реализации, естественно, будем вносить коррективы. Мы даже имеем право вносить такие изменения без поправок в бюджет, решениями Правительства, наших проектных офисов.

***

Оценивать нас будут люди по изменениям. Не по показателям, а именно по тому, что происходит дома, в городах, на работе, в поликлиниках, где они обслуживаются, где дети получают образование. Именно на эти цели как раз и будут направлены усилия по реализации нацпроектов.

У нас большие планы с точки зрения изменения инфраструктуры, планы глобального характера – речь идет о крупных магистралях, о создании новых аэропортов, портов. Но более заметна реализация проекта по безопасным, качественным дорогам. Граждане увидят это, все это можно будет почувствовать.

Будет изменение и в городской среде. В этом году значительные объемы ресурсов будут направлены на эту программу. Она начала раскручиваться в прошлые годы, и в этом получит дополнительный ресурс.

Все почувствуют изменение качества медицинского обслуживания. На реализацию этой цели будут направлены дополнительные ресурсы, потому что теперь лечение болезни будет проходить с более широким использованием методов и возможностей медицины.

Я уже не говорю про экономические проекты – создание дополнительных мест и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства. Например, будут более доступны кредиты для тех, кто хочет начать свое дело. В этом году уже все почувствовали возможность открытия своего бизнеса очень простым способом, если человек ведет свою деятельность в рамках самозанятого. У нас за две недели в четырех регионах on-line зарегистрировалось 8 тысяч человек, а за два года, когда мы приняли закон, было всего 2 тысячи. Здесь можно говорить о том, что это очень перспективное направление. Цифровизация будет работать на упрощение открытия бизнеса, работы малых предприятий. По всем этим направлениям будут изменения в текущем году.

***

За последние годы мы создали конструкцию, при которой мы в меньшей степени зависим или практически не зависим от внешней конъюнктуры. Я имею в виду прогнозируемость курса, инфляции, прогнозируемость основных макроэкономических показателей, которые являются основой для принятия решения об инвестировании. Это очень важно для инвесторов. Создана база.

Мы договорились о том, что налоговые условия меняться не будут.

Мы действительно подняли НДС. НДС - это такой налог, который не влияет непосредственно на предпринимательскую активность. А налог на движимое имущество отменили. Сделали массу льготных режимов, налоговый вычет по инвестициям. Сейчас, кстати, разрабатываем законодательство о том, чтобы те налоги, которые будут взиматься с новых проектов, можно было бы уменьшить на объем вложений предприятий в инфраструктуру.

Теперь мы говорим о том, что надо подстегнуть бизнес. На это нацелены все наши решения и все нацпроекты. Например, производительность труда. В этом году уже начинается реализация этого проекта, а пилоты были и в прошлом году. Он позволяет предприятиям, которые задействованы в проекте, увеличивать производительность труда на десять и более процентов.

Мы говорим о том, что доля малого и среднего предпринимательства должна вырасти на десять пунктов – до 32% - 33% процентов в экономике. Мы говорим – структуру экономики надо изменить, нужно увеличивать несырьевой экспорт.

Для того чтобы прибыль пошла в инвестиции, мы не только создаем базовые условия. Мы создаем еще и механизм, чтобы стимулировать бизнес вкладывать деньги в проекты.

Кроме того, мы начинаем работать точечно. У нас в прошлом году начались, и будут проходить регулярные встречи с бизнесом по конкретным проектам. Если проект достаточно емкий и крупный, если требуется инфраструктура, если требуется решение каких-то административных препон, которые, к сожалению, еще у нас есть на разных уровнях власти, мы решаем эти задачи. То есть мы точечно взаимодействуем с предпринимателями: это касается и крупного бизнеса, и среднего бизнеса.

Поэтому я считаю, что через ресурсы, нацпроекты, через задачи, которые там поставлены, через непосредственные цели по увеличению инвестиций и комплексный подход, сможем сдвинуться с места.

***

Добиться быстрого эффекта стимулирования роста экономики можно в агломерациях, в больших городах. Но, очевидно, нельзя забывать и про другие регионы, где нет такого скопления промышленности, людей. Там люди должны получать те же самые государственные услуги, иметь здравоохранение и образование. Там тоже люди должны ездить по нормальным дорогам. Это наша обязанность.

 

Кстати, в наших национальных проектах есть задача обеспечить качественными дорогами. Это касается и агломераций, и малых городов и сельских населенных пунктов.

Улучшения, о которых мы говорили в первой части нашего разговора, должны почувствоваться везде – как в федеральных центрах, так и в небольших городах.

***

Я думаю, что риски реализации проектов будут выявляться в ходе их реализации. Мы сейчас только начинаем. Будем мониторить ситуацию. Как мы уже с вами говорили, будем отслеживать, как идут те или иные проекты, и, соответственно, принимать управленческие решения.

Что касается общих рисков реализации наших целей. Предположим, если мы возьмем прошлый шестилетний период, то, конечно, все эти внешние изменения, которые у нас есть, все эти торговые ограничения, санкции, торговые войны не на пользу не только мировой экономике, но и Российской Федерации, поскольку мы уже очень глубоко интегрированы в мировую экономику. Поэтому, несмотря на то, что мы предпринимаем все меры, чтобы быть менее зависимыми от внешних ограничений, конечно, внешняя среда все равно влияет на наши возможности. Поэтому риски есть всегда, и их надо учитывать. Давайте через год встретимся и посмотрим, как это пойдет.

***

Не соглашусь, что деньги даются в рамках индексационных принципов. Цифры-то всем известны – за шестилетку мы дополнительно направляем на нацпроекты более 8 триллионов рублей. А всего на реализацию этих национальных проектов пойдет почти 28 триллионов рублей за 6 лет.

Действительно, мы говорили, что за последние годы бюджет в долях ВВП сокращался. После того, как мы выделим эти деньги дополнительно, доля бюджета начнет чуть-чуть увеличиваться. Если бы этого не было, был бы номинальный рост. Все бы шло по пути индексации, увеличения расходов, а этих дополнительных ресурсов не было бы.

Но помимо дополнительных расходов мы переформатируем действующие ресурсы, в том числе, и финансовые, на реализацию национальных проектов. И выстраиваем новую систему управления.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно