Антонина Владимировна ВЕЛИЧКО, начальник отдела анализа финансового менеджмента Министерства финансов Оренбургской области
VIII международный форум «Оренбуржье — сердце Евразии», который прошел в конце 2018 года в Оренбурге, собрал более 4 тысяч человек.
В его работе приняли участие представители федеральных, региональных, муниципальных органов власти, международных и российских компаний, эксперты, представители авторитетных деловых организаций из 31 региона Российской Федерации и 13 стран. Наибольшее количество зарубежных гостей было из Белоруссии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Китая.
Впервые в рамках форума прошел круглый стол на тему «Инициативное бюджетирование как фактор повышения активности населения на евразийском пространстве. Результаты развития инициативного бюджетирования в России и вызовы в 2019 году». В дискуссии приняли участие сотрудники Научно-исследовательского финансового института Минфина России, Всемирного банка, Института стратегических исследований (город Уфа), Института муниципального развития (город Красноярск), представители Республики Алтай, Самарской области, Республики Казахстан и другие.
Министр финансов Оренбургской области Т. Г. Мошкова, открывая работу круглого стола по инициативному бюджетированию, отметила, что направление общественного участия в решении вопросов местного значения стремительно развивается как в мире, так и в нашей стране. Конечно же, Оренбургская область не могла остаться в стороне от такого важного и интересного процесса, ведь реализация проектов инициативного бюджетирования решает наиболее важные проблемы жителей муниципальных образований.
О внедрении и развитии данной практики в России рассказал руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Министерства финансов РФ В. В. Вагин. По его словам, в 2016 году важным событием стало подписание международного соглашения между Минфином России и Всемирным банком о развитии инициативного бюджетирования в субъектах РФ в 2016–2018 годах. Результатом данной работы стал существенный рост регионов-участников, разработка огромного количества методических материалов, проведение обучающих семинаров. Вагин также отметил, что если раньше инициативное бюджетирование было «витамином» в решении основных вопросов, то теперь это «лекарство», которое очень востребовано органами местного самоуправления и региональной властью.
В настоящее время в процесс развития инициативного бюджетирования вовлечено уже 57 субъектов РФ. По итогам 2017 года было реализовано более 15 тысяч проектов, общий объем затраченных средств превысил 14 миллиардов рублей, из которых примерно половину составили региональные субсидии, а другую часть — средства муниципалитетов, граждан, спонсоров и иные источники (таблица).
Таблица. Количественные характеристики инициативного бюджетирования в Российской Федерации за период 2015–2017 гг.
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Количество субъектов РФ, вовлеченных в реализацию практик инициативного бюджетирования, ед. |
7 |
16 |
57 |
Объем региональных субсидий на реализацию программ инициативного бюджетирования, млрд руб. |
1,4 |
5,1 |
7,7 |
Софинансирование со стороны населения и бизнеса, млрд руб. |
0,4 |
0,7 |
1,1 |
Общая стоимость проектов инициативного бюджетирования, млрд руб. |
2,4 |
7,0 |
14,5 |
Количество реализованных проектов, тыс. ед. |
2,7 |
8,7 |
15,9 |
Проекты общественного участия в Оренбуржье
Инициативное бюджетирование уже стало элементом политической повестки нашей страны, оно является частью государственного управления. Об этом говорит и тот факт, что в основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года включен показатель — рост доли субъектов РФ, утвердивших программу (мероприятия) по развитию инициативного бюджетирования в составе государственных программ региона, в общем количестве субъектов РФ до 50% к 2020 году. И Оренбургская область уже в этом числе.
Заместитель министра финансов Оренбургской области Д. Н. Кулаков отметил, что в практике реализации проектов общественного участия в Оренбуржье можно выделить три направления. Это социально значимые мероприятия (наказы избирателей); народный бюджет на муниципальном уровне; инициативное бюджетирование на региональном уровне, внедрение и реализация которого осуществляется посредством проектного управления.
Первое направление очень востребовано. С 2011 по 2018 год было отобрано и профинансировано из областного бюджета более трех тысяч инициатив на общую сумму 1,5 миллиарда рублей. Это благоустройство парков и скверов, ремонт школ и детских садов, приобретение спортинвентаря, медицинского оборудования и многое другое.
Помимо этого, у муниципальных образований области есть и свой механизм поддержки инициатив населения — народный бюджет. Он предполагает распределение части средств местного бюджета на конкурсной основе. Общая стоимость отобранных населением проектов в 2018 году составила 7 миллионов рублей.
Еще одно направление — инициативное бюджетирование на региональном уровне — реализуется в Оренбургской области третий год. За это время было проведено три конкурсных отбора. И если на первый отбор было заявлено только 32 проекта, то в третьем участвовал уже 121. Число муниципальных образований, подавших заявки на конкурсный отбор, тоже возросло — с 15 до 36. Обеспечен практически стопроцентный охват городов и районов области.
Популярность проекта обусловила принятие решения об увеличении расходов областного бюджета на данное направление. Два года распределяли по 30 миллионов рублей, на 2019 год сумма увеличена до 50 миллионов рублей. В 2019 году планируется реализовать 69 проектов общей стоимостью 74,8 миллиона рублей. При этом вклад областного бюджета в реализацию проектов составляет большую часть — 49,6 миллиона, или 66,3%. Финансовые показатели реализации проектов инициативного бюджетирования в Оренбургской области за период 2017–2019 годов представлены на рисунке.
Шефство над проектами
Конечно, любой проект по инициативному бюджетированию начинается с сельского населения, с организации собраний. Но, как показала практика в Оренбуржье, еще и с членов общественного совета при Министерстве финансов области, которые взяли шефство над каждым отобранным проектом в 2017–2018 годах. Непосредственно выезжая на места, они имели возможность пообщаться с инициативными группами граждан и жителями сельских поселений, а также обеспечить общественный контроль над ремонтом или строительством объектов. Практика показала эффективность подобных выездов, поскольку жители сел значительно легче шли на контакт с членами общественного совета, нежели с представителями власти. И как результат — все проекты были успешно реализованы.
В Оренбургской области население довольно охотно принимает участие в конкурсных отборах и готово вкладывать собственные средства. И если в 2017 году на каждый рубль населения и спонсоров пришлось семь рублей бюджетных средств, из них пять рублей — это средства областного бюджета, а два рубля — местного, то на 2019 год на каждый рубль населения и спонсоров приходится пять рублей бюджетных средств, из них четыре рубля — это средства областного бюджета, а один рубль — местного. Но вклад областного бюджета по-прежнему остается основным. При этом размер взноса одного сельского жителя в реализацию инициатив составляет порядка 300 рублей — это сравнительно небольшие деньги для семейного бюджета.
Говоря о степени вовлеченности населения в процесс выбора проекта в Оренбургской области, можно отметить рост интереса граждан к механизму инициативного бюджетирования. В 2017 году в голосовании участвовало 8 тысяч человек, в 2018 году — 9 тысяч, при выборе проектов на 2019 год — 29 тысяч. Рост — в 3,6 раза.
По мнению замминистра финансов области Кулакова, инициативное бюджетирование в регионе только набирает обороты. Перспективы совершенствования механизма отбора местных инициатив подсказывают сами жители, а также анализ практик реализации данного направления в других субъектах России и в мире.
Всемирный банк
Экспертом в области практик общественного участия на мировой арене является Всемирный банк. В рамках круглого стола координатор проекта по развитию инициативного бюджетирования в России А. С. Сухова осветила тренды в России и в мире. Такие как инициативное (партисипаторное) бюджетирование в мегаполисах (Париж, Лиссабон, Мадрид, Санкт-Петербург и пр.), на региональном уровне (Россия, Мексика), на национальном уровне (Южная Корея, Португалия), а также с фокусом на вовлечение специальных групп. Мировые практики очень разнообразны и могут служить в качестве источников идей для воплощения в жизнь.
Всемирный банк работает не только над внедрением новых моделей инициативного бюджетирования в России (например, программа общественного развития территорий (ПОРТ) Сахалина), но и над совершенствованием методик измерения результатов и оценки эффектов инициативного бюджетирования. Кроме того, постоянный международный обмен опытом повышает узнаваемость российской практики. Так, в 2018 году впервые опыт России был представлен в качестве лучшей практики в составе международной публикации «Надежда на демократию. 30 лет партисипаторного бюджетирования в мире». А опыт Республики Саха (Якутия) по поддержке местных инициатив признан победителем международного конкурса проектов партисипаторного бюджетирования, проводимого международной организацией International Observatory on Participatory Democracy.
Тема инициативного бюджетирования настолько обширна и многогранна, что обсуждение направлений ее развития в России было продолжено и на следующий день в рамках семинара «Новые модели инициативного (партисипаторного) бюджетирования в России и особенности их сопровождения». Отдельного внимания были удостоены вопросы автоматизации механизмов поддержки местных инициатив, особенности работы проектных центров, были освещены лучшие практики в России.
По итогам мероприятий участники форума одобрили деятельность финансовых органов субъектов РФ по внедрению и развитию инициативного бюджетирования, способствующего повышению эффективности бюджетных расходов. А также рекомендовали органам исполнительной власти проводить мероприятия по созданию институциональной инфраструктуры для развития механизмов поддержки местных инициатив.