Своеобразным взглядом на тему повышения производительности труда поделился с нами и член Комитета по безопасности предпринимательской деятельности Торгово-промышленной палаты РФ Гамаль Абу Бакр ХУССЕЙН.
— Гамаль Абу Бакр, производительность труда в России не просто низкая, она вопреки всем усилиям продолжает ухудшаться. По данным издания Market Watch, в 2017 году Россия потеряла еще две позиции в рейтинге стран по уровню производительности труда: спустилась с 32-го на 34-е место, уступив Чили и Польше1. Между тем некоторые эксперты уверены, что все не совсем и даже совсем не так. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
— Прежде всего следует учитывать вид деятельности, о котором идет речь: промышленность или сфера услуг. А также какой способ исчисления производительности труда применяется.
В промышленном производстве для этого чаще всего используют показатели фактической производительности труда. Она является отношением фактически выпущенной продукции (в единицах измерения конкретного вида продукции) к фактическим затратам живого труда (в единицах времени), то есть обратно пропорциональна трудоемкости. Это достаточно объективный показатель, кроме того, его весьма удобно сравнивать. И в данном случае уровень производительности труда зависит от наличия на том или ином предприятии современного оборудования и передовых технологий, а также от качества менеджмента.
В качестве примера можно привести Брянский машиностроительный завод. Долгое время он выпускал тепловозы в количестве примерно одного в месяц. Большинство операций, включая такие, как раскрой метала и его обработка, производились вручную. После вхождения предприятия в Трансмашхолдинг в 2002 году на заводе были проведены модернизация производства, обновление станочного парка, технологий проектирования и менеджмента. В итоге выпуск продукции увеличился на порядок: производительность труда выросла примерно в десять раз.
— А нужно ли вообще стремиться выпускать как можно больше единиц низкосортной продукции? Может, лучше меньше, да лучше? Один хороший дорогой автомобиль вместо тысячи экономкласса?
— Знаете, на Брянском машиностроительном заводе в результате использования современного цифрового проектирования, станочного оборудования и уменьшения доли ручного труда одновременно с ростом объемов выпускаемой продукции улучшилось и ее качество.
Вообще производительность труда и качество — вещи очень взаимосвязанные. Мероприятия, направленные на повышение производительности (такие как перевооружение предприятий, использование цифровых технологий и современного оборудования), часто влекут улучшение качества продукции. В свою очередь, меры, предпринимаемые для сертификации продукции по современным стандартам качества, также, безусловно, способствуют увеличению производительности труда.
В некоторой степени этому же содействуют и такие моменты, как именной, закрепленный инструмент, постоянная технологическая позиция работника, твердый график, отсутствие замен сотрудников. Все это приводит к тому, что человек не тратит время на поиск и подбор необходимых инструментов, на ознакомление с технологией и регламентом совершения операции. Каждый день он выполняет привычные и хорошо знакомые ему действия и в результате делает свою работу не только качественнее, но и быстрее, а значит, производительнее.
— Всегда ли низкая производительность труда означает, что человек ленив?
— Это часто встречающееся заблуждение. Проистекающее из того, что люди ошибочно трактуют другой способ исчисления производительности труда — стоимостной, где выручка за произведенную продукцию соотносится со средней численностью работающих за определенный период времени. Этот показатель очень любят использовать экономисты и журналисты, поскольку теоретически в денежном выражении все сравнивать значительно удобнее. Однако на практике такие сравнения не всегда бывают корректны.
Попробуем, например, сопоставить два производства, одно из которых расположено в Европе, другое — в Китае. Предположим, что они оба выпускают абсолютно одинаковую продукцию (китайская, как правило, действительно является копией европейской). При этом китайские рабочие выдают за смену больше изделий, чем европейские. Однако оценочная стоимость производительности труда в Китае все равно будет считаться ниже европейской, поскольку продукция, произведенная в Китае, стоит значительно дешевле точно такой же, но выпущенной в Европе.
То же можно сказать и о сфере услуг или любой другой непроизводственной сфере. Например, журналистике. Редакция журнала, расположенного в России, может работать так же или даже интенсивнее и продуктивнее своих западных коллег. Но и само издание стоит дешевле, и реклама в этом издании недорога. Все это отразится на уровне производительности труда, выраженном в стоимостном показателе. Он будет ниже. Однако это отнюдь не значит, что коллектив работал хуже или использовал устаревшие технологии. Дело в конъюнктуре рынка.
— Что мешает России сделать в этой области качественный рывок?
— Стандартные пути повышения производительности труда хорошо известны — это уже упомянутые выше переход на современные технологии, модернизация оборудования, совершенствование менеджмента. Применительно к Российской Федерации основными сдерживающими рост производительности труда факторами являются недоступность кредитных ресурсов и низкое качество делового и управленческого образования руководителей.
Отсутствие необходимых средств и сложности в их получении не позволяют бизнесу использовать продвинутые технологии и передовое оборудование. А менеджмент российских предприятий далеко не всегда готов менять привычные управленческие схемы и запускать современные бизнес-процессы. Если устранить эти два обстоятельства, то рост производительности труда, развитие российской экономики и повышение конкурентоспособности нашей продукции не заставят себя долго ждать.
Подготовила В. И. МААНДИ