Об опыте централизации учетных функций в госсекторе журналу «Бюджет» рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов Валентина Николаевна АРТАМОНОВА.
— Валентина Николаевна, в прошлом году Вологодская область завершила проект по централизации учетных функций организаций государственного сектора. Что в результате вы получили?
— Да, действительно, в 2018 году Вологодская область завершила проект по передаче учетных функций организаций государственного сектора области, начатый в 2015 году по поручению губернатора Олега Александровича Кувшинникова. На централизованное ведение учета переданы функции всех органов исполнительной государственной власти, государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений области.
Основной площадкой исполнения учетных функций стало государственное казенное учреждение «Областное казначейство». В ведущих отраслях — образовании, здравоохранении, культуре, социальной защите населения — созданы ведомственные центры бухгалтерского учета. Это связано прежде всего со спецификой бухгалтерского учета в каждой сфере и большим количеством подведомственных учреждений.
В государственном секторе Вологодской области создано единое информационное пространство и обеспечено применение электронного юридически значимого документооборота. Каждый факт хозяйственной жизни учреждений отражается в централизованной информационной системе. Унифицированы формы первичных документов, аналитических отчетов. Применяемые электронные документы соответствуют требованиям федерального законодательства в области бухгалтерского учета. Работа системы основана на принципе однократного ввода информации, все регламентные операции выполняются автоматически. Однажды созданный документ многократно используется интегрированными системами отчетности, финансового анализа, планирования, исполнения бюджета.
В ближайшей перспективе Вологодская область планирует полностью отказаться от использования бумажных документов при ведении финансово-хозяйственной деятельности, включая взаимодействие с коммерческим сектором экономики. Этот важный путь по цифровизации экономики мы проходим вместе с органами государственной власти, государственными учреждениями и центрами бухгалтерского учета.
— Вологодская область провела централизацию функций бухгалтерского учета и отчетности учреждений здравоохранения, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования. В чем особенность централизации таких учреждений?
— Перевод на централизованное бухгалтерское обслуживание учреждений здравоохранения области проходил в два этапа. На первом этапе в 2017 году на централизованный бухучет было переведено 27 учреждений, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета, на втором в 2018 году — 62 бюджетных учреждения, которые финансируются за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.
Департамент здравоохранения области принял решение по созданию отраслевого Центра бухгалтерского учета. Принятие данного решения обусловлено спецификой отрасли. Это и разветвленная многоуровневая сеть учреждений, включающая более 600 фельдшерско-акушерских пунктов, около 100 участковых больниц, 25 центральных районных больниц, и сложная и детализированная система оплаты труда. Финансирование отрасли происходит за счет трех основных источников: областной бюджет, средства Фонда ОМС, средства от приносящей доход деятельности. Кроме того, в систему здравоохранения направляются средства федерального бюджета, Фонда социального страхования и другие целевые средства.
За два года на обслуживание в Центр бухгалтерского учета учреждений здравоохранения последовательно переведены учетные функции 89 областных учреждений: 34 учреждений Вологды, 23 учреждений Череповца и 32 учреждений, расположенных в районах области. Одновременно все бухгалтерское обслуживание переведено на программный продукт ГИС «Единая централизованная информационная система бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Вологодской области».
— Каким образом проходил расчет необходимой предельной штатной численности Центра учета учреждений здравоохранения и средств на его содержание?
— При создании Центра учета учреждений здравоохранения мы исходили из целевых задач, поставленных правительством области по повышению производительности труда. При этом учитывали уже имеющийся опыт создания отраслевых центров. Штатная численность бухгалтеров в учреждениях здравоохранения превышала 900 единиц. В соответствии с согласованными расчетами региональное правительство утвердило предельную штатную численность Центра учета учреждений здравоохранения — 365 единиц.
Расходы на содержание центра учета рассчитываются с учетом расходов на содержание бухгалтерских служб учреждений до проведения централизации. Начиная со дня передачи функций средства, которые ранее учреждения использовали на содержание собственных бухгалтерских служб, перераспределяются в равных долях на содержание центра учета и на решение вопросов, связанных с улучшением условий оказания медицинских услуг населению. В 2018 году объем средств, дополнительно направленный на развитие отрасли, составил 24,6 миллиона рублей; в 2019 году это будет более 100 миллионов рублей. Центр учета содержится за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетной сметой.
— Будут ли централизованы учетные функции в муниципальных образованиях области?
— Централизация учетных функций на уровне муниципальных образований — следующий этап реализации проекта. В соответствии с поручениями губернатора в 2018 году уже созданы единые межведомственные центры учета муниципальных районов и городских округов. В текущем году происходит их переход на Единую централизованную информационную систему бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Вологодской области.
Чтобы обеспечить единый подход к организации и проведению муниципальными районами и городскими округами централизации учетных функций, Департамент финансов подготовил методические рекомендации для органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Мы провели обучение специалистов финансовых органов муниципалитетов и центров бухгалтерского учета.
Мероприятия по централизации учетных функций на муниципальном уровне реализуются в рамках дорожных карт, утвержденных главами муниципальных районов и городских округов. Сегодня всеми сельскими и городскими поселениями учетные функции переданы в единые межведомственные центры учета муниципальных районов, заключены соответствующие соглашения, определены функциональные обязанности, распределена ответственность.
— С 1 января 2018 года вступили в силу федеральные стандарты бухгалтерского учета. Централизованный учет делает процесс их внедрения более комфортным?
— Могу отметить, что центры бухгалтерского учета Вологодской области стали центрами компетенции по переходу на международные правила учета государственных учреждений области. Они обеспечивают применение единой методологии ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности. Проведенные мероприятия по централизации учета позволили своевременно провести внедрение 11 федеральных стандартов бухгалтерского учета, централизованно осуществить настройку единой информационной системы с учетом консолидированной позиции профессионального сообщества области.
Подготовила Е. П. БЕСПАЛОВА
Специфика централизации учета учреждений здравоохранения
Михаил Давидович ДУГАНОВ, руководитель Центра учета учреждений здравоохранения
Казенное учреждение в сфере здравоохранения Вологодской области «Централизованная бухгалтерия» (Центр учета) создано в соответствии с постановлением регионального правительства от 5 декабря 2016 года № 1097. Взаимодействие между учреждениями здравоохранения и Центром учета строится в строгом соответствии с действующим законодательством РФ.
То, что учреждения здравоохранения финансируются из двух основных источников — областного бюджета и средств ОМС, внесло свои особенности в деятельность Центра учета. Бухгалтерское обслуживание учреждений, финансируемых из областного бюджета (психиатрические больницы, наркодиспансеры, санатории, станции переливания крови и прочие), происходит на основании заключаемого Соглашения о передаче функций. С учреждениями здравоохранения, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств Фонда ОМС, заключены государственные контракты на оказание услуг по выполнению учетных функций. Состав услуг по соглашению и по контракту идентичен.
Для развития системы электронного юридически значимого документооборота в каждом учреждении здравоохранения в контрактных, экономических, кадровых, материально-технических службах организованы рабочие места. Сотрудники имеют доступ к Единой централизованной информационной системе бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности Вологодской области и возможность оформлять в ней первичные документы, отражающие факты хозяйственной жизни учреждений. Документы заверяются электронной цифровой подписью. На базе администратора информационной системы ведется электронный архив документов. Работники Центра учета на основании первичных документов, поступивших в централизованную информационную систему, оформляют платежные поручения, отражают факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете, формируют отчетность, в том числе во внебюджетные фонды.
В учреждениях здравоохранения, работающих в системе обязательного медицинского страхования, размер заработной платы ежемесячно увязывается с выполнением плана по оказанию медицинских услуг. Поэтому требуется четкая координация действий экономических служб учреждений и централизованной бухгалтерии. Кроме того, ведется ежемесячный контроль уровня заработной платы у тех категорий работников, которые поименованы в майских указах Президента РФ.
После получения первичных документов от учреждения (графики, табели, приказы о стимулирующих выплатах) бухгалтер Центра учета начисляет заработную плату. Экономисты учреждения со своих рабочих мест контролируют соответствие начисленных сумм требованиям соответствующего указа Президента РФ и при необходимости вносят корректирующие приказы в Единую централизованную информационную систему учета и отчетности.
В учреждениях расчет стимулирующих выплат очень детализирован, при этом подходы к определению качества работы сотрудников значительно отличаются. Централизация учета позволила по-новому посмотреть на созданную систему оплаты труда и способствовала ускорению внедрения лучших практик учреждений здравоохранения области. В настоящее время департамент здравоохранения региона совместно с учреждениями проводит работу по унификации подходов к расчету заработных плат. Центр учета отрабатывает использование этих расчетов в единой централизованной информационной системе.
В учреждениях здравоохранения отмечается большое движение материальных запасов, продуктов питания и медикаментов. Существует строго регламентированный порядок предметно-количественного учета по всем медикаментам. В целях контроля сроков годности медикаментов, недопущения затоваренности требуется точная информация по остаткам медикаментов в аптеке, у старшей медсестры, на посту. Участниками этого процесса является большое количество материально ответственных лиц. Поэтому при централизации бухгалтерского учета было необходимо организовать доступ с их рабочих мест к единой централизованной информационной системе, чтобы обеспечить ввод информации и формирование электронного документа. Большое внимание было уделено обучению сотрудников работе в системе, а также упрощению ее интерфейса.