Достижение целей, заявленных в национальных проектах, сегодня волнует все уровни власти. Поэтому неудивительно, что главной темой съезда Общероссийского конгресса муниципальных образований (ОКМО) стала реализация нацпроектов и участие муниципального сообщества в данном процессе.
Заместитель председателя Государственной думы С. И. Неверов, открывая дискуссию на пленарном заседании съезда, отметил, что предложения представителей местного самоуправления крайне важны, поскольку этот уровень власти ближе всего к населению. «Вы, как никто другой, чувствуете болезненные точки, то, что волнует наших граждан в повседневной жизни, — обратился Неверов к представителям муниципального сообщества. — Я призываю вас активнее участвовать в обсуждении самых разных вопросов в качестве экспертов. Тем более что вы представляете разные территории со своими климатическими, географическими особенностями, с разными экономическими возможностями и укладом жизни. Сейчас, например, активно обсуждается проект федерального закона о муниципальных округах, результаты реализации реформы по обращению с бытовыми отходами, все эти темы требуют живого обсуждения». Кроме того, Неверов призвал «уйти от политизированности». «Вне зависимости от политических взглядов наша общая задача — решить вопросы, которые волнуют наших граждан. Именно это заложено в национальных целях и стратегических задачах, которые обозначены в указе президента», — отметил депутат.
Что касается роли и участия органов МСУ в реализации нацпроектов, вице-спикер Госдумы подчеркнул, что каждый рубль, выделенный на эти цели, должен быть потрачен эффективно. И здесь важно создать оптимальные стартовые условия. «К сожалению, во многих муниципалитетах денег катастрофически не хватает, и мы это прекрасно понимаем. Есть муниципалитеты, чьи годовые бюджеты приближаются к бюджетам некоторых регионов, есть такие, где бюджета едва хватает на исполнение полномочий. Поэтому необходимо выработать инструментарий, предложения для развития первых, и найти возможности и точки роста для других», — считает Неверов.
Система регулярного мониторинга
Заместитель Председателя Правительства РФ В. Л. Мутко также считает, что роль муниципалитетов в выполнении президентского указа переоценить трудно. «Нацпроекты — это очень амбициозные, серьезные проекты, каждый из которых потребует огромной концентрации усилий всех ветвей и уровней власти. И, конечно же, местного самоуправления, — подчеркнул чиновник. — Наша задача — довести до каждого муниципалитета информацию о масштабе предстоящей работы, а губернаторам и правительствам субъектов РФ необходимо оперативно распределить и довести ресурсы, полученные на реализацию нацпроектов, до муниципалитетов, чтобы они смогли приступить к работе без промедления».
Сегодня очень важно выстроить эффективную модель совместной работы в рамках реализации нацпроектов с субъектами РФ и муниципалитетами. Мутко пообещал, что будет создана четкая система регулярного мониторинга работы по достижению национальных целей и решению стратегических задач развития. «Каждый нацпроект будет погружен в так называемый электронный бюджет — будут установлены контрольные точки, которые мы вместе с вами должны будем проходить, — подчеркнул спикер. — Будет скорректирована система оценки эффективности деятельности органов государственной власти. Фактически она будут перенастроена на достижение показателей по нацпроектам».
Сегодня уже определены показатели по оценке эффективности деятельности должностных лиц субъектов РФ. Это уровень доверия к власти; объем инвестиций; число высокопроизводительных рабочих мест и общая производительность труда в регионе; численность занятых в малом и среднем бизнесе; реальная среднемесячная заработная плата и уровень бедности; общая продолжительность жизни и естественный прирост населения; количество семей, улучшивших жилищные условия, и уровень доступности жилья; доля городов с благоприятной городской средой и качество окружающей среды; уровень образования; доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям. По этим 15 показателям будет оцениваться деятельность всех органов власти субъектов РФ и непосредственно губернаторов. «Сейчас перед нами стоит непростая задача — выстроить методологию под каждый показатель», — отметил Мутко.
Муниципалитеты как точки сборки нацпроектов
Президент ОКМО В. Б. Кидяев уверен, что органы местного самоуправления обязаны быть вовлечены в процесс достижения национальных целей. Однако здесь, по его мнению, есть проблемы. «Сегодня отсутствует ясность, как и какими ресурсами муниципалитеты смогут участвовать в реализации национальных проектов. При этом очевидно, что основные события и мероприятия в рамках нацпроектов будут происходить на местах», — подчеркнул Кидяев. Вопрос о формах и механизмах участия местного самоуправления в выполнении майского указа еще требует активного обсуждения и проработки. «На наш взгляд, муниципалитеты и советы муниципальных образований при взаимодействии с региональными властями могут стать “точками сборки” при реализации национальных проектов на местах», — полагает спикер.
Муниципальная статистика
Губернатор Брянской области А. В. Богомаз указал на то, что основой измерения различных показателей экономической деятельности муниципальных образований служит статистический учет. Однако полноценная и достоверная статистическая информация в разрезе муниципальных образований на сегодняшний день фактически отсутствует. Нет и единообразной системы статистических данных о состоянии муниципалитетов. «Отдельно сведения собираются для оценки эффективности деятельности городских округов, муниципальных районов — там свыше 500 показателей, отдельно для ежегодного мониторинга Минюста России — 543 показателя, отдельно для Росстата по разделу “муниципальная статистика”. Муниципалитеты готовят многочисленные отчеты и для других государственных органов», — отметил глава региона. Он считает, что следует разработать качественную и общедоступную информационную основу, которую могут составить, к примеру, показатели, используемые для заполнения паспортов муниципальных образований, с дальнейшим введением этих сведений в интерактивную карту. В этом случае статистические данные могут быть пригодны для планирования и оценки реализации национальных проектов.
Губернатор рассказал о том, что область участвовала в пилотном проекте по созданию интерактивной карты местного самоуправления, организованном ОКМО. В рамках проекта были созданы паспорта для ряда муниципалитетов. В каждом паспорте отражено свыше 1,5 тысячи показателей социально-экономического положения муниципального образования. Информация введена за три года и будет обновляться раз в год. Все федеральные и региональные органы власти могут брать нужные сведения непосредственно из личных кабинетов муниципалитетов, размещенных на ресурсе «Интерактивная карта». «Информацию из такого паспорта можно применять не только для решения задач на местах, но и для формирования отчетов, анализа прогнозов. Она может снять разногласия, возникающие между органами местного самоуправления и региональными органами власти, контрольно-надзорными службами», — полагает Богомаз.
О. В. ИЗУТОВА