Версия для печати 6140 Материалы по теме
Александр Мурзаков
Практика реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выявила необходимость более детального подхода. В 2005–2006 гг. произошло расширение перечня вопросов местного значения, что привело к увеличению объема расходных обязательств муниципальных образований. Однако соответствующего перерасчета объема этих обязательств на основе социальных норм и нормативов не последовало. 
Александр МУРЗАКОВ, председатель комитета по финансам администрации города Саратова 

На протяжении ряда лет бюджет Саратова утверждался с дефицитом. В 2006 г. объем дефицита планировался на уровне 7%, но реально составил 3%. В 2007 г. он должен был составить 6,8% от объема доходов без учета финансовой помощи, фактически в результате поступления сверхплановых доходов бюджет города исполнен с профицитом. В 2008 г. объем дефицита запланирован в размере 9,8%.

Растет зависимость местного бюджета от областного. Значительную долю средств бюджета города составляют безвозмездные поступления из областного бюджета: в 2006 г. их доля в объеме доходов составила 32,8%, в 2007 г. – 39,1%, прогноз на 2008 г. – 27%. Большая часть этих средств не предназначена для финансовой поддержки муниципального образования, а направляется на обеспечение переданных полномочий областного бюджета и реализацию федеральных законов и программ. Из года в год при формировании бюджета города в первую очередь обеспечиваются расходы на оплату труда с начислениями и коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы. Причем доля указанных расходов ежегодно растет – в ущерб другим направлениям.

Бюджет города на 2008 г. утвержден по доходам в объеме 6 055,0 млн руб., по расходам – в объеме 6 487,0 млн; дефицит бюджета составил 432,0 млн. Как и в предшествующие годы, муниципалитет не был обеспечен доходными источниками для исполнения собственных полномочий в полном объеме. Для реализации закрепленных полномочий доходы бюджета увеличены по сравнению с доведенными контрольными показателями на 325,9 млн руб. Несмотря на принятые меры, бюджет утвержден с дефицитом 9,8% при предельном значении для муниципальных образований, равном 10% (ст. 92.1 Бюджетного кодекса).

Объем безвозмездных перечислений (без учета субвенций) бюджету Саратова выделен в сумме 431,8 млн руб., или 10,2% от собственных доходов бюджета города, что на основании ст. 136 Бюджетного кодекса служит основанием для ограничения объема средств, направляемых на содержание органов местного само­управления. В составе субсидий пре­ду­сматриваются расходы на осуществление полномочий муниципального образования – субсидия на ежемесячные доплаты к тарифной ставке отдельным категориям работников муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохране­ния и учреждений физкультурно-спор­тив­ной направленности в сумме 303,4 млн руб. и т.д., – которые должны обеспечиваться доходными источниками. Кроме того, к бюджету города третий год подряд применяется режим отрицательного трансферта (в 2008 г. в сумме 148,3 млн руб.).

Сбалансированность бюджета города является важнейшим условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Администрация Саратова утвердила программу мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности бюджета. Наибольший эффект дали мероприятия, позволившие получить дополнительные поступления от земельного налога, налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход, доходов от сдачи имущества в аренду, доходов от реализации имущества, находящегося в собственности городских округов, а также доходов от продажи права на заключение договоров аренды на земли, находящиеся в собственности городских округов и государственной собственности. В результате выполнения мероприятий программы в 2007 г. мобилизация доходов составила 175,2 млн руб. – 4,8% от общей суммы доходов бюджета за год.

Кроме того, были приняты меры для оптимизации расходов:
  • на благоустройство – путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа;
  • на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов – путем проведения конкурсов по отбору подрядных организаций;
  • на содержание сети бюджетных учреждений.
Итогом оптимизации расходов в 2007 г. стала экономия 533,1 млн руб. (8,5% от общего объема расходов за год).

Однако следует отметить, что в течение ряда лет наблюдается тенденция к снижению доли местных налогов в бюджетах муниципальных образований. Так, в бюджете Саратова доля местных налогов и сборов за период с 2000 г. по 2008 г. сократилась с 33 до 10%. Существенное уменьшение местных налогов также повлияло на выполнение собственных полномочий и ухудшило финансовое состояние муниципальных образований.

Согласно Федеральному закону от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» увеличение нормативов отчислений по налоговым доходам местных бюджетов не предусматривается. В бюджеты городских округов зачисляются следующие налоговые доходы:
  • налог на доходы физических лиц – по нормативу 30%;
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90%;
  • земельный налог – по нормативу 100%;
  • налог на имущество физических лиц – по нормативу 100%;
  • единый сельскохозяйственный налог – по нормативу 60%.
По неналоговым доходам Бюджетным кодексом с 1 января 2008 г. предусматриваются изменения нормативов отчислений в бюджеты городских округов по доходам от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства), с 50 до 80%; по доходам от передачи в аренду земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, – со 100 до 80%; по доходам от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, – с 70 до 80%. Однако в связи с разграничением государственной собственности на землю, переходом земель в федеральную и региональную собственность и осуществлением безвозмездной передачи имущества, предназначенного для реализации полномочий федеральных и региональных органов власти, в структуре доходов бюджетов городских округов прогнозируется дальнейшее снижение доли неналоговых доходов.

Таким образом, основным направлением должно стать 100%-ное обеспечение муниципальных образований доходами для выполнения собственных полномочий. В связи с этим необходимо увеличить количество местных налогов.

Существует острая необходимость укрепления финансовой базы муниципальных образований за счет увеличения нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов, специальных налоговых режимов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций. Для обеспечения расходов на выполнение собственных полномочий муниципалитетов предлагаем внести в действующее законодательство Российской Федерации следующие изменения:
  1. Закрепить на долгосрочной основе за местными бюджетами процентные доли налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет. В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса налог на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления в бюджеты субъекта РФ, подлежит зачислению в региональный бюджет по нормативу 100%.
  2. Отнести к местным налогам налог на имущество организаций и транспортный налог, так как формирование налоговой базы по данным налогам осуществляется на территории муниципальных образований. В соответствии со ст. 56 Бюджетного кодекса указанные налоги подлежат зачислению в бюджет области по нормативу 100%.
  3. Увеличить долю налога на доходы физических лиц, закрепленную на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований, минимум до 40%. В целях укрепления самостоятельности муниципальных образований необходимо:
  • в случае принятия федеральных законов, увеличивающих количество полномочий органов местного самоуправления, обеспечивать долгосрочную сбалансированность местных бюджетов и их полную финансовую самостоятельность путем внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство;
  • внести изменения в ст. 136 Бюджетного кодекса, увеличив размер ограничения по меж­бюджетным трансфертам с 10 до 20%;
  • закрепить разрешение органов местного самоуправления временно использовать полученные межбюджетные трансферты на собственные нужды муниципалитетом с последующим восстановлением;
  • ориентировать систему организации межбюджетных отношений на обеспечение финансовых возможностей местных бюджетов в среднесрочной перспективе.

Источник: © Бюджет, 2008, № 5
Поделиться