Светлана ТОКАРЕВА, председатель Комитета по бюджету Законодательного Собрания Республики Карелия
Законодательное Собрание совместно с Правительством Республики Карелия уже на протяжении нескольких лет ведет целенаправленную работу по законодательному обеспечению реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса. В республике принят ряд законов, регулирующих бюджетные и налоговые отношения.
Отличительной особенностью формирования регионального бюджета является его составление на основе применения финансовых нормативов показателей спроса на бюджетные услуги, установленных законом. Применение таких нормативов позволило законодательно закрепить принцип равного права всех жителей республики на получение жизненно важных и гарантированных государством услуг.
Формирование межбюджетных отношений между региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований республики осуществляется на основе закона «О межбюджетных отношениях в Республике Карелия», который определяет единые принципы и механизмы предоставления трансфертов бюджетам муниципальных районов (городских округов) из бюджета Карелии, а также единую методику формирования фондов финансовой поддержки поселений из бюджетов муниципальных районов. Описанный подход позволяет существенно сократить различия в бюджетной обеспеченности поселений, проводя достаточно точное выравнивание в рамках единой методики. Кстати, в составе документов, внесенных в Законодательное Собрание одновременно с проектом бюджета, правительство впервые в бюджетной практике представило распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований на три года, что дает возможность перехода на среднесрочное бюджетное планирование на уровне муниципальных образований.
Основой доходной части бюджета Республики Карелия служит собственная налоговая база. Поэтому важнейшей составной частью финансовой политики региона является налоговая политика, направленная на привлечение инвестиций, государственную поддержку и стимулирование приоритетных видов деятельности, увеличение доходного потенциала.
В Карелии разработан и принят единый закон «О налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия», в который вносятся ежегодные изменения и дополнения. Законом предусмотрены пониженные ставки по налогам для социально значимых отраслей, в том числе для сельскохозяйственных организаций, организаций ЖКХ, социально-культурной сферы, общественного транспорта, организаций, реализующих инвестиционные проекты, и т.д.
На протяжении нескольких последних лет в республике осуществляется целенаправленная работа по перестройке бюджетного процесса: внедрение новых принципов бюджетного планирования, повышение прозрачности бюджетных процедур и эффективности бюджетных расходов, увязка государственных расходов со стратегией комплексного социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу. Уже с 2005 г. при планировании и исполнении бюджета применяется альтернативный метод реализации бюджетной политики – бюджетирование, ориентированное на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования.
Главные распорядители средств бюджета Карелии планируют расходы в рамках докладов о результатах и основных направлениях деятельности на три года. Такие доклады составляют не только региональные органы исполнительной власти, но и орган представительной власти – Законодательное Собрание республики.
Данная модель предполагает программный подход к составлению бюджета. Отношения, возникающие при формировании, утверждении и выполнении бюджетных целевых программ, регулируются законом Республики Карелия «О бюджетных целевых программах». Опыт показывает, что реализация региональной экономической и социальной политики посредством бюджетных целевых программ позволяет концентрировать финансовые и материальные ресурсы для решения наиболее важных задач социально-экономического развития Республики Карелия. В 2007 г. действовало 25 таких программ. Благодаря совместной работе депутатского корпуса и правительства республики объемы финансирования социальных программ в региональном бюджете и доли расходов на них в общем объеме расходов на социальную сферу из года в год увеличиваются.
В 2007 г. депутатами совместно с исполнительной властью была проделана значительная работа по совершенствованию республиканского бюджетного законодательства. Согласно новой редакции Бюджетного кодекса РФ регионам с 2008 г. предоставлено право принятия трехлетнего бюджета (по аналогии с федеральным) либо утверждения ежегодного бюджета с одновременным принятием среднесрочного (трехлетнего) финансового плана. Карелия выбрала второй вариант. Среднесрочный финансовый план составлялся в республике и раньше, но в настоящий момент к нему предъявляются совершенно иные требования: он стал более детальным и рассматривается депутатами Законодательного Собрания в составе основных бюджетных документов. В перспективе предполагается переход на трехлетнее бюджетное планирование, что потребует внесения изменений в законы, регулирующие бюджетный процесс в республике.
В 2007 г., впервые в бюджетной практике региона, республиканским Законодательным Собранием были организованы публичные слушания по проекту бюджета на 2008 г. Перед проведением публичных слушаний проект бюджета публиковался в газете «Карелия» и размещался на официальных сайтах Министерства финансов Республики Карелия и Законодательного Собрания Республики Карелия. Отдельные замечания, высказанные участниками публичных слушаний, были учтены депутатами в процессе дальнейшей работы над законопроектом.
Источник: © Бюджет, 2008, № 5