Институт госзакупок провел VII Всероссийскую конференцию-семинар «Корпоративные закупки — 2019: практика применения Федерального закона № 223‑ФЗ».
Закон № 223‑ФЗ принят менее девяти лет назад, но за этот непродолжительный строк в него внесено уже множество поправок. Однако сегодня можно сказать, что пора кардинальных изменений 223‑ФЗ миновала. «В ближайшее время каких-либо глобальных поправок ждать не стоит, — пообещал статс-секретарь, заместитель руководителя ФАС России А. Ю. Цариковский. — Мы возводили здание, которое в ходе строительства несколько раз переделывалось, укреплялось, и вот оно готово. Теперь нам нужно заняться не менее важным делом — навести в нем уют». Под уютом он понимает наработку правоприменительной практики. Ее сегодня, по словам спикера, не хватает. В то же время Цариковский заметил, что еще остаются вопросы, которые нужно корректировать, но они не требуют скоропалительных решений. «Сегодня у нас есть возможность долго и серьезно прорабатывать необходимые поправки», — подчеркнул представитель ФАС. Он также отметил, что действующая редакция Закона № 223‑ФЗ отвечает всем современным требованиям, в том числе связанным с цифровой революцией.
Поддержка МСП
Как и 44‑ФЗ, Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц призван решать экономические задачи. И одной из них является поддержка малого и среднего бизнеса. «Возможно, заказчикам это кажется излишней нагрузкой, но поверьте, развивая деловые связи с малым и средним бизнесом, вы обеспечиваете себе надежный тыл», — обратился к представителям заказчиков Цариковский. Он напомнил, что классическая модель экономики предусматривает развитые кооперативные связи. Например, западные крупные автомобильные концерны 60% поставок комплектующих отдают малому и среднему бизнесу. Таким образом, именно малые и средние предприятия на Западе являются основной «питательной почвой» для роста экономики. «В этом плане российская экономика развивается неестественным путем, — считает представитель ФАС. — У нас малый бизнес задвинут в сферу обслуживания, а в производственном секторе всем заправляют крупные предприятия». И, чтобы направить развитие экономики в естественное русло, в 223‑ФЗ предусмотрены особые нормы, касающиеся закупок у малого и среднего бизнеса. Но сегодня ФАС выявляет немало нарушений в сфере размещения заказов у субъектов МСП. «Мы фиксируем случаи, когда крупные хозяйствующие субъекты уклоняются от выполнения норм закона и дробят заказы для своих мелких аффилированных структур, — отметил Цариковский. — Такие действия мы будем рассматривать как картель».
Он также напомнил, что задачи по развитию конкуренции в сфере закупок попали в национальный план развития конкуренции. Повышенное внимание будет уделено ряду направлений. В том числе это обеспечение недискриминационного доступа поставщиков к закупкам, сокращение количества закупок у единственного поставщика, увеличение объема закупок у субъектов малого и среднего бизнеса к 2020 году.
Донастройка
Начальник отдела анализа и мониторинга закупок Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России А. Ю. Гончаров также убежден, что глубоких потрясений заказчикам, работающим в правовом поле 223‑ФЗ, ждать не стоит. Сейчас будут происходить только донастройка законодательства и устранение технических ошибок. Гончаров напомнил, что Закон № 505‑ФЗ, кардинально изменивший Закон № 223‑ФЗ, принимался в спешном порядке и избежать определенных ошибок ему не удалось.
Одна из задач, которую регулятор сегодня решает, это наведение порядка с банковскими гарантиями, предоставляемыми в рамках обеспечения заявки. «Сегодня у каждого заказчика свои требования к гарантиям: каким именно банком она должна быть выдана, что в ней должно содержаться и тому подобное. Из-за этого участникам закупок сложно работать с данным инструментом», — определил проблему Гончаров. Минфин России подготовил законопроект о банковских гарантиях, который в самое ближайшее время должен быть рассмотрен Государственно-правовым управлением Президента РФ. И если заключение на законопроект будет положительным, он направится в Госдуму. Спикер отметил, что для упрощения работы с механизмом финансового обеспечения, будет создан единый реестр банковских гарантий по законам № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ.
Гончаров упомянул еще один законопроект, который находится в Госдуме с 2017 года и наконец-то прошел первое чтение. Он устанавливает типовую форму заявки для участия в закупках для малого и среднего предпринимательства. Кроме того, по словам представителя Минфина России, регулятор прорабатывает вопрос увеличения квоты с 15 до 18% на закупки у МСП.
Реестр заказчиков в ЕИС
Заместитель начальника Управления развития контрактной системы Федерального казначейства Е. Г. Демидов рассказал, как в ближайшее время будет меняться ЕИС в сфере закупок. В первую очередь он обратил внимание на постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 года № 1711, которое предусматривает ведение реестра юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона № 223‑ФЗ и зарегистрированных в ЕИС. Документ вступил в силу 1 марта текущего года. Начиная с этой даты все заказчики, поименованные в части 2 статьи 1, а именно госкомпании, госкорпорации, субъекты естественных монополий и т. д., при регистрации в ЕИС автоматически попадают в данный реестр. То есть механизм получения реестровой записи неразрывно связан с регистрацией в ЕИС.
Включить в реестр заказчиков, зарегистрированных в ЕИС до 1 марта, должно было Федеральное казначейство до 15 марта 2019 года. Такой срок установлен постановлением № 1711. На момент проведения конференции[1], по словам спикера, в реестр было перенесено 80 тысяч организаций. Порядка десяти тысяч (10%) в реестр не попали. Как пояснил Демидов, реестровой записи присваивается уникальный код, в структуру которого входят ИНН, КПП организации и т. д., который автоматически обновляется путем получения актуальной информации из ЕГРЮЛ. Данный код может быть деактивирован и признан недействительным, в случае если из ЕГРЮЛ поступила информация о том, что деятельность организации приостановлена. Таким образом, если код признается недействительным, то реестровый номер не может быть сформирован. При переносе организаций, которые зарегистрировались в ЕИС до 1 марта, был проведен анализ действительности кодов, и те организации, по которым этот код оказался недействительным, в реестр не попали.
На что влияет включение или невключение организации в данный реестр? Ни в Законе № 223‑ФЗ, ни в постановлении № 1711 не говорится о том, что если организация не значится в реестре, то она не может размещать информацию о закупке. Как отметил спикер, пока не влияет ни на что. В дальнейшем будет предусмотрено, что если заказчик помечен «черной меткой», то ему будет приостановлен доступ к ЕИС. Это будет завтра, пока же идет первый этап по построению реестра заказчиков с корректными данными.
Достаточно серьезные изменения Казначейство России прорабатывает в отношении многолотовых закупок. По словам Демидова, в ЕИС будет предусмотрена возможность для указания существенных условий проведения закупки, в том числе и сроков в отношении конкретного лота. Например, закупка состоит из десяти лотов, и в каждом из них можно будет предусмотреть свои сроки проведения процедуры. Или, например, возможность остановки закупки по решению контрольного органа лишь по конкретным лотам. Как отметил спикер, работа предстоит серьезная, выполнить ее казначейство планирует в течение 2019–2020 годов.
О. В. ИЗУТОВА
[1] 22 марта 2019 года.