Версия для печати 5202 Материалы по теме
Инновационные инструменты администрирования налоговых доходов

Константин Викторович НОВОСЁЛОВ, заместитель начальника Контрольного управления ФНС России, доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве РФ, государственный советник РФ 2-го класса, кандидат экономических наук

62.png

В соответствии с Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В немалой степени сделать это предполагается за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единую информационную систему с последующим анализом этих данных на основе современных технологий обработки больших массивов информации. Созданием такой информационной системы занимается ФНС России, которая последовательно внедряет в практику налогового администрирования современные цифровые технологии.

Задачи, поставленные Президентом РФ в Послании Федеральному собранию, требуют серьезных инвестиций и, соответственно, эффективного налогового администрирования. Применение цифровых инструментов налогового администрирования позволяет снижать административную нагрузку на бизнес, а также сохранять в неблагоприятных внешних экономических и политических условиях устойчивые темпы роста поступлений налоговых и иных администрируемых ФНС России доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Достигнуты показатели докризисного периода

В 2018 году в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 триллиона рублей, что на 4 триллиона рублей, или на 23%, больше, чем в 2017 году. Это максимальный прирост поступлений за последние пять лет. Динамика наполнения бюджетов регионов соответствует росту поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Так, за 2018 год поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ выросли на 14,9% по сравнению с 2017 годом. Рост доходов отмечается во всех 85 регионах.

По данным ФНС России[1], впервые за последние десять лет все субъекты РФ исполнили свои бюджеты с положительной динамикой. Консолидированные бюджеты регионов выполнены с профицитом в 510 миллиардов рублей против дефицита 2017 года в 52 миллиарда рублей. Такие показатели в последний раз были зафиксированы еще в докризисный период — в 2007 году. Причем снизилось и число регионов с дефицитом бюджета — с 47 по итогам 2017 года до 15 регионов в 2018 году. Этого удалось достичь за счет тесного взаимодействия ФНС России с профильными федеральными органами исполнительной власти, а также применения ФНС единых подходов к определению доходной части бюджета с Минфином России.

За пять лет темпы поступлений в региональные бюджеты увеличились в 1,6 раза: если в 2013 году поступило 6 триллионов рублей, то в 2018 году — 9,4 триллиона рублей. Консолидированный бюджет РФ за этот период вырос на 15% при росте ВВП на 2,4%.

Значительные темпы роста налоговых поступлений поддержаны высокой динамикой основных ненефтегазовых налогов:

налога на прибыль поступило 4,1 триллиона рублей (+24,6%);

НДС — 3,6 триллиона рублей (+16,4%);

НДФЛ — 3,7 триллиона рублей (+12,4%);

имущественных налогов — 1,4 триллиона рублей (+11,7%).

Положительная тенденция отмечается и в сфере администрирования страховых взносов. По итогам 2018 года поступило 6,4 триллиона рублей страховых взносов, что на 617 миллиардов рублей, или на 10,6%, больше прошлогодних показателей. Это на 0,7 процентных пункта выше динамики роста заработной платы, которая выросла на 9,9% по году. В Пенсионный фонд поступило почти 5 триллионов рублей с ростом на 468 миллиардов рублей, или на 10,4%.

Решающий фактор

По оценкам ФНС России, пятая часть, или более 400 миллиардов рублей, роста поступлений в консолидированный бюджет приходится на фактор налогового администрирования. Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций.

Использование возможностей продвинутой аналитики и, как следствие, точечный выбор объектов для проведения налогового контроля позволяют Федеральной налоговой службе снижать административную нагрузку на бизнес. ФНС одной из первых отказалась от сплошного метода проведения выездных проверок и уже больше десяти лет успешно применяет риск-ориентированный подход при отборе объектов для выездного налогового контроля. Данный выбор не является случайным, а основан на результатах комплексного риск-анализа, чему предшествует серьезная предпроверочная работа. Приоритетными для включения в план проверок являются налогоплательщики, которые используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов.

Тенденцию снижения количества проверок при росте их эффективности ФНС удерживает уже несколько лет. По итогам 2018 года проведено 14,2 тысячи выездных налоговых проверок, что на 30% меньше, чем за 2017 год (20,2 тысячи проверок). Результативность одной выездной проверки существенно возросла (на 42%) и составила 22 миллиона рублей. По результатам проведенных выездных проверок бюджет дополнительно получил свыше 175 миллиардов рублей, а одна проверка принесла в бюджет свыше 12 миллионов рублей.

Посредством добровольной уплаты налоговых обязательств, без проведения налоговых проверок, по итогам 2018 года дополнительно в бюджет поступило 80 миллиардов рублей. Это составляет почти треть (27%) общего объема поступлений по результатам контрольно-аналитической работы (в 2015 году — 5%). Таким образом, по итогам 2018 года ФНС России удалось обеспечить стабильный рост поступлений по результатам контрольно-аналитической работы — в бюджет дополнительно привлечено почти 300 миллиардов рублей.

Инновационные инструменты контроля позволяют менять вектор контрольной работы от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной налоговой среды в отдельных отраслях экономики. Это, безусловно, способствует созданию благоприятных условий для ведения бизнеса.

Цифровой контроль

Вышеприведенные цифры говорят о кумулятивном эффекте обеления экономики страны, в том числе за счет внедрения новых элементов администрирования и цифрового контроля. Речь идет в первую очередь об автоматизированной системе контроля за налогом на добавленную стоимость.

Используя передовые ИT-технологии и системное проектное управление, ФНС России создала уникальную, не имеющую аналогов в мире автоматизированную систему по контролю за налогом на добавленную стоимость. Система АСК НДС-2 позволила изменить саму архитектуру налогового контроля, заменила ручную работу на автоматизированные бизнес-процессы и фактически свела к минимуму влияние субъективного человеческого фактора при проведении проверок.

Система АСК НДС-2, которая отслеживает формирование НДС по сделкам в масштабе всей страны, а это около 15 миллиардов операций в год, позволяет выстраивать цепочки формирования добавленной стоимости и автоматически пресекать уклонение от уплаты НДС или попытки мошеннического возмещения налога. Система, доказавшая свою эффективность, позволяет не только контролировать налоговые вычеты по НДС, но и способствует увеличению поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ. В результате налоговый разрыв (или сомнительные операции) по НДС по итогам 2018 года сократился до 1% (на начало 2016 года — 8%).

В 2018 году по результатам контрольно-аналитической работы с АСК НДС-2 в бюджет дополнительно поступило 13 миллиардов рублей. Из них 12,4 миллиарда обеспечены за счет самостоятельного уточнения налогоплательщиками своих обязательств.

Контроль в наиболее рискоемком секторе экономики

Помимо этого, повышению уровня поступлений налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований способствует осуществляемый ФНС России контроль за фискальными операциями в сфере розничной торговли с помощью современной контрольно-кассовой техники, которая передает налоговым органам данные о расчетах в режиме реального времени. Новый порядок применения ККТ позволяет более эффективно контролировать наличный денежный оборот в сфере малого и среднего предпринимательства. Особенно он эффективен в сегменте розничной торговли и услуг — наиболее рискоемком секторе экономики.

К апрелю 2019 года более 900 тысяч организаций и индивидуальных предпринимателей зарегистрировали порядка 2,5 миллиона кассовых аппаратов. В сутки пробивается 150 миллионов чеков на сумму около 90 миллиардов рублей. Таким образом, порядка 2,5 триллиона рублей оборота розничной торговли ежемесячно контролируется с помощью автоматизированной системы ФНС России.

Можно отметить, что в среднем выручка по каждой единице ККТ примерно на 50% больше, чем была до введения системы ККТ с функцией передачи данных в онлайн-режиме. Это свидетельствует как о легализации бизнеса, так и о том, что новая система способствует росту доходов прежде всего региональных бюджетов.

Аналитические инструменты

Информационная система «Анализ имущественных налогов», к которой подключены более 18 тысяч органов местного самоуправления, позволяет анализировать структуру налогообложения, прогнозировать объем налоговых поступлений, осуществлять мониторинг налоговой задолженности. По словам руководителя ФНС России М. В. Мишустина, в 2019 году будет завершен проект по созданию автоматизированных средств верификации баз данных налоговых органов с данными Росреестра, а также по предоставлению муниципальным органам онлайн-доступа к информации об ошибках в сведениях об объектах налогообложения[2].

Эффективным аналитическим инструментом для органов госвласти субъектов РФ стали новые электронные сервисы «Прозрачный бизнес» и «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», которые размещены на официальном сайте ФНС. Они позволяют получать в полном объеме информацию об исполнении налогоплательщиками региона своих налоговых обязательств, в том числе организациями, получающими налоговые льготы, субсидии и государственные заказы.

Калькулятор по расчету налоговой нагрузки дает возможность налогоплательщикам увидеть себя глазами налоговых органов. Он предоставляет комплексную информацию по ключевым налогам в разрезе регионов и отраслей для оценки налоговых рисков. Это, в свою очередь, позволяет налогоплательщикам самостоятельно уточнять свои обязательства. Сервис также могут использовать органы власти субъектов РФ и межведомственные комиссии по легализации заработной платы для всесторонней оценки организаций региона.

Более 100 миллиардов рублей дополнительно поступило в российский бюджет за 2018 год благодаря комплексной работе налоговых органов по выявлению и пресечению серых схем выплат заработной платы[3]. Темпы роста поступлений налога на доходы физлиц и страховых взносов превышают темпы роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы за 2018 год (по данным Росстата — 109,9%) на 2,5 и 0,7 процентного пункта соответственно. Выплата заработной платы ниже среднего уровня по соответствующей отрасли и субъекту РФ является одним из признаков налогового правонарушения и служит поводом для включения таких организаций в предпроверочный анализ.

Самостоятельно проверить свою компанию можно на сайте ФНС России в разделе «Прозрачный бизнес». Интерактивный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» позволяет в режиме онлайн оценить свои риски, сравнив налоговую нагрузку и уровень заработной платы по налогоплательщику со средним значением по соответствующей отрасли в регионе.

С 1 января 2019 года в четырех регионах (Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан) в рамках эксперимента начали применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Данный специальный налоговый режим позволит легализовать деятельность самозанятых граждан, которые считают административную нагрузку в рамках действующих режимов налогообложения чрезмерной, и станет еще одним источником пополнения бюджетов субъектов РФ.

Постановлением Совета Федерации от 13 марта 2019 года № 65-СФ по итогам выступления руководителя ФНС России для своевременного и полного обеспечения поступлений в бюджетную систему РФ, в том числе в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, рекомендовано:

продолжить работу по внедрению инновационных инструментов администрирования налоговых доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований;

продолжить практику активного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации при подготовке расчетов поступлений в доходную часть бюджетов регионов на основании Методики прогнозирования поступлений доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Методика утверждена приказом ФНС от 18 июля 2018 года № ММВ-7-1/457@;

обеспечить благоприятные условия для своевременного завершения перехода налогоплательщиков на новый порядок применения ККТ;

провести вместе с заинтересованными органами государственной власти субъектов РФ работу по уточнению и детализации форм статистической налоговой отчетности;

завершить до 31 декабря 2019 года создание автоматизированных средств для осуществления верификации баз данных налоговых органов и органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Органам государственной власти регионов рекомендовано, в частности, рассмотреть вопрос о проведении очередной кадастровой оценки земельных участков и иных объектов недвижимости в целях актуализации налоговой базы (в случае если последняя оценка проводилась пять и более лет назад).

Таким образом, совместное и эффективное взаимодействие налоговых органов и региональных и муниципальных властей с участием правоохранительных и других контролирующих органов субъектов РФ обеспечит своевременную и полную мобилизацию доходов в консолидированный бюджет. В том числе за счет выявления скрытых источников налогообложения и расширения налоговой базы.

Личный кабинет

Обширный перечень сервисов для уплаты налогов представляет личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, число активных пользователей которого составляет порядка 25 миллионов человек. Всего от пользователей личных кабинетов в период имущественной кампании 2018 года в бюджет поступило более 110 миллиардов рублей. Этот инструмент способствовал росту платежной дисциплины по имущественным налогам физических лиц.

В ноябре 2018 года[4] в пилотном режиме запущен проект, позволяющий физическим лицам оплачивать имущественные налоги через личный кабинет налогоплательщика с помощью банковской карты. Новый функционал дал гражданам возможность быстро и без комиссии совершать платежи, а его внедрение позволяет ФНС России оперативно получать статусы прохождения платежа. Раньше при оплате налогов с помощью этого сервиса нужно было перейти на сайт кредитной организации, заключившей соглашение с ФНС России, ввести логин и пароль от онлайн-банка. Если же кредитная организация такого соглашения с Налоговой службой не имела, то для оплаты необходимо было распечатать платежное поручение.


[1] nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8610593/

[2] council.gov.ru/events/news/102056/

 

[3] nalog.ru/rn77/news/activities_fts/8632388/

 

[4] nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7966912/

 




Поделиться