Андрей Вячеславович ПРЯМИЛОВ, министр управления финансами Самарской области
Министерство управления финансами Самарской области разработало ряд инициатив по внесению изменений в федеральное законодательство. По мнению ведомства, они будут способствовать увеличению доходов региональных бюджетов.
Одной из важнейших задач деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ является увеличение собственных доходов региональных бюджетов, в том числе путем коррекции действующих межбюджетных отношений. Так, губернатор Самарской области Д. И. Азаров на протяжении ряда лет увеличение доходных источников называет приоритетным направлением. Министерство управления финансами Самарской области (далее — Министерство) разработало отдельные инициативы по внесению изменений в федеральное законодательство, которые потенциально могут привести к увеличению доходов региональных бюджетов.
Регионам — стабильный источник компенсации выпадающих доходов
Изменение методики расчета выпадающих доходов региональных бюджетов от отмены налогообложения движимого имущества.
Действующим законодательством с 1 января 2019 года предусмотрена отмена обложения налогом движимого имущества организаций. По расчетам Министерства, выпадающие доходы бюджета Самарской области в 2019 году (в условиях 2018 года) составят ориентировочно 7,3 миллиарда рублей. Эта сумма рассчитана исходя из остаточной стоимости облагаемого налогом движимого имущества, по данным формы статистической налоговой отчетности 5-НИО за 2017 год, с учетом средних темпов роста данного показателя за 2016–2017 годы. При этом объем выпадающих доходов будет ежегодно возрастать в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов движимого имущества.
По расчетам Министерства финансов РФ, выпадающие доходы бюджета Самарской области в 2019 году составят всего 3,9 миллиарда рублей (рисунок 1). Расчеты сделаны исходя из предположений, что все ранее облагаемое движимое имущество будет полностью самортизировано в течение трех лет. При этом в данном варианте не учитывается введение в эксплуатацию нового движимого имущества, но предусматривается, что предоставление льгот вызовет пропорциональный рост поступлений налога на прибыль организаций, что спорно при убыточности ряда организаций.
Рисунок 1. Расчет выпадающих доходов Самарской области в связи с отменой налогообложения движимого имущества на 2019 г.
Расчет |
Расчет |
3,9 млрд руб. |
7,3 млрд руб. |
Подходы к расчету суммы выпадающих доходов: |
|
∙ сокращенные (относительно фактических) сроки амортизации движимого имущества; ∙ не учитывается ввод в эксплуатацию нового имущества; ∙ пропорциональный рост поступлений налога на прибыль |
∙ расчет по данным формы статистической налоговой отчетности 5-НИО за 2017 г. с учетом темпов роста за 2017/2016 г.; ∙ используются показатели остаточной стоимости облагаемого движимого имущества + сумма льгот по движимому имуществу, поставленному на учет после 1 января 2013 г. |
Предположения финансового ведомства не подтверждаются данными статистической налоговой отчетности. Например, сумма возможных выпадающих доходов бюджета Самарской области при отмене налогообложения движимого имущества (согласно форме 5-НИО) составляет 5,4 миллиарда рублей в условиях 2015 года; 5,8 миллиарда рублей в условиях 2016 года; 6,5 миллиарда рублей — 2017 года (рисунок 2). Анализ статистической налоговой отчетности на протяжении ряда лет показал, что максимальная амортизация вышеуказанного движимого имущества составляет 10% в год, а средняя амортизация за 2014–2017 годы составила 6,5% в год.
Предусмотренные федеральным бюджетом на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов меры компенсации в виде передачи в доход региональных бюджетов дополнительных нормативов отчислений акцизов на крепкий алкоголь, финансирования лечения орфанных заболеваний, а также дотаций на сбалансированность не в полной мере компенсируют реально выпадающие доходы бюджета области. Часть компенсаций носит разовый характер. Аналогичная ситуация сложилась и по другим регионам РФ. Таким образом, необходимо пересмотреть методику расчета выпадающих доходов региональных бюджетов в связи с отменой налогообложения движимого имущества в части установления реальных сроков использования данного имущества и учета вновь вводимого в эксплуатацию имущества и компенсировать их субъектам РФ в полном объеме.
Важно учитывать, что налог на имущество организаций является стабильным источником доходов бюджетов субъектов РФ. Поэтому выпадающие доходы от снижения поступлений по нему необходимо компенсировать таким же устойчивым источником доходов, поступления по которому позволят в перспективе обеспечить стабильность доходов бюджетов субъектов РФ. Представляется, что в качестве источника компенсации может выступать установление норматива зачисления в бюджеты субъектов РФ доходов от акцизов на табачную продукцию (базой для распределения может являться численность населения субъектов РФ возрастом 21 год и старше). Например, для полной компенсации выпадающих доходов Самарской области достаточно распределения между субъектами РФ 26,5% акцизов на табачную продукцию (дополнительно к уже предусмотренным источниками компенсации) (рисунок 3).
Чтобы расчет был справедливым
Изменение методики распределения дотаций между бюджетами субъектов РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2018 года № 930, в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций.
Методика распределения дотаций бюджетам субъектов РФ в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций, разработанная Министерством финансов РФ, учитывает рост поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет с территории субъекта РФ. Согласно методике распределение дотаций осуществляется между регионами, имеющими положительный прирост поступлений по налогу в федеральный бюджет, рассчитанный как разница между поступлениями за отчетный год и среднегодовой суммой поступлений за два года, предшествующих отчетному (в 2018 году использовались данные за 2015–2017 годы). Считаем, что данный подход требует доработки по следующим причинам.
Уплата налога на прибыль в федеральный бюджет от предприятий, имеющих обособленные подразделения, осуществляется по месту регистрации головной структуры. Так как головные организации значительного количества крупных федеральных коммерческих и производственных структур зарегистрированы в Москве и Санкт-Петербурге, данная особенность существенно влияет на распределение дотаций. Например, в настоящее время до 40% налога на прибыль, поступающего в бюджет Самарской области, приходится на поступления от обособленных подразделений, чьи головные организации находятся в других субъектах (в 2017 году — 19,7 миллиарда рублей, в 2018 году — 22,1 миллиарда) (рисунок 4).
Таким образом, поступления от указанных организаций в федеральный бюджет составили в 2017 году 3,5 миллиарда рублей, в 2018 году — 3,9 миллиарда рублей. Эти суммы были включены в расчет грантов других субъектов РФ. Очевидно, такой подход значительно искажает данные по поступлениям налога на прибыль в федеральный бюджет.
Так, в 2017 году при приросте поступлений налога на прибыль в бюджет Самарской области по сравнению с 2016-м на 10% (в условиях равных процентов зачисления) поступления в федеральный бюджет выросли только на 3%. В результате в прошлом году Самарская область не получала указанной дотации. В 2016 году по сравнению с 2015 годом прирост поступлений в региональный бюджет составил 16%, а поступления в федеральный бюджет снизились на 10%. Исходя из действующей редакции методики (сохранения принципов распределения дотаций по итогам 2018 года) бюджет Самарской области получит 1,128 миллиарда рублей. В случае принятия предложенной Министерством корректировки объем дотации составит 1,681 миллиарда рублей (+553 миллиона).
Согласно произведенным нами расчетам по итогам
2017 года в случае действия предлагаемого Самарской областью варианта методики у большинства субъектов РФ будет отмечаться рост размеров дотации (снижение только по девяти субъектам РФ). Для исключения влияния такой ситуации на распределение дотации полагаем целесообразным рассмотреть расчет дотаций исходя из темпов роста поступлений налога на прибыль в региональные бюджеты, увеличенных на сумму налоговых льгот, установленных региональным законодательством, согласно статистической налоговой отчетности. Для определения размера дотаций данные показатели необходимо пересчитать на федеральную ставку налога. Предложенный подход позволит исключить влияние поступлений налога на прибыль от предприятий крупного бизнеса, имеющих широкую филиальную сеть (в том числе от консолидированных групп налогоплательщиков) на распределение дотаций.
Обобщая изложенное, полагаю, что обозначенные корректировки действующих межбюджетных отношений позволят, с одной стороны, адаптировать существующие механизмы распределения налоговых доходов между региональными бюджетами к существующей экономической ситуации. С другой стороны, эти корректировки в комплексе позволят стимулировать региональные органы власти на действия, которые приведут к увеличению доходной части как региональных, так и федерального бюджетов.