Версия для печати 2390 Материалы по теме
Вопросы сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Андрей Вячеславович ПРЯМИЛОВ, министр управления финансами Самарской области

Министерство управления финансами Самарской области разработало ряд инициатив по внесению изменений в федеральное законодательство. По мнению ведомства, они будут способствовать увеличению доходов региональных бюджетов.

Одной из важнейших задач деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ является увеличение собственных доходов региональных бюджетов, в том числе путем коррекции действующих межбюджетных отношений. Так, губернатор Самарской области Д. И. Азаров на протяжении ряда лет увеличение доходных источников называет приоритетным направлением. Министерство управления финансами Самарской области (далее — Министерство) разработало отдельные инициативы по внесению изменений в федеральное законодательство, которые потенциально могут привести к увеличению доходов региональных бюджетов.

Регионам — стабильный источник компенсации выпадающих доходов

Изменение методики расчета выпадающих доходов региональных бюджетов от отмены налогообложения движимого имущества.

Действующим законодательством с 1 января 2019 года предусмотрена отмена обложения налогом движимого имущества организаций. По расчетам Министерства, выпадающие доходы бюджета Самарской области в 2019 году (в условиях 2018 года) составят ориентировочно 7,3 миллиарда рублей. Эта сумма рассчитана исходя из остаточной стоимости облагаемого налогом движимого имущества, по данным формы статистической налоговой отчетности 5-НИО за 2017 год, с учетом средних темпов роста данного показателя за 2016–2017 годы. При этом объем выпадающих доходов будет ежегодно возрастать в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов движимого имущества.

По расчетам Министерства финансов РФ, выпадающие доходы бюджета Самарской области в 2019 году составят всего 3,9 миллиарда рублей (рисунок 1). Расчеты сделаны исходя из предположений, что все ранее облагаемое движимое имущество будет полностью самортизировано в течение трех лет. При этом в данном варианте не учитывается введение в эксплуатацию нового движимого имущества, но предусматривается, что предоставление льгот вызовет пропорциональный рост поступлений налога на прибыль организаций, что спорно при убыточности ряда организаций.

Рисунок 1. Расчет выпадающих доходов Самарской области в связи с отменой налогообложения движимого имущества на 2019 г.

Расчет 
Министерства финансов РФ

Расчет 
Самарской области

3,9

млрд руб.

7,3

млрд руб.

Подходы к расчету суммы выпадающих доходов:

∙ сокращенные (относительно фактических) сроки амортизации движимого имущества;

∙ не учитывается ввод в эксплуатацию нового имущества;

∙ пропорциональный рост поступлений налога на прибыль

∙ расчет по данным формы статистической налоговой отчетности 5-НИО за 2017 г. с учетом темпов роста за 2017/2016 г.;

∙ используются показатели остаточной стоимости облагаемого движимого имущества + сумма льгот по движимому имуществу, поставленному на учет после 1 января 2013 г.

Предположения финансового ведомства не подтверждаются данными статистической налоговой отчетности. Например, сумма возможных выпадающих доходов бюджета Самарской области при отмене налогообложения движимого имущества (согласно форме 5-НИО) составляет 5,4 миллиарда рублей в условиях 2015 года; 5,8 миллиарда рублей в условиях 2016 года; 6,5 миллиарда рублей — 2017 года (рисунок 2). Анализ статистической налоговой отчетности на протяжении ряда лет показал, что максимальная амортизация вышеуказанного движимого имущества составляет 10% в год, а средняя амортизация за 2014–2017 годы составила 6,5% в год.

Поделиться