Александр Александрович ТОРОПОВ, председатель Комитета государственного заказа Вологодской области
Проблема поставок фальсифицированных и некачественных продуктов в социальные учреждения сегодня находится в зоне повышенного внимания. Субъекты РФ предпринимают различные меры, чтобы решить ее. Вологодская область пошла по пути создания распределительно-логистического центра, одна из функций которого — отслеживать качество товара.
Вопрос качества продуктов, поставляемых в школы, детские сады, больницы и т. д. Вологодской области, остро встал в 2013 году, когда в одном из бюджетных учреждений региона были выявлены фальсифицированные товары. После проведения всеобщей проверки стало ясно, что существующий порядок приема продуктов не отвечает в полной мере требованиям системы учета и контроля качества.
Для урегулирования возникшей проблемы губернатор Вологодской области принял решение о создании специализированного склада. Новая структура была призвана оказывать услуги по приемке товаров от поставщиков — победителей торгов по поставкам продуктов, входному контролю качества, логистике и транспортировке в каждое учреждение скомплектованных партий разных товаров.
Старт проекта был непростым. Воспользоваться чьим-то опытом мы не могли, поскольку наш проект уникальный и не имеет аналогов. С момента генерации идеи до ее практической реализации прошло три года. В этот период Комитет государственного заказа Вологодской области (далее — Комитет) разработал техническую документацию, подготовил финансово-экономическое обоснование проекта, изучил рынок с целью определения круга исполнителей.
Закупка продовольственных товаров с использованием инфраструктуры специализированного склада государственными заказчиками области началась в конце 2016 года. Процесс построен следующим образом: раз в год Комитет аккумулирует потребности бюджетных учреждений. Далее с учетом норм Федерального закона № 44‑ФЗ путем открытого конкурса определяется исполнитель услуг склада — коммерческая организация. После этого Комитет проводит централизованные закупки (электронные аукционы, конкурсы с ограниченным участием) продуктов питания с условием, что поставки будут осуществляться не в каждое учреждение по всей территории региона, а на один склад, расположенный в Вологде. В результате состоявшихся процедур государственные заказчики заключают контракты с поставщиками и подписывают договор о взаимодействии со специализированным складом.
Как было сказано выше, в функции склада входит оказание услуг по приемке товаров от поставщиков, контролю качества, хранению товаров, комплектованию и транспортировке товарных заказов по заявкам бюджетных учреждений. Склад соответствует современным требованиям и нормам. Имеет необходимую информационную, производственную и логистическую базу.
С конца 2017 года взаимодействие заказчиков, поставщиков и специализированного склада осуществляется через информационную систему — единое пространство обмена данными. С ее помощью:
-
формируется общий план-график поставок продуктов на склад;
-
проводится приемка товаров на ответственное хранение, их учет;
-
ведется единая база движения продуктов;
-
осуществляется информирование заказчиков о поставках;
-
комплектуются заказы, оформляются документы на доставку;
-
генерируются различные отчеты.
Также с помощью этой системы Комитет государственного заказа Вологодской области контролирует исполнение государственного контракта на приобретение услуг специализированного склада по поставке продовольственных товаров государственным учреждениям области.
Результаты и эффекты
Благодаря внедрению новой схемы процесс обеспечения продовольствием организаций социальных сфер стал абсолютно прозрачным. Снижено количество закупок у единственного поставщика, созданы условия, способствующие развитию конкурентной среды, выстроена оптимальная логистическая цепь. До создания данной структуры государственный заказ для многих предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, сельхозтоваропроизводителей региона был недоступен. В частности, из-за того, что не все производители Вологодской области могли обеспечить транспортировку продуктов питания до каждого государственного и муниципального заказчика. Появление такого склада позволило увеличить количество вологодских производителей, участвующих в поставках продуктов для учреждений социальной сферы области, и, безусловно, улучшить качество продуктов. Например, в 2017 году в адрес поставщиков было направлено более 300 претензий по качеству, упаковке, маркировке, сопроводительной документации и нарушениям сроков отгрузки на специализированный склад, в 2018 году таких претензий было всего 125 (рисунок). В 2017 году была возвращена 231 партия некачественной продукции, а в прошлом году — 78. Кроме входного контроля качества поставляемого на склад продовольствия, с конца 2017 года введена дополнительная проверка товаров независимым экспертом — ООО «Вологодский центр сертификации».
При проведении конкурсных процедур по закупке продуктов питания в новом формате устанавливается единая цена для всех организаций. По большинству наименований она ниже средней по региону в полтора раза. Кроме того, минимизировано влияние на стоимость товаров внешних факторов, таких как инфляция, сезонность, колебания курса рубля к основным валютам. Таким образом, даже учитывая расходы, связанные с оплатой услуг специализированного склада, можно говорить об экономической эффективности проекта.
При взаимодействии специализированного склада и регионального Комитета государственного заказа с управлением Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области и управлением Министерства внутренних дел России по Вологодской области (Управление экономической безопасности и противодействию коррупции) выявлены антиконкурентные соглашения среди участников закупок. Региональным Управлением ФАС возбуждены дела об административных правонарушениях, Управлением МВД по Вологодской области — уголовное дело по фактам мошенничества.
Для муниципалитетов
Поскольку плюсы реализации данного проекта очевидны, было принято решение о его внедрении и на уровне муниципальных районов Вологодской области. В муниципалитетах более половины денежных средств заказчики тратят на закупку продуктов питания по прямым договорам (единственный поставщик), то есть без проведения конкурентных закупок. Соответственно, под большим вопросом остается безопасность и качество поставляемых продуктов, так как невозможно определить, какие продукты и каких производителей поставляются в учреждения. В большинстве муниципальных учреждений отсутствуют квалифицированные специалисты по приемке продуктов питания.
В настоящее время осуществляется переход на проведение закупок продовольственных товаров для нужд учреждений муниципалитетов через инфраструктуру распределительно-логистического центра. Определены пилотные муниципалитеты, где будет отрабатываться новая схема. Проведены совместные процедуры по закупке продовольственных товаров для дошкольных учреждений пилотной группы.
Лучшая практика
Проект Вологодской области «Специализированный склад» отмечен на федеральном уровне. Он вошел в число пилотных проектов, представленных в докладе Общероссийского народного фронта «О системе питания в образовательных и медицинских учреждениях России» как лучшая практика. Кроме того, вошел в реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере закупок, который ведет Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам.
Также проект поименован в списке рекомендованных практик субъектов РФ по содействию развитию конкуренции наряду с проектами Москвы, Воронежской области, Татарстана и Башкортостана. Опыт работы специализированного склада, функционирующего в Вологодской области, планируется учесть в законопроекте о социальном питании, разработкой которого занимается АНО «Институт отраслевого питания».
В настоящее время название проекта «Специализированный склад» изменили на «Распределительно-логистический центр».