25 апреля 2024 года
Регистрация
Экономика№7 июль 2019 — 17 июля 2019

В Рязани действует единый платежный документ за ЖКУ. Как это работает и почему это выгодно?

город Рязань

Версия для печати 2729 Материалы по теме
В Рязани действует единый  платежный документ за ЖКУ.  Как это работает и почему это выгодно?

Ирина Игоревна ПРУДНИКОВА, директор муниципального предприятия города Рязани «Кустовой вычислительный центр»

В Рязани 95% горожан оплачивают потребленные жилищно-коммунальные услуги с помощью единой квитанции. Система работает на базе разработанного в городе программного продукта.

Отказ от единой квитанции: в чем проблема?

Долгое время Жилищный кодекс предполагал, что весь комплекс жилищно-коммунальных услуг предоставляет одно юридическое лицо. Это может быть управляющая компания (УК), управляющая организация (УО), товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК). Если весь комплекс ЖКУ предоставляет одно юрлицо, то и платеж за него начисляют в одном документе. Все деньги поступали организации, которая предоставляет услуги. Эта схема была понятной, простой и удобной.

В последние годы законодатель поэтапно меняет правила игры. Это связано с объективными и субъективными проблемами, на которых мы не будет останавливаться. На первом этапе вышло постановление Правительства России от 14 февраля 2012 года № 124 «О правилах, обязательных при заключении догово­ров снабжения коммунальными ресурсами». На следующем этапе был принят Федеральный закон от 3 апреля 2018 года № 59‑ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс.

67.png

Изменения позволили ресурсоснабжающим организациям (РСО) расторгать договоры с управляющими организациями и напрямую предоставлять коммунальные услуги населению. На этом объединяющая миссия управляющих организаций (УК, ТСЖ, ЖСК) завершилась, единый платежный документ оказался исключен из новой схемы.

Теперь каждый сам по себе: без баз, без тарифов, без единых информационных систем. Изменения привели к тому, что РСО пришлось самим выпускать счета-квитанции, собирать платежи и работать с должниками. Однако необходимой базы и источника финансирования этой работы у них нет: в тарифе для ресурсоснабжающих организаций не предусмотрены затраты на сбор платежей. Кроме проблем для самих РСО, исчезновение единого платежного докумен­та не понравилось населению, для которого он был очень удобен.

Единая платежная система в Рязани

Как следует из начала статьи, в Рязани реализована альтернативная система. У нас действует единый платежный документ, объединяющий всех участников. Организатором и администратором системы выступает муниципальное унитарное предприятие «Кустовой вычислительный центр» (МУП «КВЦ»). Инициатором создания системы было руководство города.

КВЦ обслуживает 95% населения Рязани, это более 400 тысяч лицевых счетов. Общая сумма платежей в месяц превышает 750 миллионов рублей. Уровень собираемости — 98%. Выстроенная система обеспечивает прозрачное движение средств и максимальный уровень сбора платежей.

Для обеспечения такой собираемости в первую очередь необходимо было создать единую информационную систему, объединяющую всех исполнителей услуг. Это реализовано на базе рязанского программного продукта, не имеющего аналогов в России. Участниками системы являются РСО, УО, ТСЖ, ЖСК, Фонд капитального ремонта, оператор по твердым коммунальным отходам, муниципалитет.

Как работает наша система

Прием платежей осуществляется в режиме одного окна, что удобно для жителей города. Кроме того, мы стараемся сделать так, чтобы данные в системе всегда были актуальными и достоверными. Граждане могут обращаться к любому участнику информационной системы с запросами о внесении необходимых изменений: например, о числе проживающих, жилой площади и так далее. Вносимые изменения отражаются у всех участников информационного обмена. За счет этого сведения постоянно обновляются.

Кустовой вычислительный центр имеет собственные пункты приема платежей — всего 59 касс в городе. Значительная часть из них фактически превратилась в информационные центры: в них для поддержки плательщиков постоянно присутствуют специалисты ресурсоснабжающих организаций и консультанты КВЦ. Специалисты готовы ответить на вопросы граждан и внести необходимые изменения в базу данных. Трансформация касс в информационные центры позволила существенно снизить поток жалоб и обращений граждан в РСО, КВЦ и муниципалитет.

Кассы КВЦ принимают оплату в наличном и безналичном виде. Граждане также могут оплатить услуги через терминалы самообслуживания, в банках-партнерах, в отделениях Почты России и через личный кабинет на сайте.

Еще одна особенность — мы ликвидировали месячное отставание оплаты от начисления. Это сделано за счет того, что в момент оплаты граждане могут заявить показания приборов учета. Система мгновенно делает расчет на основании заявленных объемов. Таким образом, жители могут сразу полностью оплатить все потребленные ресурсы. Это можно сделать, несмотря на выбранный способ оплаты: наличными, картой или онлайн.

Все совершенные населением платежи мгновенно попадают ко всем участникам информационного обмена, независимо от места приема. Платежи через банки «расщепляются», и денежные средства падают на счета исполнителей услуг. Все участники системы имеют доступ к удаленным рабочим местам, которые позволяют в реальном времени отследить все прошедшие оплаты.

Почему это выгодно для всех

В конце я хочу остановиться на том, какие выгоды несет система для всех ее участников. Как я уже сказала выше, благодаря построенной работе и объединению всех исполнителей услуг в единое информационное и платежное пространство мы предоставляем жителю единый платежный документ и обеспечиваем высокий уровень собираемости платежей для исполнителей услуг.

Для жителей наша система удобна потому, что все услуги включены в один платежный документ, и им не нужно разбираться с различными квитанциями. Еще один плюс для населения — оплата через одно окно. В чем заключаются преимущества для исполнителей услуг? Это единые и достоверные данные в режиме реального времени, снижение затрат, прозрачность начислений и поступлений, достоверность и оперативность получения информации, контроль работы с должниками. Выгоды для муниципалитета также очевидны: это высокий уровень собираемости платежей, контроль за платежами и доступ к оперативной информации о жилищном фонде.

Таким образом, мы видим, что единый платежный документ — это удобный для населения и выгодный для поставщиков услуг и органов власти инструмент.

Законопроект о единой платежке внесен в Госдуму

Единый платежный документ за коммунальные услуги может быть закреплен на федеральном уровне. Это предусмотрено проектом федерального закона № 735250-7 «О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса РФ». Документ был внесен группой депутатов в июне 2019 года и находится на рассмотрении.

Авторы документа отмечают, что до 60% обращений в жилищные инспекции связаны с неверными или непонятными для граждан начислениями за потребленные услуги. Это происходит потому, что каждый поставщик жилищно-коммунальных услуг выставляет свой платежный документ.

По мнению разработчиков, единый платежный документ позволит решить сразу несколько задач. Так, для начисления ЖКУ будут использованы достоверные (единые) данные о собственности и проживающих. Граждане получат простой и понятный документ в установленные законодательством сроки. Это приведет к повышению собираемости платежей за ЖКУ, что подтверждено исследованиями. Также будут снижены риски злоупотреблений и хищения средств.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно