Версия для печати 3972 Материалы по теме
Муниципальный проектный офис.  Опыт города Когалыма

Елена Георгиевна ЗАГОРСКАЯ, начальник Управления экономики Администрации города Когалыма

84_1.png

Более 30% сотрудников Администрации Когалыма (Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) заняты в проектном управлении. Муниципалитет как реализует свои проекты, так и участвует в региональных и федеральных. В статье мы подробно разберем организацию проектной деятельности в администрации города.

Внедрение проектного управления: ключевые шаги

Внедрение системы проектного управления в Ханты-Мансийском автономном округе началось в 2015 году, когда были созданы Департамент проектного управления и проектный комитет округа. В июне 2016 года региональный проектный комитет решил, что в муниципальных образованиях также нужно сформировать органы управления проектной деятельностью.

В ноябре 2016 года Администрация Когалыма наделила отдел аналитической работы и прогноза Управления экономики функциями по проектному управлению. Для этого были внесены изменения в положение об Управлении экономики — были дополнены полномочия и функции подразделения. Тогда же был сформирован муниципальный проектный комитет под руководством главы города, в который вошли 13 человек.

С февраля 2017 года в составе администрации города начал работать отдел проектного управления и инвестиций, который стал частью Управления экономики. Создание отдельного подразделения было важно потому, что это позволяет последовательно развивать проектную деятельность, эффективно взаимодействовать с ее участниками, обеспечить взаимозаменяемость сотрудников.

Муниципальный проектный офис (МПО) начал свою деятельность с разработки нормативной регламентной базы. Мы делали это самостоятельно, что, учитывая отсутствие опыта, считаем своим достижением. Всего было разработано 11 нормативных правовых актов. Они прошли согласование со всеми заинтересованными структурами, включая муниципальную прокуратуру. Мы на постоянной основе актуализируем эти документы с учетом изменений в законодательстве и нового опыта. Чем больше мы работаем, тем более конкретной и детализированной становится нормативная база.

Следующим шагом стало установочное совещание. На нем мы рассказали руководству администрации и участникам о самом проектном управлении, его структуре и принципах, познакомили собравшихся с вновь появившимися структурами: проектным комитетом и муниципальным проектным офисом. Рассказали о созданной нормативной базе и первоочередных задачах, стоявших на этапе становления.

В марте 2018 года в положение о видах поощрения муниципальных служащих и порядке их применения в Администрации города Когалыма были внесены изменения, которые позволили поощрять сотрудников за выполнение мероприятий и достижение показателей в рамках проектной деятельности. Таким образом, нам удалось внедрить систему управления проектной деятельностью в течение примерно одного года.

Чем занимается муниципальный проектный офис

В отделе проектного управления и инвестиций работают три человека — начальник отдела, специалист-эксперт и главный специалист. Кроме проектного управления, подразделение отвечает за инвестиционную деятельность, муниципально-частное партнерство и промышленную политику на территории города.

Координатором всей системы проектного управления в городе является муниципальный проектный офис (МПО). В его функции входит:

  • выполнение мероприятий в рамках проектов, запущенных органами исполнительной власти ХМАО-Югры;

  • методологическое сопровождение самостоятельных проектов администрации города, а также прямое участие в них;

  • организационное обеспечение работы проектного комитета;

  • консультации и методическая помощь по проектной деятельности для руководителей и специалистов структурных подразделений города. В том числе офис организует взаимодействие и рабочие совещания с Департаментом проектного управления ХМАО-Югры и другими департаментами автономного округа по вопросам, связанным с проектной деятельностью;

  • развитие компетенций участников проектной деятельности города и обучение сотрудников.

Очевидно, что проектным менеджментом занято гораздо больше людей, чем работают в МПО. В проектное управление в 2017–2018 годах было вовлечено примерно 30% работников администрации города, со стартом нацпроектов этот показатель приблизился к 50%.

85.png

Мы используем модули информационной системы управления проектной деятельностью Правительства ХМАО-Югры. Они включают формирование базы данных (база знаний, нормативные документы, архив проектов и др.), ведение реестров (в том числе проектов, их компонентов и портфелей), коммуникации (поручения, совещания), управление рисками (риски и методы реагирования на них) и управление персоналом (в том числе обучение). Информационная система позволяет в режиме реального времени с рабочего места получать всю необходимую информацию о ходе исполнения проекта, устанавливать ответственных лиц и получать документацию по проекту.

Развитие компетенций

Обучение сотрудников проектной деятельности и повышение уровня компетенций — очень важно для развития проектного управления в органе МСУ. Что мы делаем в этом направлении?

Во-первых, МПО сформировал ежемесячный график обучения специалистов администрации. В соответствии с ним мы организуем обучающие семинары. Обучение прошли уже более половины всех сотрудников администрации (это больше 100 человек).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2023 год
Подпишись выгодно
Первая полоса