А. С. ГАРМАШОВА, руководитель направления Департамента методологии, анализа и консалтинга ООО «БФТ»
В этом году заканчивают свое действие региональные программы оптимизации бюджетных расходов на 2017–2019 годы, наличие которых было одним из условий предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектам РФ (постановление Правительства РФ от 27 декабря 2016 года № 1506). В программах речь шла и об оптимизации расходов на содержание бюджетной сети. Для решения этой задачи Минфин России предлагал регионам комплекс из 18 возможных мер (методические рекомендации от 26 февраля 2018 года).
Условно их можно разделить на три блока:
1) оптимизация сети учреждений (анализ нагрузки на сеть, разработка программы реорганизации сети и т. д.);
2) сокращение непрофильных расходов (реализация неиспользуемого имущества, уменьшение числа непрофильных специалистов и т. д.);
3) совершенствование механизмов финансового обеспечения учреждений (установление правил возврата части субсидии при невыполнении государственного задания, контроль целевых значений заработной платы и численности отдельных категорий работников, разработка стандартов оказания услуг и т. д.).
Большая работа была проведена регионами по первым двум направлениям, но по третьему еще остается много нерешенных задач, связанных с разработкой стандартов, установлением отсутствующих норм и нормативов. Нормативный метод определения затрат еще не везде заменил медианный метод и метод наиболее эффективного учреждения. А это значит, что работа по оптимизации должна быть продолжена. И основной упор необходимо делать на повышении прозрачности и обоснованности определения нормативных затрат, анализе причин применения и обосновании расчетов отраслевых и территориальных корректирующих коэффициентов.