Ситуация сегодня и направления развития
В Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в
С чего же нужно начать работу и в каком направлении двигаться? Во-первых, для существенного продвижения в направлении повышения эффективности управления имуществом необходимо подготовить основу в виде выстроенных процессов, связанных с признанием, оценкой и учетом имущества, а также создать информационные ресурсы, позволяющие вести аналитическую работу. Необходимо получить доказательства того, что учет осуществляется в полном объеме и обладает характеристиками своевременности, достоверности и прозрачности для всех заинтересованных сторон.
Во-вторых, должны быть созданы механизмы управления для обеспечения соответствия состава имущества заявленным функциям ОИВ и учреждений; инструменты непрерывного контроля процедур, связанных с распоряжением имуществом; информационные ресурсы, обеспечивающие раскрытие данных в связке с иной информацией о деятельности и финансовом состоянии учреждений. Важнейшими вопросами в этой связи являются полнота применения имущественного комплекса как базы для неналоговых поступлений (в том числе в отношении муниципальных образований), выполнение требований по постановке на учет нефинансовых активов, корректность операций по начислению доходов. Сюда же можно отнести выполнение в полной мере федерального стандарта «Аренда» со стороны арендодателей и имущественных органов, ответственных за учет и управление имуществом казны. Как показывает практика, оперативное получение такой информации затруднено, а достоверность соответствующих показателей бухгалтерской отчетности часто вызывает вопросы.
Только после выполнения вышеуказанных шагов появится возможность качественно улучшать систему в части повышения ее управляемости, финансовой и операционной эффективности. Должны быть созданы новые аналитические инструменты для поддержки принятия решений и реализации прав собственника, к примеру, по изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
Задачи управления имуществом должны быть более плотно встроены в бюджетный процесс на всех его этапах, а созданные информационные ресурсы должны интегрироваться в региональный электронный бюджет. Все это обеспечит основу для:
- модернизации системы планирования деятельности учреждений;
- введения экономически обоснованных нормативных затрат;
- введения в практику работы показателей эффективности использования государственного (муниципального) имущества.
Общий вывод следующий. Прежде чем приступать к решению задач по развитию системы управления имуществом, необходимо убедиться, что действующая система удовлетворяет критериям полноты и достоверности учета, а также разобраться с тем, какую роль готов взять на себя финансовый орган, который в силу своих полномочий отвечает за эффективность бюджетных расходов. Ключевую роль в решении данной задачи должны сыграть автоматизация и следующая за ней цифровая трансформация имущественного комплекса. Об этом и поговорим далее.
Модель развития имущественного комплекса
Основную нагрузку по учету имущества несут имущественные органы. Они при взаимодействии с балансодержателями оформляют операции, связанные с движением государственного (муниципального) имущества (включая имущество казны), ведением реестра имущества, арендными отношениями, вопросами государственной регистрации нового имущества и т. д. При этом перечни особо ценного движимого имущества учреждений определяют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя. Обозначенные процессы имеют довольно высокую трудоемкость и сильно зависят от своевременности обращений со стороны учреждений и качества их бухгалтерского учета. Таким образом, в процессы вовлечены и учреждения, и ОИВ, а также широкий круг иных лиц: арендаторы, население, ряд ФОИВ и др.
Модель развития цифровых процессов управления имуществом должна не только учитывать имеющуюся практику автоматизации госуправления, но и соответствовать принципам цифровой трансформации, то есть модели управления, основанной на непрерывной аналитике данных из различных источников. Ориентиром здесь могут служить концепции построения электронного бюджета и цифровой экономики, а также общемировая практика автоматизации процессов и построения корпоративных информационных систем.
Предлагаемая нами обобщенная модель развития содержит пять этапов.
Задача: получение исчерпывающего перечня имущества, достижение полноты учета, существенное снижение рисков недостоверности учетных данных.
Методы: выявление ролей всех заинтересованных сторон, внедрение единой информационной системы с подключением балансодержателей.
Условия: участие в проекте и учет ожиданий всех заинтересованных сторон: финансового органа, ОИВ, балансодержателей и др.
Задача: достижение своевременности и прозрачности учета операций с имуществом, а также полноты отражения операций в первичном бухгалтерском учете.
Методы: координация данных реестрового учета имущества, осуществляемого уполномоченными органами, и данных бухгалтерского учета, осуществляемого балансодержателями. Полноценный электронный документооборот, в том числе с арендаторами.
Условия: регламентация всех процессов и процедур, управление доходной базой и контроль соблюдения стандарта «Аренда» со стороны финансового органа.
Задача: получение объективной картины о фактических расходах на содержание имущества, а также выявление излишне используемого имущества.
Методы: интеграция процессов планирования и исполнения бюджета, а также государственного заказа с процедурами управления имуществом.
Условия: унификация подходов к оценке потребности в имуществе со стороны учреждений по отраслевому признаку и иным критериям, введение унифицированных требований к отчетности по распоряжению имуществом.
Задача: построение системы управления имуществом учреждений со стороны учредителей
Методы: формирование аналитических инструментов для оперативного получения информации, поддержки принятия решений на основании оперативных и прогнозных данных.
Условия: разработка унифицированных показателей определения эффективности управления имуществом, вовлечение в процесс органов финансово-бюджетного контроля.
Задача: совершенствование системы управления имуществом в части повышения эффективности процессов и получения конкретных финансовых результатов.
Методы: ретроспективный анализ, изучение положительного опыта, применение сквозных цифровых технологий.
Условия: разработка общероссийских рейтингов, методических рекомендаций, базы данных лучших практик управления, в том числе в части повышения эффективности бюджетных расходов.
Отдельные вопросы цифровизации
В современной практике реализации проектов по цифровой трансформации в области государственного управления можно выделить ряд обязательных требований, без которых эффективность и даже целесообразность таких проектов будет поставлена под вопрос. Указанные требования наилучшим образом реализуются в рамках так называемой единой цифровой платформы, которая содержит в себе не какой-то фиксированный функциональный набор, а сервисные компоненты и средства управления данными. Зафиксируем самые важные из них.
1. Юридически значимый электронный документооборот, который должен быть налажен как с балансодержателями, так и с арендаторами (электронные договоры, акты и т. п.). Критерий оценки: доля документов, передаваемых в электронном виде и не требующих ручной разноски.
2. Аналитическая подсистема, обеспечивающая, в частности, формирование данных в интересах финансовых органов, аналитических панелей ситуационных центров, публичных порталов публично-правовых образований. Критерий оценки: доля показателей, формируемых в реальном времени по данным информационных ресурсов, без ручной подготовки.
3. Подсистема интеграции (обмена документами), обеспечивающая обмен документами (электронными сообщениями) с широким перечнем региональных и федеральных информационных систем. Критерий оценки: соответствие лучшей практике информационного обмена с учетом целевого перечня информационных систем.
4. Средства управления единой нормативно-справочной информацией (НСИ), интегрированные с региональными и федеральными эталонными источниками данных. Критерий оценки: степень соответствия (сопоставимости) показателей НСИ общим региональным и федеральным справочникам.
5. Сервисы публикации документов, открытых данных, отчетов, аналитической информации на интернет-ресурсах (порталах). Критерий оценки: доля информации, размещаемой в форме открытых данных.
6. Средства обеспечения информационной безопасности, мониторинга событий и инцидентов, связанных с надежностью технической площадки и обеспечением кибербезопасности. Критерий оценки: наличие аттестата соответствия по требованиям ФСТЭК России.
Для иллюстрации одного из самых сложных элементов системы на рисунке приводится схема обмена информацией между имущественным органом и балансодержателями с предоставлением доступа к единой информационной системе через личный кабинет. Обмен информацией осуществляется для обеспечения соответствия реестровой формы учета всех видов имущества и бухгалтерского учета указанного имущества. Эта задача особенно актуальна в связи с повсеместной реализацией проектов по централизации бухгалтерского учета на базе центров компетенции с применением цифровых облачных платформ. В идеале информация должна напрямую поступать из базы данных бухгалтерского учета всех балансодержателей. Указанная схема взаимодействия информационных систем реализуется, в частности, с применением ПК «Собственность-СМАРТ» (разработка компании «Кейсистемс»).
Рисунок. Схема обмена информацией между имущественным органом и балансодержателями с предоставлением доступа к ЕИС через личный кабинет
№ потока информации |
Поставщик |
Потребитель |
Состав сведений в потоке |
1 |
Бухгалтерия учреждения-балансодержателя |
Учреждение балансодержатель |
Передача из ИС бухучета в ЛК «Балансодержатель» информации: — об изменении остаточной стоимости имущества на балансе — о приобретенном имуществе — о списанном (проданном, переданном) имуществе |
2 |
Учреждение балансодержатель |
Отдел имущества ОИВ |
Актуализация сведений в Реестре об имуществе, числящемся на балансе учреждения-балансодержателя, а также о новом приобретенном имуществе и выбытом имуществе за отчетный период |
3 |
Отдел имущества ОИВ |
Бухгалтерия ОИВ |
Предоставление информации о неналоговых до- ходах по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, включая информацию, необходимую для отражения в бухучете по ФС «Аренда» из ИС отдела имущества ОИВ в ИС бух- учета |
4 |
Отдел имущества ОИВ |
Бухгалтерия ОИВ |
Получение информации о движении имущества в казне с целью ее отражения в бухучете в рамках бюджетного учета имущества казны |
5 |
ОИВ |
Физические и юридические лица (потенциальные заинтересованные субъекты в пользовании или реализации имущества) |
Публикация на Едином портале о государственном (муниципальном) имуществе открытых сведений о реестре государственного (муниципального) имущества, информации о занятом и свободном для реализации имуществе (приватизации или оперативной аренды), статистическая и аналитическая информация и т. д |
6 |
ОИВ |
Физические и юридические лица (фактические пользователи имущества) |
Предоставление действующим нанимателям (покупателям) имущества инструмента «Личный кабинет “Арендатор”» с целью информационного взаимодействия в рамках заключенных договорных отношений по реализации имущества (расчеты, начисления, оплата, акты сверки взаиморасчетов, получение квитанций об оплате, уведомления о задолженности и начислении пеней и штрафов и многое другое) |
7 |
ОИВ |
Финансовый ОИВ |
Получение сводной статистической и аналитической информации в режиме онлайн о реальных доходах по распоряжению имуществом, информации по дебеторской задолженности и динамике ее уменьшения, об имуществе на балансе любого учреждения и другие сведения |
Цифровую платформу для управления имущественным комплексом, равно как и новую нормативно-методическую базу, еще предстоит сформировать. Однако уже сегодня очевидно, что необходимо более плотно связать рассматриваемые вопросы с бюджетным процессом на региональном и местном уровнях.
Компания «Кейсистемс» приглашает к сотрудничеству органы по управлению государственным и муниципальным имуществом, а также финансовые органы для реализации комплексных проектов.