Версия для печати 2549 Материалы по теме
Где удостоверят лучше

Анастасия Сергеевна ПАНЧЕНКО, специалист-эксперт отдела режима секретности и безопасности информации Управления Федерального казначейства по Республике Карелия

Внастоящее время основным законом, регулирующим отношения в области использования электронных подписей при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, совершении гражданско-правовых сделок и иных юридически значимых действий, является Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Закон описывает принципы использования электронной подписи (ЭП), обязанности владельца сертификата ключа проверки квалифицированной электронной подписи (сертификат), являющегося участником электронного взаимодействия, деятельность аккредитованного удостоверяющего центра (УЦ). Согласно пункту 1 статьи 18 Закона № 63-ФЗ при выдаче сертификата аккредитованный УЦ в первую очередь обязан установить личность физического лица, обратившегося за его получением, а также получить от лица, выступающего от имени юридического лица, подтверждение правомочия обращаться за получением сертификата.

Справка

Электронная подпись — информация в электронной форме, присоединенная к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связанная с такой информацией. Она используется для определения лица, подписывающего информацию (электронный документ). Самым защищенным видом электронной подписи является квалифицированная электронная подпись. Сертификат ключа проверки квалифицированной электронной подписи выдает аккредитованный удостоверяющий центр. Аккредитация осуществляется на добровольной основе сроком на пять лет, если более короткий срок не указан в заявлении удостоверяющего центра.

Информатизация современного общества становится причиной развития нового подхода к решению большинства юридически, экономически и социально значимых вопросов. Внедряя информационные технологии, большинство организаций стремятся максимально упростить клиентский сервис, сократить собственные затраты. Одним из вариантов автоматизации работы УЦ является введение процедуры дистанционного получения сертификата. Однако, делая выбор в пользу предоставления получателю сертификата «максимально комфортных условий», УЦ снижают уровень информационной безопасности, повышая риски получения ЭП владельца сертификата злоумышленниками. Рассмотрев обращение по вопросу дистанционного получения сертификата, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ поставило под сомнение возможность установления личности получателя сертификата дистанционно. Однако необходимость личного визита владельца, получателя (уполномоченного лица) в УЦ становится одним из факторов, способных стать существенным препятствием на пути получения сертификата.

Справка

По данным Минкомсвязи России, по состоянию на 23 апреля 2019 года в Российской Федерации аккредитованными были признаны 492 УЦ, часть из которых имеют свое представительство на территории Республики Карелия. Среди них Федеральное казначейство, Пенсионный фонд РФ, Федеральная служба судебных приставов, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, АО «СКБ Контур», ООО «Тензор», ООО «ИжТендер», ООО «Инфолайн». При этом УЦ ПФР и ФССП осуществляют выдачу сертификатов исключительно своим сотрудникам для выполнения их служебных обязанностей.

В 2018 году в рамках исполнения государственного контракта от 17 августа 2017 года № ФКУ0351/08/2017 на выполнение работ по развитию информационной системы «Удостоверяющий центр Федерального казначейства» (ИС УЦ) Федеральное казначейство ввело в эксплуатацию портал заявителя. ИС УЦ предоставляет возможность владельцу, получателю сертификата (уполномоченному лицу) сформировать запрос на сертификат и направить его в электронном виде в Региональный центр регистрации территориального органа Федерального казначейства (РЦР ТОФК).

В соответствии с пунктом 5.18(2) Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, Федеральное казначейство выполняет функции УЦ «для обеспечения участников электронного взаимодействия в установленной сфере деятельности сертификатами ключей проверки электронных подписей» (Свидетельство об аккредитации удостоверяющего центра № 896 от 4 июня 2018 года). Выдача сертификатов участникам электронного взаимодействия осуществляется при условии наличия у заявителя договора присоединения (соглашения) к регламенту УЦ Федерального казначейства (УЦ ФК) для работы в следующих информационных системах:

  • система удаленного финансового документооборота автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК);
  • официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС);
  • официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (ГМУ);
  • государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП);
  • государственная автоматизированная информационная система «Управление» (ГАС «Управление»);
  • государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ);
  • государственная информационная система «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений» (ГИС ЕСГФК).

Территориальная доступность

УЦ коммерческих организаций, действующих на территории Карелии, имеют свои представительства исключительно в столице региона. Федеральное казначейство организовало и осуществляет свою деятельность во всех центрах муниципальных районов региона.

Согласно части 4 статьи 13 Закона № 63-ФЗ удостоверяющий центр вправе наделить третьих лиц полномочиями по вручению сертификатов от имени этого УЦ. В настоящее время Федеральное казначейство ведет переговоры о взаимодействии с государственным бюджетным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с целью наделения его отдельными функциями УЦ ФК. Реализация данного проекта позволит расширить деятельность УЦ ФК, а также повысить территориальную доступность получения услуг, предоставляемых УЦ ФК, для жителей сельских поселений. В 2019 году в качестве пилотного данный проект был реализован управлениями Федерального казначейства по Красноярскому краю, Кабардино-Балкарской Республике, Ульяновской области и Республике Алтай. Полученные результаты подтвердили заинтересованность клиентов Федерального казначейства и ГБУ «МФЦ» в его развитии. Помимо отделов ГБУ РК «МФЦ» организована работа удаленных автоматизированных рабочих мест регионального центра регистрации (УРЦР). Их создание — способ сделать клиентский сервис ближе и удобнее, особенно для жителей отдаленных районов.

Достоверность

В соответствии с пунктом 2.4 Регламента УЦ ФК, утвержденного приказом Федерального казначейства от 14 сентября 2018 года № 261, создание сертификата осуществляется в течение шести рабочих дней со дня приема документов. Указанное время включает проверку предоставленных сведений сервисами Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая может составлять до пяти дней.

Использование СМЭВ, которая предполагает электронный обмен предоставленными владельцем, получателем сертификата (уполномоченным лицом) данными с ФНС России, Пенсионным фондом России и МВД России, позволяет обеспечивать достоверность получаемых сведений. Информация о результатах проверки автоматически отражается в подсистеме ведения реестра сертификатов (ВРС) Федерального казначейства, а также личном кабинете получателя сертификата портала заявителя. Необходимо отметить, что большинство УЦ коммерческих организаций игнорируют проверку сервисами СМЭВ.

Стоимость

Являясь федеральным органом исполнительной власти, Федеральное казначейство организует выдачу сертификатов заявителям на безвозмездной основе, не требуя дополнительной платы за срочность, в отличие от ряда коммерческих организаций. Так, за ускоренный выпуск сертификата (в течение часа с момента предоставления необходимого пакета документов) в АО «СКБ Контур» его владелец обязан будет доплатить 2,5 тысячи рублей.

Руководитель организации, являющейся участником электронного взаимодействия, должен иметь как минимум две подписи: юридического и физического лица. При этом срок действия сертификата, выданного УЦ ФК, составляет 1 год 3 месяца. Максимальный срок действия сертификата из стандартного пакета услуг, выданного УЦ коммерческих организаций, равен году. Дополнительные три месяца срока его действия владелец сертификата может приобрести за отдельную плату (в случае если такая возможность предусмотрена). Так, за сертификат со сроком действия 1 год 3 месяца от УЦ АО «СКБ Контур» потребуется доплатить от 750 до 1,5 тысячи рублей, в зависимости от вида подписи.

Для авторизации и обеспечения юридической значимости электронных документов при обмене ими между пользователями, обеспечения конфиденциальности, контроля целостности информации, системного и прикладного программного обеспечения для своих клиентов УЦ ФК осуществляет бесплатную выдачу бессрочной лицензии СКЗИ1 КриптоПРО CSP версии 4.0. В свою очередь, стоимость лицензии на право использования СКЗИ КриптоПро CSP в составе сертификата ключа от АО «СКБ Контур» составляет тысячу рублей. Стоимость бессрочной лицензии СКЗИ (Средство криптографической защиты информации) КриптоПро CSP от ООО «ИжТендер» — 2,7 тысячи рублей. Для клиентов компании ООО «Тензор» ее стоимость составит 2,16 тысячи рублей (для остальных — 2,7 тысячи рублей).

Без личного визита

Портал заявителя дает возможность владельцу, получателю сертификата (уполномоченному лицу) из отдаленного района региона в случае плановой смены сертификата продлить срок. его действия без личного визита в РЦР (УРЦР) ТОФК на соответствующей территории. Однако данная возможность доступна только в том случае, если выполнен ряд условий:

сертификат получателя, выпущенный УЦ ФК, действует и внесен в подсистему ВРС;

сертификат руководителя организации, выпущенный УЦ ФК, действует и внесен в подсистему ВРС;

предоставленный (переданный) ранее в РЦР ТОФК пакет документов для получения сертификата актуален.

Транспортные расходы

Стоимость поездки из Лоухского района — наиболее отдаленный от центра муниципалитет Республики Карелия — в столицу региона и обратно на автобусе составит около 2 тысяч рублей, на поезде — 1,78 тысячи рублей.

Расширить возможности

Обращение региональных и муниципальных органов власти Республики Карелия за сертификатами в УЦ коммерческих организаций обусловлено тем, что выдаваемые УЦ ФК сертификаты не подходят для осуществления ряда операций при работе с некоторыми информационными системами (информационные системы ПФР, Рособрнадзора, «Госстатистика», «Казна»). В связи с этим для сокращения расходов организаций, а также расширения полномочий Федерального казначейства актуальной представляется проработка вопроса по согласованию применения сертификата, выдаваемого УЦ ФК, к работе с этими информационными системами.

Таблица. Основные характеристики некоторых из аккредитованных удостоверяющих центров по состоянию на 14 мая 2019 г., имеющих свое представительство на территории Республики Карелия

054-060_ОтКазначейства_10_2019.jpg

По состоянию на конец 2018 года РЦР ТОФК по Республике Карелия обслуживал более 1,5 тысячи организаций, из которых больше половины (58,5%) находятся на территории муниципальных районов региона. Помимо прочего, в случае расширения возможности использования сертификата, выданного УЦ ФК, у бюджетополучателей, являющихся участниками электронного взаимодействия, пропадает необходимость:

получать дополнительный сертификат для работы в указанных выше информационных системах (для организаций, заключивших с Федеральным казначейством договор присоединения (соглашения) к регламенту УЦ);

нести дополнительные финансовые затраты на получение сертификата;

нести дополнительные финансовые и временные затраты на обращение в УЦ в центре региона (для организаций из муниципальных районов).

Кроме того, в ходе проверки сервисами СМЭВ происходит автоматическое обновление данных о заявителе в подсистеме ВРС. На основе этого, а также в случае подтверждения информации о прекращении полномочий владельца из официальных источников, не дожидаясь заявления на изменение статуса сертификата, РЦР ТОФК вправе своевременно прекратить действия сертификата.

Вывод

Проведенный на примере Республики Карелия анализ показал, что из числа УЦ организаций, имеющих свое представительство на территории республики, Федеральное казначейство предлагает наиболее привлекательные условия для владельцев сертификатов. Заявители заинтересованы в расширении полномочий УЦ ФК по выдаче сертификатов, так как на практике, обращаясь в РЦР (УРЦР) ТОФК по Республике Карелия, владельцы сертификатов выражают желание взаимодействовать исключительно с УЦ ФК, не прибегая к услугам коммерческих организаций. Важным результатом работы по привлечению юрлиц в УЦ ФК для получения сертификатов станет сокращение нагрузки на все уровни бюджета за счет исключения из расчетов организаций дополнительной статьи расходов. При этом Федеральное казначейство (ТОФК), совершенствуя информационную составляющую, расширяет свои полномочия и область деятельности, сохраняет и увеличивает охват территориального присутствия в муниципальных районах краев, областей, округов и республик Российской Федерации.

Поделиться