Версия для печати 2743 Материалы по теме
Лидером станет тот,  кто действует

— Валерий Васильевич, за последние годы Саратовская область добилась стабильных показателей в экономике. В рейтинге социально-экономического положения регионов по итогам 2018 года вы поднялись на 34-е место, тогда как по итогам 2017 года занимали 38-е место, а по итогам 2015 года и вовсе находились на 42-м. Назовите главную, на ваш взгляд, причину произошедшего качественного скачка.

— Думаю, что главное — четкая постановка целей и задач, рабочий план действий и, конечно, его исполнение. Лидером станет тот, кто действует. В 2017 году мы вместе с жителями приняли Стратегию социально-экономического развития области на пять лет. Саратовцы активно обсуждали документ, вносили свои предложения. В итоге мы получили качественный рабочий документ — руководство к действию для власти, бизнеса и общества, — а также приобрели хороший опыт принятия совместных решений.

Время подтвердило правильность наших действий. В области открылись и продолжают открываться новые предприятия — бизнес охотно реализует у нас интересные проекты. Строительство 11 крупных промышленных площадок привлекло в регион более 46 миллиардов рублей. Наши производства вышли на полную мощность, приносят стабильную прибыль, обеспечивая экономику области. Сельское хозяйство также дает надежду на хорошие темпы роста экономики региона.

— Реализация нацпроектов также способствует упрочнению экономики региона. Саратовская область участвует в 12 нацпроектах. Какая поддержка идет с федерального уровня, а что со своей стороны должен обеспечить регион?

— Финансирование из федерального бюджета на 2019 год определено в сумме более 33 миллиардов рублей, а на шестилетнюю перспективу — более 170 миллиардов рублей. Средства беспрецедентные, рассчитанные на реальный социально-экономический прорыв.

За шесть лет в области планируется строительство, реконструкция и ремонт 194 объектов социально-инженерной инфраструктуры на сумму 64 миллиарда рублей. В их числе — детские сады, школы, объекты здравоохранения, культуры, спорта. Значительный объем работ намечен по обустройству городской среды.

В текущем году мы ведем строительство и реконструкцию 62 объектов. По 42 из них работы должны быть завершены до конца года. Прошлый год стал для региона годом больших строек. Возведено более 40 объектов социальной сферы. Год был непростым — он дал нам не только колоссальный положительный опыт, а людям — новый уровень образования, здравоохранения, занятий спортом, но и вскрыл ряд проблем. Прежде всего они касались неисполнения подрядчиками своих обязательств, из-за чего затягивались сроки сдачи объектов. Работа над ошибками проведена, выводы сделаны.

Серьезной опорой, контролерами качества реализации мероприятий в рамках нацпроектов выступают общественные объединения, активные жители. Например, в текущем году в области будет сдано 24 детсада, 12 ФАПов, три школы. На каждом объекте сформированы общественные советы из числа будущих работников этих учреждений, представителей родительских комитетов, неравнодушных граждан. Они — активные участники строительного процесса.

— Но не одними нацпроектами развивается регион. Вы упоминали о традиционных для Саратовской области точках роста экономики. Давайте вернемся к ним. Что представляет собой индустриальная база региона?

— Основа саратовской индустрии — 500 крупных и средних предприятий. Хорошие темпы роста демонстрируют обрабатывающие производства, машиностроение, металлургия, химическая промышленность. У нас действуют площадки по выпуску продукции, аналогов которой нет в России: «Саратоворгсинтез» — нитрилакриловая кислота, «Лапик» — уникальные измерительные приборы, производственное объединение «Маяк» — «Базальт» — материалы для оборонки. Среди крупнейших наших предприятий — «Балтекс», где производят сверхпрочные ткани для формы сотрудников силовых ведомств, «ПирроГрупп» — изготовитель сэндвич-панелей для строительства и другие.

Следующая точка роста региона — сельское хозяйство. В области восемь миллионов гектаров сельхозугодий, самые большие в Поволжье площади озимых культур. Регион находится на передовых позициях по намолоту зерна и производству овощей в ПФО, первый по сбору масличных культур в России. В развитии агропрома мы делаем ставку на растениеводство, молочное и мясное животноводство, садоводство. Создаем условия для переработки продукции. Среди приоритетных направлений — мелиорация. Ежегодно мы увеличиваем орошаемый клин, который сейчас составляет 115 тысяч гектаров.

И, конечно, регион активно работает над притоком капитала. В 2018 году инвестиционный портфель области включал 140 проектов с общим объемом финансирования 360 миллиардов рублей. Завершено 53 крупных проекта на сумму 48 миллиардов рублей, создана тысяча новых рабочих мест. В этом году мы увеличим объем инвестиций еще на 162 миллиарда рублей. Будет завершено 43 проекта, организовано свыше 2,6 тысячи рабочих мест.

Серьезный задел для экономики дает саратовский экономический форум. В прошлом году провели первый, а в октябре 2019-го — второй. Его участниками стали более тысячи представителей российских регионов и восьми стран мира. Подписано порядка 30 соглашений в промышленности, АПК, здравоохранении, логистике, области высоких технологий. В числе важнейших проектов, реализация которых начнется в ближайшее время, — строительство зерновых хабов в трех районах, возведение производственного комплекса по переработке газового конденсата и прочие. Совокупный вклад в экономику региона — более 1,5 миллиарда рублей инвестиций, создание почти 600 рабочих мест. Для Саратовской области это серьезный задел на будущее.

— Вернемся к сельскому хозяйству. Это традиционная для региона отрасль. Саратовскую область даже называют хлебным краем.

— Да, в 2018 году мы, несмотря на сложные погодные условия, собрали 3,3 миллиона тонн зерновых. По итогам этого аграрного года планируем засыпать в закрома более трех миллионов тонн. Наша область в десятке регионов с высокими показателями по самообеспеченности продовольствием. Хлебом мы себя снабжаем полностью, как и другими продуктами — крупой, макаронами, растительным маслом, свининой, овощами, бахчевыми.

— И как решаете проблему перепроизводства?

— Часть продовольствия отправляем в другие регионы и за рубеж, на экспорт. Наши продукты покупают по всему миру — 46 стран Европы, Азии, Ближнего Востока, Африки. Объем экспорта продукции АПК за девять месяцев текущего года составил 125,4 миллиона долларов США. 32 процента в структуре экспорта занимают поставки зерна, вторая позиция — это жиры и растительные масла. Надо отметить, что за последнее время произошел рост поставок готовых продуктов из мяса, молочной продукции, овощей, продукции мукомольно-крупяной промышленности и ряда других позиций.

Уверен, во многом прорывным для нас станет участие в федеральном проекте «Экспорт продукции АПК». Это хорошие перспективы для сельхозпроизводителей, развития нашего агропрома.

— Судя по стратегии развития региона сельское хозяйство Саратовской области довольно привлекательно для бизнеса.

— С уверенностью могу это утверждать. Наши ключевые инвестиционные проекты — строительство железнодорожных зерновых хабов. Они будут действовать как мини-элеваторы — хранить и отгружать продукцию. С учетом планов по наращиванию экспорта хотим создать сеть таких погрузочных узлов по всему региону. Хаб уже построен и введен в эксплуатацию в Пугачевском районе, на очереди Ершовский район — до конца года запустим в работу и тот хаб.

— Область серьезно поддерживает своих фермеров...

— Да, в числе наших приоритетов в АПК — организация многопрофильных предприятий, развитие сельхозкооперации, поддержка малых форм хозяйствования. Саратовские фермеры обрабатывают почти половину посевной площади области. Они производят практически половину объема зерна и подсолнечника, овощей открытого грунта. Поэтому на поддержку фермеров обоснованно направлено значительное количество мероприятий программы развития сельского хозяйства, в том числе это гранты начинающим фермерам, семейным животноводческим хозяйствам. Практикуем и новую форму поддержки занятости сельского населения — «Агростартап». Это огромные возможности для наших хозяйств и кооперативов, которые могут получать безвозмездные средства на развитие.

На полях области применяются современные технологии, работает техника ведущих мировых производителей. Для технического перевооружения АПК используем все имеющиеся механизмы господдержки сельхозпроизводителей. Во взаимодействии с «Росагролизингом» реализуем льготную программу обновления парка сельскохозяйственной техники. В текущем году сельхозпроизводителями приобретено 330 тракторов, 160 зерноуборочных комбайнов и более тысячи единиц прочей спецтехники.

— Как регион реализует трехлетнюю программу комплексного развития отдаленных территорий, которую, кстати, инициировал ваш депутат, председатель Госдумы РФ Вячеслав Викторович Володин?

— Мы выбрали семь самых отдаленных районов, расположенных на границе региона, а это порядка 400 километров от областного центра. В них проживают свыше 100 тысяч человек. В течение трех лет планируем направить сюда 7,4 миллиарда рублей, реализовать 78 инвестиционных проектов. По каждому району сформирована программа с учетом специфики экономики и имеющейся проблематики.

Текущий год стал первым в реализации программы. Сейчас во всех районах идет ремонт объектов социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры, благоустройство дворов, парков, скверов. Решаем вопрос обеспечения кадрами школ, больниц, поликлиник. В этом году по направлениям в отдаленные районы приехали 14 молодых педагогов, 10 врачей и 38 средних медработников. Молодежь получает стимулирующие выплаты — в регионе действует целая система подъемных. Со следующего года по инициативе президента страны начнет действовать программа «Земский учитель» с выплатой молодым специалистам 1 миллиона рублей. Это будет большой поддержкой в решении кадрового вопроса.

Еще одна проблема отдаленных территорий — дороги. В этом году за счет всех источников финансирования отремонтировали 116 километров дорог.

— Не менее важен для региона блок предприятий оборонно-промышленного комплекса, на базе которого развиваются и внедряются инновационные технологии.

— Оборонка региона — это около 30 крупных и средних промышленных площадок, исследовательских институтов, конструкторских бюро. Большинство из них включено в вертикально интегрированные структуры, 24 предприятия — в корпорации и компании, из них 13 — в крупнейшую российскую корпорацию «Ростех». Основа оборонного комплекса области — электроника: СВЧ, авиационное приборостроение, выпуск, модернизация и ремонт техники для Военно-морского флота и Сухопутных войск.

Большинство предприятий саратовского ОПК производят продукцию двойного назначения — военного и гражданского. Это потенциал и устойчивость нашего промышленного комплекса.

— Насколько передовые технологии прижились в области, как их развитие и внедрение поддерживает регион?

— На высокие технологии мы делаем большую ставку. В планах — увеличение доли выпуска инновационной продукции для нефтегазовой отрасли, энергетики, радиоэлектронного и медицинского оборудования.

Что касается поддержки индустрии, то региональное Министерство промышленности начало прием заявок от обрабатывающих производств, в структуру которых входит оборонка, на право получения субсидий из областного бюджета. Эти средства — компенсация части затрат на модернизацию и перевооружение мощностей в рамках реализации инвестпроектов.

Саратовская область — крупнейший в России центр электронной промышленности, в первую очередь СВЧ-электроники. Поэтому для нас чрезвычайно важен проект создания ОЭЗ технико-внедренческого типа. Заявка уже подана в Министерство экономического развития РФ. В рамках этого проекта планируем развитие микроэлектроники и электронной промышленности для нужд энергетического машиностроения, ОПК, аэрокосмической и газовой отраслей. Область уже подписала соглашения на 3 миллиарда рублей с пятью якорными резидентами, готовыми реализовать проекты с высоким потенциалом импортозамещения. Если ОЭЗ будет дан зеленый свет, у нас есть все основания рассчитывать на куда более весомые вложения.

— В конце августа в Саратове открыт новый аэропорт. Какие еще шаги предпринимает регион, чтобы стать более привлекательным для инвесторов?

— Международный аэропорт Гагарин — мегапроект для Саратовской области, ее экономики в целом. Это современный транспортный комплекс, его пропускная способность в два раза больше прежнего. Новый аэропорт может принимать все типы пассажирских судов. У Центрального такой возможности не было. С открытием Гагарина комфорт и безопасность пассажиров вышли на совершенно другой уровень, и это самое главное. Теперь, когда он заработал в полную силу, мы ждем роста турпотока, активности международного бизнеса, крупных инвестпроектов.

Регион включился в реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он стал продолжением нашего двухлетнего участия в одноименной федеральной программе, где область неизменно признавалась лидером. За это время удалось привести в нормативное состояние 250 километров дорог в Саратове и Энгельсе. В этом году, уже в рамках нацпроекта, завершаем ремонт 300 километров дорог по всей области. На 2020-й ставим такую же высокую планку. В целом же стоит задача к 2024 году привести в порядок не менее 25 процентов всех автодорог.

Ускорить этот процесс нам помогает значительное увеличение объема областного Дорожного фонда — в десять раз по сравнению с 2012 годом, и активная работа по передаче трасс на федеральный уровень. Она началась два года назад при деятельной поддержке спикера Государственной думы Вячеслава Викторовича Володина. Сейчас передано более тысячи километров. Освободившиеся средства, а это миллиарды рублей, направляем на ремонт региональных трасс, что позволит нам к концу года суммарно отремонтировать 500 километров дорог.

Также в текущем году приступили к двум масштабным проектам по строительству развязок. Реализация проектов позволит к 2022 году на порядок увеличить пропускную способность федеральной трассы Сызрань — Саратов — Волгоград, разгрузит населенные пункты от транзитного транспорта, решит проблемы безопасности и многокилометровых пробок на железнодорожных переездах.

Большие перспективы для дорожной отрасли открываются и в связи с грядущими важнейшими стройками. Одна из них — 600-километровый участок международной трассы «Меридиан», который пройдет через 15 муниципальных районов области. Проект рассчитан на широкое привлечение сервисного бизнеса, использование местных стройматериалов. С его реализацией появятся две транспортные развязки, а также еще одна стройка — третий мост через Волгу. На федеральном уровне решается вопрос о включении объекта в госпрограмму модернизации магистральной инфраструктуры. Сооружение позволит разгрузить дорожную сеть в Саратове и Энгельсе, а также замкнуть кольцевую дорогу вокруг саратовской агломерации.

Новый мост, международная трасса, наш главный инфраструктурный объект — аэропорт Гагарин, открытый три месяца назад, создают серьезные предпосылки для развития мощной транспортно-логистической инфраструктуры и, как следствие, повышения инвестиционной привлекательности Саратовской области.


Поделиться