Версия для печати 2004 Материалы по теме
Акцент на превентивные меры

Пантелеев_04_2019_1.jpg

Алексей Юрьевич ПАНТЕЛЕЕВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Свердловской области, кандидат экономических наук


Ставрова_04_2019.jpg

Татьяна Александровна СТАВРОВА, начальник отдела по надзору за аудиторской деятельностью Управления Федерального казначейства по Свердловской области

Говоря о роли, значимости и оправданности контроля, осуществляемого государственными органами в рамках возложенных на них полномочий, следует помнить, что ценность контроля (надзора) для общества определяется степенью достижения конечной цели, поставленной государством в соответствующей сфере. В этой связи важным является инструментарий достижения эффективности деятельности. Безусловно, специфика, связанная с оценкой соблюдения установленных требований потенциальными объектами контроля (надзора), предполагает выявление и пресечение противоправных действий и, соответственно, последующие решения о применении мер воздействия к нарушителям. Однако меры дисциплинарной и иной ответственности не всегда могут обеспечить достижение желаемой цели по минимизации и нивелированию фактов реализации рисков в деятельности субъектов национальной экономики. Дело в том, что часто бывает так, что выявленные нарушения допущены не в связи с формальным отношением объектов контроля (надзора) к соблюдению установленных требований, неумышленно. Причины реализации рисков нарушений могут быть связаны с различными факторами, например с неоднозначностью трактовки положений законодательных и иных нормативных правовых актов. Поэтому все большее значение приобретают меры предупредительного характера, которые могут стать дополнительным инструментарием повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Для начала несколько слов о предназначении данного вида контроля в контексте государственного управления. Прежде всего обратимся к понятию «аудит», определенному в нормативных правовых источниках Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Отсюда высокое качество аудита, в определенной степени формирующее представление заинтересованных социальных групп о состоянии финансово-хозяйственной деятельности субъектов национальной экономики, является одним из основных требований, предъявляемых не только профессиональными организациями, пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности, но и государством. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций (ВККР АО), представляя собой неотъемлемую часть государственного управления аудиторской деятельностью, призван способствовать повышению качества аудиторских услуг посредством выявления, пресечения и предупреждения нарушений требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, регулирующих осуществление аудиторской деятельности.

Итак, Федеральное казначейство уделяет достаточно большое внимание унификации подходов при реализации соответствующей государственной функции, а также мерам предупредительного характера, содержащим в себе элементы правового просвещения и правового информирования аудиторского сообщества. Соответственно, и для территориальных органов Федерального казначейства (ТОФК) задача по обеспечению прозрачности контрольно-надзорной деятельности, в том числе по направлению ВККР АО, является актуальной на протяжении всего времени взаимодействия с внешней средой при реализации соответствующих полномочий.

В рамках данной статьи рассмотрим возможности, которые на сегодняшний день используются территориальными органами Федерального казначейства в целях профилактики совершения нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается Федеральным казначейством при осуществлении ВККР АО. А также обратимся к соответствующему практическому опыту Управления Федерального казначейства по Свердловской области (далее — УФК).

Прозрачность деятельности

В целях информирования заинтересованных групп пользователей о ВККР АО, вопросах, обращающих на себя внимание при его осуществлении, в частности о рисках, возникающих в деятельности аудиторских организаций, ТОФК используют ряд инструментов:

  • размещение информации на соответствующих официальных сайтах ТОФК;
  • обеспечение технической возможности для направления гражданами и организациями обращений через официальные интернет-сайты ТОФК;
  • организацию телефона доверия;
  • прием граждан в ежегодный Всероссийский день приема граждан;
  • своевременное и полное рассмотрение поступивших письменных обращений граждан и организаций;
  • наполнение государственных информационных систем;
  • участие в различного рода публичных мероприятиях;
  • публикацию разъяснительных материалов в различных СМИ.

В соответствии с установленными требованиями по размещению государственными органами и органами местного самоуправления общедоступной информации на официальных сайтах ТОФК размещают информацию о результатах ВККР АО на своих страничках, в том числе в форме открытых данных в разделе «Иная деятельность / Открытое правительство / Открытые данные». Согласно установленным техническим требованиям к размещению такой информации представление реестра наборов данных должно быть машиночитаемым и реализуется ТОФК в формате csv (текстовый формат, предназначенный для представления табличных данных). Но для удобства пользователей различных референтных групп УФК размещает аналогичную информацию в форматах word, excel на официальном интернет-сайте в разделе «Иная деятельность / Контрольная и надзорная функции / Внешний контроль качества работы аудиторских организаций».

Образование

В целях подготовки и переподготовки кадров как в аудиторской, так и в контрольно-надзорной сферах УФК сотрудничает с вузами. В частности, Уральский государственный экономический университет при участии УФК с 2018 года реализует совместно разработанную программу магистратуры «Государственное финансовое регулирование: аудит, контроль, надзор». В число преподавателей по данной образовательной программе входят и практики УФК. На протяжении двух лет реализации программы УФК и вуз проводят семинары, научно-практические конференции, что позволяет поддерживать ее практикоориентированность.

Таким образом, на официальном интернет-сайте УФК размещает: краткую информацию о результатах проверок (в срок не позднее пяти рабочих дней со дня подписания актов проверок), статистическую информацию (ежеквартально) (рисунок 1). Статистическая информация является более информативной и включает в себя перечень основных видов нарушений, выявленных в ходе ВККР АО по итогам квартала; составляется на основе Классификатора нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 декабря 2017 года; содержит элементы аналитики, а также рекомендации в отношении мер, которые могут приниматься аудиторскими организациями в целях недопущения нарушений.

44-46_ОтКазначейства_12_20192.jpg

В соответствии с положениями Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182‑ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» субъектами профилактики правонарушений являются в том числе федеральные органы исполнительной власти, в полномочия которых входит профилактическое воздействие в форме правового просвещения и правового информирования. Федеральное казначейство регулярно актуализирует ведомственные локальные акты, регулирующие вопросы реализации профилактических мероприятий. В частности, в текущем году действовал приказ Федерального казначейства от 26 февраля 2019 года № 53. Кроме того, к числу обязательных требований, регламентирующих деятельность ТОФК по ВККР АО, относится размещение информации о контрольной деятельности в разрезе проверок в федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок».

Диалог с аудиторским сообществом

Следует отметить и иные меры, предпринимаемые УФК в рамках осуществления деятельности по ВККР АО. Так, в период осуществления функций по ВККР АО УФК был сделан акцент на диалоге с аудиторским сообществом:

  • подробное ознакомление объектов контроля с результатами проверок при вручении актов проверок: указание не только на факты, квалифицированные как нарушения, но и на действия (бездействия), нарушениями не являющиеся, но при этом обуславливающие риски в деятельности объекта контроля;
  • обсуждение результатов проведенных контрольных мероприятий на заседаниях Контрольной комиссии УФК по рассмотрению результатов внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (экспертно-совещательный орган, основной задачей которого является выработка рекомендаций по применению мер воздействия в отношении аудиторских организаций, допустивших нарушения, с учетом позиций обеих сторон), на которые приглашаются представители объектов контроля и СРО;
  • участие представителей УФК в мероприятиях, организуемых аудиторским сообществом, саморегулируемыми организациями аудиторов (СРО), вузами, в ходе которых рассматриваются актуальные вопросы осуществления аудиторской деятельности;
  • рабочие встречи на базе УФК по вопросам рисков в деятельности аудиторских организаций с приглашением представителей аудиторского сообщества, СРО.

Подобный диалог способствует выявлению проблемных вопросов, формированию единого понимания установленных нормативных правовых требований, унификации подходов к осуществлению контроля со стороны СРО и УФК.

44-46_ОтКазначейства_12_2019.jpg

44-46_ОтКазначейства_12_20191.jpg

Поделиться