По утверждению экспертов Всемирного банка, сегодняшние темпы экономического роста в России превышают их долгосрочный прогноз, несмотря на ухудшение ситуации в мировой экономике.
Анастасия АНДРЕЕВА
В 2007 г. темпы экономического роста достигли 8,1% благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным базовым макроэкономическим условиям. Однако совокупность факторов, в числе которых неослабевающая инфляция, повышение загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, усугубление инфраструктурных ограничений и опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с увеличением производительности труда, позволяет сделать вывод о вероятном перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности.
В последние годы в России были проведены важные реформы, в основном в области бюджетной системы. Так, значительная часть нефтяных сверхдоходов была сохранена в Стабфонде, а государственный бюджет сводился с большим профицитом, который использовался на выплату внешнего долга и снижение внешней уязвимости. Введено трехлетнее бюджетное планирование и начато долгосрочное финансовое планирование по примеру Новой Зеландии и Великобритании. Сокращено число налогов и снижено общее налоговое бремя (включая введение единой ставки подоходного налога на уровне 13% и уменьшение основной ставки НДС до 18%).
Правительству удалось значительно улучшить собираемость налогов, усовершенствовать таможенное администрирование, исключить неденежные расчеты в бюджетной системе, усовершенствовать систему бюджетного управления и контроля, в том числе посредством внедрения единого казначейского счета. В рамках реформирования бюджетной системы также проведена реформа межбюджетных отношений, в ходе которой была внедрена современная формула расчета трансфертов на межбюджетное выравнивание, постепенно ликвидирована практика нефинансируемых мандатов, а также обеспечено достаточно стабильное разделение доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджета.
В начале реформ финансовая система была слабо развита. Потребовалось принять меры для либерализации валютной системы, провести реформы в области финансового рынка, однако возможности для дальнейшего развития и углубления финансовой системы остаются.
Проблему эффективности и независимости судебной системы правительство решает посредством повышения зарплаты и публикации судебных решений.
В начале 2006 г. Правительство РФ утвердило Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), призванную преодолеть ряд проблем, в числе которых:
Тем не менее торможение в осуществлении структурных реформ сохраняется. Определенный прогресс был достигнут в реализации четырех приоритетных национальных проектов, однако важные структурные реформы пока остаются незавершенными. В особенности это касается сферы бизнеса и инвестиционного климата, работы мелких и средних предприятий и решения институционально-управленческих проблем.
Источник: © Бюджет, 2008, № 6
В 2007 г. темпы экономического роста достигли 8,1% благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным базовым макроэкономическим условиям. Однако совокупность факторов, в числе которых неослабевающая инфляция, повышение загруженности производственных мощностей и коэффициента использования трудовых ресурсов, усугубление инфраструктурных ограничений и опережающий рост реальной зарплаты по сравнению с увеличением производительности труда, позволяет сделать вывод о вероятном перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности.
В последние годы в России были проведены важные реформы, в основном в области бюджетной системы. Так, значительная часть нефтяных сверхдоходов была сохранена в Стабфонде, а государственный бюджет сводился с большим профицитом, который использовался на выплату внешнего долга и снижение внешней уязвимости. Введено трехлетнее бюджетное планирование и начато долгосрочное финансовое планирование по примеру Новой Зеландии и Великобритании. Сокращено число налогов и снижено общее налоговое бремя (включая введение единой ставки подоходного налога на уровне 13% и уменьшение основной ставки НДС до 18%).
Правительству удалось значительно улучшить собираемость налогов, усовершенствовать таможенное администрирование, исключить неденежные расчеты в бюджетной системе, усовершенствовать систему бюджетного управления и контроля, в том числе посредством внедрения единого казначейского счета. В рамках реформирования бюджетной системы также проведена реформа межбюджетных отношений, в ходе которой была внедрена современная формула расчета трансфертов на межбюджетное выравнивание, постепенно ликвидирована практика нефинансируемых мандатов, а также обеспечено достаточно стабильное разделение доходных и расходных полномочий между различными уровнями бюджета.
В начале реформ финансовая система была слабо развита. Потребовалось принять меры для либерализации валютной системы, провести реформы в области финансового рынка, однако возможности для дальнейшего развития и углубления финансовой системы остаются.
Проблему эффективности и независимости судебной системы правительство решает посредством повышения зарплаты и публикации судебных решений.
В начале 2006 г. Правительство РФ утвердило Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), призванную преодолеть ряд проблем, в числе которых:
- отсутствие условий и стимулов для динамичного развития человеческого капитала;
- низкая эффективность госуправления;
- слабая диверсификация экономики, низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора;
- инфраструктурные ограничения;
- проблемы с межрегиональным перемещением факторов производства. Последнее обстоятельство также рассматривается как существенное препятствие для более динамичного экономического развития регионов.
Тем не менее торможение в осуществлении структурных реформ сохраняется. Определенный прогресс был достигнут в реализации четырех приоритетных национальных проектов, однако важные структурные реформы пока остаются незавершенными. В особенности это касается сферы бизнеса и инвестиционного климата, работы мелких и средних предприятий и решения институционально-управленческих проблем.
Источник: © Бюджет, 2008, № 6