Экономика№6 Июнь 2008 — 03 июля 2008

Сбалансированное социально- экономическое развитие регионов - залог эффективного роста экономики страны

Версия для печати 8765 Материалы по теме
Изотова Галина
О планах работы Комитета Государственной Думы РФ по делам Федерации и региональной политике, разработке стратегии по развитию российских регионов и новых идеях по стимулированию экономического развития России рассказывает первый заместитель председателя Комитета Галина ИЗОТОВА.

– Галина Сергеевна, Ваша предыдущая карьера непосредственно связана с финансовой сферой. Кроме того, будучи заместителем полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, Вы отвечали и за социально-экономические вопросы. Какие проблемы теперь будут находиться в сфере Ваших интересов и ответственности?

– Сейчас перед органами власти всех уровней поставлена задача эффективно использовать накопленный в стране опыт и ресурсы для осуществления следующего, качественно иного этапа в развитии нашего государства. По сути, речь идет о важнейшем для всего общества выборе дальнейшего стратегического пути, по которому пойдет Россия в долгосрочной перспективе.
 
Особая роль в этой работе отводится Государственной Думе и, конечно, Комитету по делам Федерации и региональной политике. Сегодня, когда в России наметился существенный экономический рост, в стране создана база для реализации последовательных действий, которые направлены прежде всего на улучшение качества жизни россиян. Именно эту цель ставят перед обществом Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства РФ В. В. Путин.

Решение поставленной задачи возможно лишь через укрепление экономики, реализацию ее инновационной составляющей, через проведение новой промышленной политики страны, предполагающей уход от инерционных источников пополнения бюджета, внедрение процессов глубокой переработки и создание высокотехнологичных производств. Также важной составляющей в данном процессе является совершенствование региональной политики, создание условий для эффективного и сбалансированного развития российских регионов, что непосредственно связано с совершенствованием федеративного устройства и федеративных отношений, организацией системы государственной власти в Российской Федерации, совершенствованием принципов и порядка разграничения полномочий по предметам ведения между органами государственной власти и местного самоуправления.

– Расскажите, пожалуйста, о планах работы Комитета по делам Федерации и региональной политике. С какими проблемами пришлось столкнуться на новой для Вас должности депутата Государственной Думы? Принятие каких законопроектов Вы считаете необходимым в первую очередь?

– Государственная Дума пятого созыва приступила к активной работе практически сразу после подведения итогов выборов 2 декабря 2007 г. В Госдуме и в Комитете по делам Федерации и региональной политике, в состав которого я вошла, сформирован план законопроектной работы на весеннюю сессию.

Какие приоритеты определены сегодня? Если говорить о правовом регулировании процессов регионального развития, Комитет поддерживает разработку и принятие на федеральном уровне нормативного правового акта, направленного на формирование системы мер для повышения эффективности реализации региональной политики в Российской Федерации.

Выполнение программ и концепций стратегического развития территорий, опирающихся на формируемую федеральную стратегию – 2020, планов по размещению и развитию производительных сил, инфраструктуры и пр. на базе единых нормативных и методологических подходов – основная составляющая процесса государственного управления и перспективного развития Российской Федерации. Для этого, на наш взгляд, целесообразно разработать и утвердить федеральные нормативные правовые акты, регулирующие процессы планирования и прогнозирования социально-экономического развития субъектов РФ, а также федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Градостроительный и Земельный кодексы РФ в части совершенствования процессов территориального и пространственного развития страны.

Особое внимание нужно уделить преодолению значительных различий в уровне социально-экономического развития субъектов РФ, устранить дифференциацию по большинству показателей. Чтобы сократить диспропорции, требуется эффективное распределение финансовых ресурсов, реализация целенаправленной инвестиционной политики, совершенствование межбюджетных отношений. Главным фактором для осуществления этих процессов является обеспечение сбалансированности региональных и местных бюджетов.

В этих целях Комитет планирует продолжить работу по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов, что особенно актуально в условиях очередного этапа передачи полномочий и повышения ответственности регионов и муниципалитетов за свою деятельность. Предлагается выполнить оценку уже реализуемых и передаваемых полномочий с помощью введения системы единых государственных стандартов бюджетных услуг.

Следующим шагом, по мнению Комитета, должно стать законодательное утверждение принципов стимулирования и государственной поддержки территорий, добившихся максимальных успехов в своем социально-экономическом развитии. Для этого необходимо принять федеральный закон, регулирующий показатели и методику оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Указанный комплекс мер будет способствовать повышению эффективности действий органов власти и местного самоуправления и использования государственных ресурсов и позволит перейти к результативной модели функционирования, цель которой – повышение благосостояния населения, достигаемое на базе экономического роста российских регионов.

А о проблемах надо не говорить – их необходимо решать. Только тогда мы сможем эффективно достигать тех целей, которые ставим перед собой.

– Что Вы как депутат Госдумы хотели бы сделать для развития Северо-Западного федерального округа в целом, и для Новгородской области – региона, от которого Вы избраны, – в частности?

– Начну с Новгородской области. Это уникальный регион, одним из преимуществ которого является его географическое и транспортное расположение, близость к границе. Область в числе первых сформировала новое региональное законодательство, начала работу по привлечению инвестиций, создавала новые производства – словом, была открыта для российского и иностранного капитала и демонстрировала значительные успехи в экономическом развитии.

Сейчас в Новгородской области активно устраняют барьеры, сдерживающие рост экономики. Кроме того, сегодня у власти находится команда профессионалов, пришедших с губернатором области С. Г. Митиным, что, безусловно, служит залогом сбалансированного и эффективного развития региона. В области начинают реализовываться новые проекты, решаются вопросы модернизации отдельных отраслей. Экономика Новгородской области многопланова, ее структура диверсифицирована, и только планомерные и четкие действия будут способствовать ее укреплению и дальнейшему росту.

На мой взгляд, главная задача сегодня заключается в создании долгосрочной стратегии сбалансированного социально-экономичес­кого развития региона, и я как первый заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике намерена активно участвовать в этом процессе. Кроме того, необходимо продолжить работу по совершенствованию региональных бюджетных процессов, в том числе по увеличению доходной базы бюджета за счет как внутренних экономических источников, так и привлеченного внешнего финансового ресурса, развития стратегических отраслей экономики, увеличения ее налогового потенциала.

К сожалению, в Новгородской области нет ни нефти, ни газа. Значит, нужно активно внедрять инновационную составляющую экономики, развивать деревоперерабатывающую отрасль, способствовать росту агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, повышать эффективность мер по реализации административной и муниципальной реформ. Значительным ресурсом Новгородской области могут стать новые логистические схемы (транспортные пути, грузовые терминалы, обслуживание транспортных потоков), необходимые для динамичного развития Северо-Запада России. Уверена, что эти действия будут наиболее эффективными для Новгородской земли, которую мы ценим и уважаем как часть нашей великой России.

Говоря же в целом об округе, хочу отметить, что наш Комитет активно работает с Парламентской ассоциацией и Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада России в сфере совершенствования действующего законодательства по вопросам разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ. Считаю, что эта работа весьма эффективна и полезна не только для Новгородской области, но и для других субъектов РФ, находящихся в пределах СЗФО, и уже в скором времени принесет свои плоды.

– Вы участвовали в разработке целого ряда законов Вологодской области. Благодаря Вашему руководству область прошла конкурсный отбор среди 53 субъектов РФ и вошла в состав шести участников проекта МБРР «Реформирование региональных финансов». Какие еще идеи в сфере управления финансами, бюджетной и налоговой политики Вы хотели бы воплотить в жизнь?

– Мы уже говорили о необходимости пополнения доходной базы региональных и местных бюджетов. В этой связи я считаю целесообразным изменить государственную политику в отношении льгот, установленных на федеральном уровне, по региональным и местным налогам. Кроме того, следует внести изменения в систему администрирования налога на доходы физических лиц, налога на имущество организаций, в систему оценки имущества, при исчислении налога на имущество физических лиц и в индексацию земельного налога, начисляемого по кадастровой оценке.

Вместе с тем для укрепления финансовых основ федеративных отношений и местного самоуправления в Бюджетный кодекс РФ и в нормативные документы желательно внести ряд поправок, направленных на совершенствование методик бюджетного выравнивания и повышения их прозрачности. Также целесообразно стимулировать регионы, добившиеся успехов в своем социально-экономическом развитии. Необходимо создать систему государственной поддержки, предполагающую:
  • выделение субъектам РФ финансовой помощи из федерального бюджета на реализацию собственных программ социально-экономического развития с последующей оценкой эффективности государственных вложений;
  • предоставление «федеральных грантов» субъектам – как «донорам», так и «реципиентам» федерального бюджета, – добившимся лучших результатов (например, снизившим уровень дотационности);
  • поддержку инвестиционных проектов для создания зон опережающего экономического роста в экономически слабо развитых субъектах РФ.
Идей и предложений, которые могут перерасти в законопроекты, множество, и мы над ними активно работаем. Главное – осознать, что развитие экономики страны зависит от развития всех российских регионов.



Справка «Бюджета»

Галина Сергеевна ИЗОТОВА, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике


Родилась 3 мая 1960 г. в Череповце Вологодской области.

В 1983 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Н. А. Вознесенского, в 2001 г. – Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД.

С 1977 по 1988 г. работала в Череповецком отделении Госбанка СССР, Череповецком отделении Стройбанка СССР, Металлургическом отделении Промстройбанка СССР.

В 1988–1991 гг. занимала руководящие должности на предприятиях Череповца.

С 1991 г. – главный экономист, заместитель начальника расчетно-кассового центра Центробанка РСФСР (Череповец).

1992–1997 гг. – председатель правления АКБ «Соколбанк».

С 1997 г. – начальник Департамента финансов, первый заместитель губернатора Вологодской области.

С октября 2006 г. – заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

2 декабря 2007 г. избрана депутатом Государственной Думы ФС РФ пятого созыва.

Награждена почетной грамотой Федерального Собрания – Парламента РФ, имеет благодарности Правительства РФ.

Заслуженный экономист РФ. Отличник финансовой работы.



Источник: © Бюджет, 2008, № 6

Поделиться