Финансы — 02 марта 2020

Рост доходов регионов обеспечивает снижение долга. Анализ АКРА

Версия для печати 84520 Материалы по теме
Структура расходов российских регионов в 2019 году
Рост доходов регионов обеспечивает снижение долга. Анализ АКРА

Аналитическое агентство АКРА провело анализ долговой нагрузки субъектов РФ и исполнения бюджетов в 2019 году. 

Согласно исследованию, в 2019 году долг регионов снизился практически до уровня 2014 года. Суммарно за прошлый год снижение долга составило 93,3 миллиарда рублей.

68 регионов сократили объем долга, 12 — увеличили, а в пяти субъектах показатель не изменился. 

С точки зрения структуры долга доля облигаций впервые с 2012 года превысила долю банковских кредитов, поскольку потребность регионов в последних снизилась. Благодаря профицитам бюджетов и накопленным остаткам средств общий объем кредитов в годовом сопоставлении сократился на 9%, тогда как размещения облигационных выпусков остались на уровне 2018 года.

Стоимость кредитов в среднем выросла. В 2019 году ключевая ставка планомерно снижалась, как и процентные ставки по новым кредитным договорам (как правило, они жестко привязаны к ключевой ставке). Тем не менее коммерческие кредиты в 2019-м оказались дороже, чем годом ранее. Об этом свидетельствует поквартальный средневзвешенный спред между процентной и ключевой ставками (в 2019 году он оказался больше, чем в 2018-м).

Рост ННД теперь необязателен для повторной реструктуризации бюджетного долга. Ранее как условие отсрочки погашения бюджетного долга до 2029 года рассматривалось увеличение налоговых и неналоговых доходов (ННД) регионов темпами, превышающими инфляцию. Теперь субъекты смогут отсрочить возврат бюджетных кредитов и, возможно, списать часть долга, если будут направлять средства на создание новой инфраструктуры.

Основная часть муниципального долга приходится на банковские кредиты. В отличие от регионов муниципалитеты редко связаны обязательствами по снижению долговой нагрузки, что в последние годы приводило к росту номинального объема их долга, хотя и незначительному. Однако с 2020 года в оценке долговой устойчивости муниципалитетов и субъектов будут использоваться одни и те же подходы, поэтому крупные муниципалитеты могут выйти на рынок облигаций, чтобы сгладить график погашения долга. 

2акра12 регионов РФ нарастили долг по итогам 2019 года

Совокупный профицит сохраняется, хотя дефицитных регионов стало больше. По итогам прошлого года совокупный профицит бюджета сократился более чем в 30 раз (до 15,5 миллиарда рублей против 491,5 миллиарда рублей в 2018 году), а количество дефицитных регионов возросло (их стало на 17 больше, чем годом ранее). Остатки средств на счетах, по подсчетам АКРА, по итогам 2019 года увеличились несущественно.

Основной прирост поступлений в региональные бюджеты обеспечили субсидии и иные межбюджетные трансферты. Максимальный рост расходов был зафиксирован по разделу бюджета «Национальная экономика», что может быть связано с финансированием национальных проектов.

Третий год подряд совокупный долг регионов снижается, долг удается снизить абсолютному большинству регионов. Количество тех, кто снизил долг, возросло с 66 в 2018 году до 68 в 2019 году, а их совокупное снижение долга составило 151,5 миллиарда рублей.

 В 5 субъектах объем долга не изменился, а в 12 субъектах – наоборот вырос на общую сумму в 58,2 миллиарда рублей. В результате суммарно долг за 2019 год снизился на 4% или 93,3 миллиарда рублей, его величина почти сравнялась в номинальном выражении с долгом на конец 2014 года (2,1 миллиарда рублей). Больше всего в номинальном выражении снизили долги Краснодарский и Красноярский края, которые на протяжении последних лет традиционно характеризовались высоким уровнем задолженности. Краснодарский край погасил 40,7 миллиарда рублей долга, из которых порядка 31 миллиарда – банковские кредиты. Красноярский край погасил 22 миллиарда рублей долга. В пятерке лидеров также находятся: Астраханская область (-8,5 миллиарда рублей), Самарская область (-5,4 миллиарда рублей), Республика Мордовия (-5,1 миллиарда рублей). Наибольший прирост долга наблюдался у Московской области (+39 миллиардов рублей).

Впервые с 2011 года объем обращающихся выпусков региональных облигаций превысил, хотя и незначительно, объем коммерческих кредитов, выданных регионам, и составил 588,5 миллиарда рублей против 575,8 миллиарда рублей кредитов. Рост доли облигаций в совокупном долге регионов произошел в первую очередь за счет снижения доли банковских кредитов.

5акраОбъемы закупок банковских кредитов в 2019 снизились

В 2019 году совокупный объем размещенных региональных и муниципальных облигаций сохранился на уровне 2018 года. Облигации разместили 9 регионов и 2 муниципалитета. Объем новых выпусков в обращении составил 92,5 миллиарда рублей. Крупнейшим заемщиком на рынке облигаций стала Московская область, разместившая 2 выпуска на 25 миллиардов рублей и на 14 миллиардов рублей.

Муниципальный долг

 За последний год увеличение объема долга муниципальных образований составило 8,6 миллиарда рублей или 2,3%. С 2008 года номинальный долг муниципальных образований только растет, однако в последние три года – очень невысокими темпами.

Общий объем долга МО на конец 2019 года составил 380,5 миллиарда рублей. В 51 субъекте РФ в 2019 году МО увеличили объем долга на 20,3 миллиарда рублей, в 27 регионах муниципалитетам – сократили на 11,7 миллиарда рублей, еще в 7 регионах объем долга муниципалитетов не изменился. Для сравнения, в прошлом году долг увеличили муниципалитеты в 47 регионах на 16,3 миллиарда рублей, при этом снижение муниципального долга произошло в 31 регионе на сумму 12,4 миллиарда рублей.

В структуре долга МО преобладают банковские кредиты (68% долга на конец 2019 года). Бюджетные кредиты муниципалитетам субъекты дают не часто, а привлечение облигаций на небольшие суммы нецелесообразно.

При этом, в отличие от банковских кредитов субъектов РФ, средневзвешенная процентная ставка для МО в 2019 году относительно 2018 года практически не изменилась и составила 8,3%. По сравнению с регионами, муниципалитеты занимают у банков дороже, что объясняется, прежде всего, различным кредитным качеством заемщиков. Бюджетные кредиты МО увеличились в 2019 году на 5,6 миллиарда рублей и сформировали 24% долга.

Объем облигаций вырос на 3,2 миллиарда рублей и достиг 21,3 миллиарда рублей. В 2019 году состоялось 3 муниципальных размещения: один - города Новосибирска объемом 5 миллиардов рублей, и два города Томска объемом 1 миллиард рублей, и объемом 250 миллиардов рублей (выпуск облигаций для населения).

7акра Использование регионами профицита в 2019 году

В 2019 году суммарный итог исполнения неконсолидированных бюджетов регионов, как и в 2018 году, был положительный, однако совокупный профицит сократился более чем в 30 раз (15,5 миллиарда рублей против 491,5 миллиарда рублей в 2018 году).

Количество регионов, исполнивших бюджет с дефицитом, увеличилось с 15 в 2018 году до 32, при этом 24 из них в 2018 году исполнили бюджет с профицитом. 7 регионов, исполнивших бюджет в 2018 году с дефицитом, стали в 2019 году профицитными.

 В 2019 году доходы регионов увеличились на 1,1 триллиона рублей или на 10% (годом ранее – на 1,5 миллиарда рублей или на 16%). Наибольший прирост по итогам 2019 года обеспечили безвозмездные поступления из федерального бюджета (+368,3 миллиарда рублей). Рост трансфертов обусловлен увеличением субсидий на 45% и иных межбюджетных трансфертов на 72%. Доля трансфертов из федерального бюджета (2,5 триллиона рублей в 2019 году) возросла до 20,5% совокупных доходов российских регионов (с 19,2% в 2018 году).

В целом, в 2019 году доходы регионов росли медленнее, чем в 2018-м. Замедлился прирост как собственных доходов, в том числе поступлений по налогу на прибыль и по НДФЛ, так и прирост трансфертов.

По оценке АКРА, планируемый регионами (без учета Москвы) рост долга составит примерно 220 миллиардов рублей. Однако, совокупный дефицит 2020 года не будет высоким, а рост абсолютного размера долга, при плавном изменении его структуры в пользу рыночных заимствований, не приведет к резкому росту относительной нагрузки на бюджеты субъектов.

Поделиться