В журнале «Бюджет» № 12 за 2019 год мы рассказывали о разработанной Компанией БФТ информационной платформе «Цифровой регион». Платформа работает на создание эффективной системы государственного управления, основанного на анализе данных. Она призвана стать катализатором интенсивного развития текущей ИТ-инфраструктуры субъекта. «Цифровой регион» обеспечивает бесшовную интеграцию региональных систем финансового блока и позволяет им использовать любые хранимые данные из экосистемы цифровых данных субъекта. Отвечает за эти функции подсистема информационного взаимодействия — интеграционная среда «БФТ.ПИВ», построенная на основе технологий ESB (Enterprise Service BUS).
Важно
Решение «БФТ.ПИВ» позволяет однократно вводить данные в системе-источнике и обеспечивает информационное взаимодействие между системами. Гарантия идентичности содержания документа создает основу для построения юридически значимого документооборота.
Подсистема «БФТ.ПИВ» в том числе обеспечивает информационное взаимодействие между системой исполнения бюджета и системой бюджетного учета и создает основу для построения юридически значимого документооборота (рисунок 1). Если говорить о применяемой до сей поры почти повсеместно схеме взаимодействия между этими системами, то можно отметить ряд недостатков, снижающих эффективность документооборота. Документы из системы исполнения бюджета в бухучет, как правило, передаются на бумажном носителе, в лучшем случае — по электронной почте или на флешках в виде файлов. Повторный ручной ввод данных в системах бухучета приводит к большим потерям времени, трудовым затратам и ошибкам, которые неизбежно возникают в процессе рутинной механической работы. В итоге зачастую не выполняется одно из главных условий работы с документами — их идентичность в разных системах.
Механизм обмена
«БФТ.ПИВ» обеспечивает прохождение двух потоков документов: условно говоря, прямого и обратного. Прямой поток формируют электронные документы, передаваемые из системы «АЦК-Финансы» в систему бухучета (рисунок 2). Выглядит это следующим образом. Сформированные в системе исполнения бюджета документы по мере их готовности выгружаются в интеграционную среду. По запросу системы бухучета «БФТ.ПИВ» автоматически направляет требуемый документ в учреждение. В ответ подсистема получает электронную квитанцию о доставке, подтверждающую факт получения документов. При этом подсистема информационного взаимодействия проверяет транспортную технологическую электронную подпись, сформированную на стороне учреждения, что гарантирует неизменность документа при его передаче.
Практический опыт
Разрабатывая «БФТ.ПИВ», мы преследовали цель снижения нагрузки сотрудников учреждений. С этой задачей мы успешно справились. Сегодня Компания БФТ уже реализовала проекты по внедрению решения в Нижегородской, Ульяновской и Белгородской областях, а также Пермском крае. В частности, в Белгородской области региональный департамент финансов и 20 муниципалитетов получили возможность обмена электронными документами между системами бухгалтерского учета и системой исполнения бюджета.
В настоящее время к подсистеме подключено около 1,1 тысячи пользователей. Сейчас идет активная работа по внедрению «БФТ.ПИВ» в Волгоградской и Ленинградской областях.
Наталья Юрьевна ЗЕЙТЕНИДИ, коммерческий директор Компании БФТ
В настоящее время система «АЦК‑Финансы» способна направить в учреждения 17 видов электронных документов, выгрузку которых можно настроить в разрезе как бюджетов, так и учреждений.
По бизнес-процессу «Доведение плановых показателей»:
- уведомление о бюджетных назначениях;
- уведомление об изменении бюджетных назначений;
- план ФХД.
По бизнес-процессу «Принятие обязательств»:
- заявка на закупку продукции;
- заявка БУ/АУ на закупку продукции;
- договор;
- сведения об обязательствах и договоре БУ/АУ;
- бюджетное обязательство;
- соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии;
- расшифровка к обращению взыскания.
По бизнес-процессу «Исполнение обязательств»:
- заявка на оплату расходов;
- заявка БУ/АУ на выплату средств;
- заявка БУ/АУ на получение наличных денег.
- По бизнес-процессу «Уточнение исполнения»:
- справка по расходам;
- справка-уведомление об уточнении операций БУ/АУ.
По бизнес-процессу «Отражение операций на лицевых счетах»:
- отчет учреждения с типами «Выписка из лицевого счета по бюджету» и «Выписка из лицевого счета БУ/АУ»;
- отчет учреждения с типом «Выписка из лицевого счета по бюджету (50н)».
Обратный поток — это передача документов из систем бухгалтерского учета в систему «АЦК-Финансы». На сегодняшний день в обратном потоке участвует три вида электронных документов: заявка на кассовый расход, заявка на выплату средств и заявка на получение наличных денег.
Одной из особенностей информационного взаимодействия посредством подсистемы «БФТ.ПИВ» является то, что электронные документы могут отправляться как в автоматическом режиме благодаря работе планировщика, так и в случае необходимости вручную. «БФТ.ПИВ» может взаимодействовать с любыми внешними системами бухгалтерского учета. Для организации взаимодействия в системе-партнере необходимо настроить форматы обмена информацией и определить бизнес-логику обработки электронных сообщений.
Эффекты внедрения «БФТ.ПИВ»
Благодаря использованию интеграционной среды участники информационного взаимодействия смогут добиться ряда значимых эффектов:
- сокращения времени доставки электронных документов к учету в учреждениях;
- уменьшения объема двойного ввода данных в системах бухучета;
- минимизации ошибок, возникающих при двойном вводе и ручной обработке документов;
- ускорения учетных процессов;
- обеспечения идентичности данных электронных документов во взаимодействующих системах.