С 1 января 2018 года в России начал действовать новый специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД). В соответствии с Федеральным законом № 422‑ФЗ, регламентирующим проведение с 1 января 2019 по 31 декабря 2028 года эксперимента по введению спецрежима, право перейти на НПД получили самозанятые из четырех российских регионов: Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан. В 2020 году в эксперимент включилось еще 19 субъектов Федерации.
Налог на профессиональный доход — это российское ноу-хау. Аналогов ему в мировой практике никогда не существовало. По своей природе НПД налогом не является. Если использовать термины законодательства о налогах и сборах, то это специальный налоговый режим. А если говорить о сути системы, то новый режим — это налоговая льгота. Если человек зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, то он платит 6, 13 или 15% от своего дохода плюс фиксированный размер страховых взносов. Поэтому, по мнению Минфина России, обязанность платить 4 или 6% от дохода иначе как льготой назвать нельзя. Государство предлагает тем, кто работает сам на себя — фрилансерам, репетиторам, таксистам, арендодателям, мастерам по маникюру, пекарям, сантехникам и другим, — получить статус самозанятых и платить в бюджет 4% дохода, полученного с физлиц и 6% — с организаций и ИП.
К сожалению (полагаем, что это так) российских самозанятых, с января 2019 года этой льготой могли пользоваться только граждане, ведущие профессиональную деятельность на территории четырех регионов России: Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан. Именно этот перечень содержала первоначальная редакция Федерального закона № 422‑ФЗ. Как объяснил в интервью журналу «Бюджет» заместитель министра финансов РФ И. В. Трунин, возможность введения налога на самозанятых была предусмотрена только в регионах-донорах по той причине, что перерегистрация индивидуальных предпринимателей в качестве самозанятых могла привести к некоторому падению поступлений в бюджет. Субъекты, чьи бюджеты имеют солидную доходную часть, легче могут перенести небольшие потери.
Как показали итоги первого этапа эксперимента, режим оказался достаточно востребованным. По оценкам ФНС, на конец 2019 года в качестве самозанятых в России зарегистрировались более 330 тысяч человек. Наибольшую активность проявили таксисты — их 18%, почти 9,9% — это граждане, имеющие доход от сдачи в аренду жилья, 5,7% — репетиторы и 4,8% работают в сфере маркетинга и рекламы. Минфин России рассчитывает, что к 2024 году легальных самозанятых будет 2,4 миллиона.
Сначала в эксперимент включились индивидуальные предприниматели, но затем регистрироваться в налоговой службе начали люди, занятые в сером секторе. Их вывод из тени как раз и является главной задачей эксперимента. И в сентябре 2019 года представители ФНС сообщили, что из зарегистрировавшихся к тому моменту 210 тысяч человек более 87% никогда не были индивидуальными предпринимателями. А более половины никогда не платили налоги. Конечно, говорить о больших бюджетных поступлениях пока не приходится, но новый налоговый режим и задумывался как инструмент снижения, а потом и ликвидации серой занятости, а не способ повышения доходов бюджетной системы.
Плюсы налогового режима
Что должно мотивировать человека, который имеет неофициальный доход, сделать его официальным? Первый и главный стимул — пусть не триумфальный, но безболезненный выход из подполья. А это, в свою очередь, позволит иметь все прелести легального существования. Можно открыто, не боясь проверок и штрафов, размещать рекламу, иметь свой сайт и осуществлять онлайн-запись клиентов, отстаивать свои права в суде, если их нарушили недобросовестные заказчики. Появляется возможность расширить клиентскую базу за счет крупных потребителей, которые привыкли работать официально, и даже госзаказчиков.
Закон № 44‑ФЗ не содержит на этот счет никаких ограничений, как, собственно, и не дает самозанятым никаких прерогатив. Хотя сейчас ведутся разговоры о том, чтобы распространить его положения, касающиеся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, на граждан, участвующих в эксперименте. Пока же особого смысла регистрироваться в качестве самозанятого только ради участия в тендерах нет. Нельзя предлагать госзаказчику чужие товары, нельзя нанимать себе в помощь работников и нельзя очень много зарабатывать.
Федеральный закон № 223‑ФЗ уже подвергся таким изменениям. Льготные условия участия субъектов МСП в закупках распространены на физических лиц, не являющихся ИП и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в течение срока проведения эксперимента.
Минусы налогового режима
У самозанятых нет обязанности уплачивать страховые взносы. Часть налога на профессиональный доход идет в ФОМС, а вот в ФСС и Пенсионный фонд никаких отчислений не производится. Поэтому самозанятые, которые не состоят в официальных трудовых отношениях (а на это они имеют право), не могут претендовать на оплату больничного листа. И главное, им не идет пенсионный стаж. Как следствие, они смогут получать только социальную пенсию по старости. Кроме того, самозанятым нельзя уменьшать полученные доходы на расходы. Вдобавок они часто сталкиваются с блокировкой банковских счетов. Причина заморозки обычно состоит в том, что банкиры рассматривают такие счета как рисковые активы.
В принципе ситуацию с пенсией есть возможность исправить. Взносы на пенсионное страхование можно уплачивать добровольно. В этом случае период, за который уплачены взносы, будет учтен при определении стажа для назначения пенсии. Сумма взносов и порядок их уплаты установлены статьей 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Минимум, который нужно вносить, определяется как произведение МРОТ, установленного на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и страхового тарифа в Пенсионный фонд, увеличенное в 12 раз. В 2019 году, чтобы получить полный год страхового стажа, нужно было заплатить около 30 тысяч рублей. При уплате меньшей суммы засчитываемый страховой стаж будет соразмерно уменьшен.
Что дальше?
В конце прошлого года, еще будучи главой налогового ведомства, М. В. Мишустин заявлял, что технически ФНС готова к расширению эксперимента. Кстати, нынешний руководитель ФНС России Д. В. Егоров на очередном заседании Общественного совета при ФНС сказал, что в перспективе механизм взаимодействия налоговика и налогоплательщика, применяемый в отношениях с самозанятыми, будет поэтапно внедряться в другие системы налогообложения. То есть сама организация работы, когда налоговая общается с клиентом посредством мобильного приложения, востребована и удобна и для той, и для другой стороны. Да и многие губернаторы регионов, в том числе и с дефицитными бюджетами, просили разрешить им ввести НПД. Но вот, к примеру, глава Комитета Госдумы по бюджету и налогам А. М. Макаров считает, что это делать рано. По его словам, эксперимент был введен не для получения дополнительных доходов.
Число нелегалов растет
По данным Минтруда России, в период с 2014 по 2016 год по серым схемам работали 15 миллионов россиян трудоспособного возраста. Начиная с 2017 года из тени вышло более шести миллионов человек. Как правило, к этому их подвигли проверки налоговой службы. В 2018 году, по данным ФНС, официально зарегистрировались чуть более 2,5 тысячи фрилансеров.
Но вот по оценкам экспертов Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС, число нелегальных самозанятых в стране сейчас растет и насчитывает порядка
Существует еще одна проблема, которая, возможно, удерживает федеральную власть от распространения налогового режима для самозанятых на всю страну. Фиксируются случаи злоупотребления, когда компании увольняют своих сотрудников, которые затем начинают оказывать услуги той же фирме как самозанятые. Это прямое нарушение Закона № 422‑ФЗ, который запрещает юридическому лицу пользоваться услугами самозанятого, если с момента увольнения последнего не прошло двух лет. В октябре прошлого года министр финансов РФ А. Г. Силуанов заявил в эфире Первого канала, что Федеральная налоговая служба разрабатывает специальный продукт, который позволит видеть «хитрых предпринимателей», использующих НПД для оптимизации налогообложения. «Налоговая служба все видит, такие предприятия „на счету у налоговой“», — сказал он.
Как бы то ни было, в декабре прошлого года в Закон № 422‑ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми в эксперимент с 1 января 2020 года включилось еще 19 регионов. Это Санкт-Петербург, Ленинградская, Воронежская, Волгоградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, а также Красноярский и Пермский края, Башкортостан, Ханты-Мансийский (Югра), Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. То есть в эксперимент снова вошли регионы-доноры и регионы, на территории которых расположены города-миллионники. Разговоры о том, что специальный налоговый режим будет распространен на все регионы с 1 июля 2020 года, минувшей осенью тоже имели место. Но пока такое решение не принято.