Итак, есть ли место малому и среднему бизнесу в мире закупок? Заместитель министра экономического развития РФ В. А. Живулин считает, что реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» открывает для МСП дополнительные возможности в мире закупок. «Нацпроект предполагает колоссальное количество возможностей для развития МСП на ближайшие несколько лет, однако главная роль отводится системе закупок», — отметил замминистра. По его словам, закупки — это один из инструментов акселерации для малых и средних компаний.
Сегодня одним из основных источников спроса на товары и услуги малых предприятий являются крупнейшие заказчики. Живулин напомнил, что доля их закупок у МСП увеличена до 20%, а общий объем таких закупок в 2019 году превысил 3,5 триллиона рублей. Цифра достаточно внушительная, но по итогам реализации нацпроекта и преобразования закупочной деятельности объем данного рынка должен вырасти до 5 триллионов рублей. «Колоссальная сумма, которая в конечном итоге должна быть получена субъектами МСП, — подчеркнул Живулин. — Такие меры создадут устойчивый рынок сбыта для продукции, которую производят малые и средние предприятия».
В этих целях, по словам Живулина, Минэкономразвития России разворачивает серьезную инфраструктуру поддержки МСП. «Все хорошо знают и помнят опыт организации центров предоставления услуг для граждан „Мои документы“, для поддержки предпринимателей создаем аналогичные центры „Мой бизнес“. В прошлом году уже создано 78 центров и оказано 500 тысяч услуг». Кроме этого центры проводят для предпринимателей тренинги, мастер-классы, организуют встречи с представителями налоговой службы и др.
Разрабатывается онлайн-платформа, которая станет браузером для предпринимателей и, по сути, объединит все существующие для них инструменты и площадки, в том числе торговые. С помощью этой платформы будет обеспечен доступ МСП на все существующие ресурсы.
Самозанятые в деле
Важным проектом Живулин назвал и установление специального налогового режима для самозанятых «Налог на профессиональный доход» (подробно об эксперименте читайте на с.
Чтобы самозанятые могли развивать свой бизнес, было решено распространить на них все меры поддержки, которые сегодня существуют для малых и средних компаний. Так, плательщики налога на профессиональный доход наравне с представителями малого и среднего бизнеса получили доступ к закупкам по 223‑ФЗ.
Кредиты для МСП
Также представитель экономического ведомства сделал акцент на работе по обеспечению доступа МСП к заемным средствам. Он сообщил, что предварительный объем заявок, полученных от банков — участников программы льготного кредитования МСП на 2020 год, составляет 724 миллиарда рублей. «Программа кредитования малого и среднего бизнеса по льготной ставке не выше 8,5 процента была запущена в 2019 году и дважды корректировалась», — напомнил Живулин. По итогам 2019 года объем заявок составил 536 миллиардов рублей, из которых выдано порядка 400 миллиардов. К плановому показателю нацпроекта — 1 триллиону рублей — по ряду причин приблизиться не получилось. В связи с этим Минэкономразвития России к 2020 году скорректировало программу, чтобы она стала более удобной и доступной.
Также спикер указал на то, что предусмотрена возможность рефинансирования ранее выданных субъектам МСП кредитов на инвестиционные цели, чтобы довести их до льготной ставки, не превышающей 8,5%. Появился специальный микрокредит «на развитие предпринимательской деятельности», размер займа — до 10 миллионов рублей, срок — до пяти лет, льготная ставка не превышает 9,95% годовых. В отношении подобных кредитов предусмотрены упрощенные требования к администрированию, в частности нет ограничений по видам деятельности заемщиков.
Корпорация МСП
Для того чтобы помочь малым и средним предприятиям найти свое место в закупках, была создана Корпорация МСП. Как отметил ее генеральный директор А. А. Браверман, перед корпорацией была поставлена важная задача — создать рынок для МСП. В 2015 году заказчики в рамках 223‑ФЗ закупили у МСП продукции на 1 миллиард долларов США, сегодня это цифра выросла до 47 миллиардов долларов. Число номенклатурных позиций товаров, работ, услуг, которые госкомпании и госзаказчики могут закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства, выросло до 362 тысяч позиций. Для сравнения Браверман напомнил, что в 2015 году в списке номенклатур фигурировало всего 8,4 тысячи позиций, сводившихся к простым товарам, работам и услугам.
В прошлом году объем закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства вырос по сравнению с аналогичным показателем 2018 года почти на 20% — до 3,5 триллиона рублей. «В лучшую сторону изменился не только показатель объема закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП, но и другие показатели, например уровень конкуренции в закупках с участием малого предпринимательства. В 2019 году зафиксировано 2,8 заявки на одну закупку. Это почти в два раза больше аналогичного показателя в закупках госкомпаний в целом (1,36 заявки на одну закупку)», — отметил Браверман. По его словам, доля закупок у единственного поставщика при закупках госкомпаний у субъектов МСП составила 18,3% против 32% при закупках госкомпаний в целом. Уровень экономии при закупках у субъектов МСП достиг в прошлом году 8,2%, а при закупках госкомпаний в целом — 3,8%. «На наш взгляд, это говорит о том, что создана дорога с двухсторонним движением, когда, с одной стороны, стало выгодно покупать товары, работы услуги у малых и средних предприятий, а с другой стороны, субъекты МСП увидели, что торги могут быть конкурентными и справедливыми», — подчеркнул спикер.
Корпорация МСП продолжает расширять функционал портала Бизнес-навигатора МСП. В минувшем году им воспользовались более 1,9 миллиона предпринимателей. Кроме сервисного сектора в Бизнес-навигаторе появился и производственный. «В этой части сервис Бизнес-навигатора интегрирован с Государственной информационной системой промышленности (ГИСП). Такая интеграция открывает новые цифровые возможности для повышения эффективности малых и средних производственных компаний. ГИСП обеспечивает доступ субъектов МСП к предоставляемому на льготных условиях государственному и муниципальному имуществу», — рассказал Браверман. Кроме того, компании могут привлекать с помощью действующих сервисов дополнительные инвестиции и участвовать в федеральных и региональных программах поддержки промышленности.
По данным Корпорации МСП, около 2,4 триллиона рублей (67% от общего объема закупок у МСП) госкомпании потратили на закупки продукции производственного назначения. Еще 734 миллиарда рублей пошло на закупки у малого бизнеса товаров широкого потребления, а 446 миллиардов рублей — на закупки инновационной и высокотехнологичной продукции. Таким образом, доля высокотехнологичной продукции в закупках госкомпаний у субъектов МСП осталась фактически на уровне 2018 года —
Тенденция на трансформацию
«Бизнес будет намного активнее участвовать в системе госзаказа, если она станет более современной и максимально простой для предпринимателей», — считает заместитель руководителя ФАС России М. Я. Евраев. По его мнению, в 2019 году было сделано очень многое для трансформации системы закупок. Одним из ключевых изменений стало снижение до 15 дней срока возврата денежных средств по обеспечению контракта для МСП в рамках 44‑ФЗ. Также для субъектов малого и среднего предпринимательства с успешным опытом исполнения контрактов создана возможность не вносить обеспечение по договору. В рамках 223‑ФЗ увеличен годовой объем закупок у субъектов МСП с 18 до 20% совокупного годового стоимостного объема договоров, а срок оплаты заказчика по договору сокращен с 30 до 15 рабочих дней. Также в рамках Закона 44‑ФЗ была внедрена прорывная норма — согласие на участие в закупке в сфере строительства, позволившая отказаться от заполнения предпринимателями многостраничных заявок, которые приводили к многочисленным отклонениям заявок участников по формальным поводам. Торги по таким закупкам теперь проводятся спустя четыре часа после окончания подачи заявок. Также была ограничена цикличность проведения закупки, отменена обязательная внешняя экспертиза, предусмотрена возможность заключить контракт со вторым участником закупки в случае расторжения контракта с первым, стартовало развитие электронных магазинов по закупкам малого объема.
По словам спикера из ФАС, тенденция на трансформацию в 2020 году будет продолжена. «Необходимо распространить „согласие на участие“ и на остальные закупки, для снижения сговоров на торгах начать проводить аукционы через
Заместитель руководителя Федерального казначейства А. Т. Катамадзе также уверена, что малому и среднему бизнесу есть место в мире закупок. Для того чтобы предприниматели активно участвовали в торгах, необходимо дальнейшее совершенствование системы закупок, и в частности ЕИС. Так, по словам Катамадзе, в части совершенствования ЕИС запущено мобильное приложение, а также сервис онлайн-взаимодействия со службой технической поддержки ЕИС через личные кабинеты пользователей. Благодаря последней новации среднее время решения инцидента службой технической поддержки ЕИС сократилось с пяти до четырех дней. Помимо этого, реализован сервис, позволяющий проводить значительную часть регламентных работ в ЕИС без остановки ее функций. В части ГИС «Независимый регистратор» с 2020 года внедрен функционал, позволяющий фиксировать действия и бездействие участников контрактной системы в ЕИС на электронных площадках в соответствии с законами 44‑ФЗ и 223‑ФЗ.
Говоря о планах на 2020 год, Катамадзе выделила развитие электронного магазина, запуск системы фильтрации в ЕИС закупок, проводимых в рамках реализации национальных проектов и закупок отечественной продукции, электронное обжалование в ЕИС и электронный акт приемки товаров, работ, услуг. «Важно отметить, что внедрение механизма электронного актирования для нас является основным элементом развития государственных закупок, — поделилась планами Катамадзе. — Мы видим его важнейшим инструментом финансового контроля. Для общественности и предпринимателей он станет серьезным инструментом защиты своих прав и интересов, для заказчиков — удобным автоматизированным электронным сервисом».