Версия для печати 2201 Материалы по теме
Контрактная система: перемены продолжаются

Значительная часть изменений, принятых под занавес 2019 года, уже вступила в силу. Следующая волна изменений накроет заказчиков и поставщиков летом, когда должны заработать новые процедуры выбора поставщика (обновленный запрос котировок в электронной форме) и новая форма закупки (закупка у единственного поставщика в электронной форме). Анализ этих новелл мы проведем позднее, а в настоящем обзоре рассмотрим ключевые изменения, которые уже работают.

О сервитуте

Сфера применения Закона № 44‑ФЗ сократилась — исключены соглашения о сервитуте

Из сферы применения правил контрактной системы исключены закупки, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута (права ограниченного пользования чужим земельным участком) в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (статьи 23, 39.23–39.26, 39.33–39.50 Земельного кодекса) (пункт 11 части 2 статьи 1 Закона № 44‑ФЗ).

«Черный ящик»

В контрактной системе появился «черный ящик», фиксирующий нарушения — ГИС «Независимый регистратор»

Государственная информационная система «Независимый регистратор» продолжительное время работала в пилотном режиме. Однако с начала 2020 года она является официальным элементом контрактной системы, фиксируя действия/бездействие в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг (ЕИС), а также на электронных площадках. Для фиксации на рабочих местах необходимо установить специальный плагин, который доступен для бесплатного скачивания.

Помимо закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ «Независимый регистратор» фиксирует происходящее на электронных площадках и в рамках конкурентных закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства по правилам Закона № 223‑ФЗ. Предполагается, что система, которая функционирует в автономном режиме, позволит однозначно разрешать конфликтные ситуации, связанные со сбоями (или их имитацией) в ходе закупок в электронной форме.

Больше банков

Расширен перечень банков для открытия спецсчетов. Банковские гарантии разрешено выдавать санируемым банкам

В число банков, в которых могут открываться и обсуживаться спецсчета, необходимые для внесения обеспечения при участии в госзакупках, добавлены ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и АО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства». Новичкам, разумеется, необходимо наладить процесс взаимодействия с электронными площадками. Отметим, что в 2019 году было достаточное количество обжалований закупок из-за сбоев во взаимодействии банк — площадка (когда банк не подтверждал наличие средств на спецсчете при их фактическом присутствии там).

Другим нововведением в сфере обеспечения стало решение о допустимости выдачи банковских гарантий санируемыми банками. Банковские гарантии действительны при условии принятия советом директоров ЦБ РФ решения о гарантировании непрерывности деятельности такого банка.

Общественное обсуждение

Упрощен порядок общественного обсуждения закупки

Значительно упростился порядок общественного обсуждения закупки. Такое обсуждение теперь проводится при торгах от 1 миллиарда рублей, за исключением:

  • закрытых способов выбора поставщика;
  • закупок в рамках государственного оборонного заказа;
  • подрядных аукционов до 2 миллиардов рублей;
  • повторных торгов.

Процесс обсуждения начинается с даты размещения в ЕИС плана-графика и завершается не позднее истечения срока возможной отмены торгов. Обсуждение проходит в электронном виде, то есть замечания и предложения направляются через ЕИС, которая фильтрует замечания/предложения с ненормативной лексикой. Заказчик же обязан в течение двух рабочих дней разместить ответы по существу и вправе внести изменения в план-график и документы закупки или отменить определение поставщика (в этом случае обсуждение заканчивается).

Новые правила определения Н(М)ЦК

Изменены правила определения начальной (максимальной) цены контракта при закупке лекарственных препаратов

Контрактная система устанавливает особые правила при проведении закупок лекарственных препаратов. Они касаются и формирования лотов, и технического задания, а также определения Н(М)ЦК. К сожалению, во многом именно эти особенности привели в 2019 году к заметным перебоям в поставках лекарств в субъектах РФ. Проблема оказалась настолько острой, что была затронута даже в Послании Президента РФ Федеральному собранию.

В части Н(М)ЦК были нередки случаи, когда она оказывалась заметно ниже рыночной, что приводило к отсутствию предложений на торгах. Поэтому Министерство здравоохранения РФ разработало новый порядок расчета Н(М)ЦК. Увы, но высока вероятность того, что корректировка правил сработает не более эффективно, чем пересаживание музыкантов в басне Крылова.

Сам порядок расчета изменений не претерпел. Как и прежде, в качестве Н(М)ЦК устанавливается наименьшая из цен, полученная с помощью:

  • метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • тарифного метода (цены из реестра жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов);
  • расчета средневзвешенной цены (средняя цена по закупкам заказчика за последние 12 месяцев);
  • использования референтной цены (метод автоматически рассчитанных цен на основе данных о закупках, пока не применяется).

При расчете Н(М)ЦК методом сопоставимых рыночных цен обязательны запросы о предоставлении информации поставщикам и использование общедоступной ценовой информации. При таком подходе, как и прежде, высок риск занижения Н(М)ЦК по сравнению с ценой, по которой готовы предложить лекарства участники рынка. Из позитивных изменений можно отметить возможности удаления из расчета части явно неактуальных или искажающих общую картину сведений.

Новые правила заключения контрактов

Изменены правила заключения контрактов (в том числе контрактов жизненного цикла)

Законодатель положил конец череде споров, дав в законе определение контракта и контракта жизненного цикла. Теперь указано, что гражданско-правовой договор, заключаемый в рамках контрактной системы, является контрактом. Контрактом жизненного цикла является контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы); последующее обслуживание при необходимости эксплуатации в течение срока службы, ремонт; утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара.

Тема контрактов жизненного цикла очень важна. Например, приобретая оборудование с высокой стоимостью обслуживания и ценой расходных материалов, заказчик, выбрав поставщика по цене, рискует значительно переплатить за счет более дорогих эксплуатационных расходов. В коммерческой практике для подобных закупок часто используется механизм расчета совокупной стоимости владения (ССВ или TCO). Это с трудом вписывалось в рамки Закона № 44‑ФЗ, в соответствии с которым случаи заключения подобных контрактов жестко ограничивались Правительством РФ. Теперь заказчики получили право заключать контракт жизненного цикла не только в случаях, установленных Правительством РФ, но и когда предметом закупки являются новые машины и оборудование. Для понимания рамок применения этой новеллы можно обратиться к статье 2 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

Продолжается расширение библиотеки типовых контрактов и типовых условий контрактов. Среди последних пополнений:

  • Типовые условия контрактов на поставку лекарственных средств или препаратов для ветеринарного применения;
  • Типовой контракт на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

И очень своевременно из библиотеки исключили не соответствующие изменившемуся законодательству типовые контракты на строительство и проектирование, начало применения которых планировалось на 1 января 2020 года.

Обязательный объем работ

Откорректированы правила определения объемов работ, выполняемых непосредственно подрядчиком

В качестве защиты контрактной системы от участников-«прокладок» в свое время в Закон № 44‑ФЗ было добавлено требование о том, что Правительство РФ вправе установить виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц. Однако крупные подрядчики нередко имеют целый пул дочерних структур, которые специализируются на том или ином направлении работ, которые материнская компания не выполняет. Получалось, что компания должна выполнять работы самостоятельно и не имела возможности привлечь дочернюю структуру. Данный недочет исправлен, и теперь обязательный объем работ может выполнять не только сам подрядчик, но и его дочерние общества.

Нацпроекты

Отложено вступление в силу новых правил закупок для нужд обороны и безопасности

С 1 января текущего года предполагалось ввести новые правила закупок для нужд обороны и безопасности страны (в первую очередь это касалось закрытых закупок в электронной форме). Однако контрактная система оказалась не готова обеспечить такие изменения в установленные сроки, поэтому они передвинуты на полгода и поправки должны вступить в силу с 1 июля 2020 года.

Определены особенности подрядных работ по национальным проектам

Исходя из особой важности успешной реализации национальных проектов, в Законе № 44‑ФЗ для них установлены особые правила заключения и исполнения подрядных контрактов. Среди важнейших особенностей следует отметить:

  • допустимость заключения контракта «под ключ» (проектно-изыскательские + подрядные работы + медицинское оборудование (если предусмотрено в проектной документации));
  • подрядчик определяется путем проведения аукциона в электронной форме или конкурса в электронной форме;
  • изменение контрактов допустимо по соглашению сторон, возможно увеличение цены контракта до 30% — если при исполнении контракта сметная стоимость превышает цену заключенного контракта (допсоглашение по цене заключается на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации).

Новации ЕИС. Новые требования

Для участия в закупке необходима регистрация в ЕИС. Установлены новые дополнительные требования к участнику закупки обслуживания медтехники

С 1 января 2020 года участвовать в закупках по правилам контрактной системы возможно только после регистрации в ЕИС (в 2019 году участвовать в закупках могли и поставщики, аккредитованные на электронных площадках до 1 января 2019 года). После регистрации в автоматическом режиме осуществляется аккредитация участника закупки на электронных площадках. Однако если участник планирует подать заявку на процедуру, для которой установлены дополнительные требования (такие требования устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года № 99), необходимо разместить на площадках сведения и копии документов, подтверждающие соответствия таким требованиям.

Новым дополнительным требованием стало наличие положительного опыта у претендента на техническое обслуживание медицинской техники (для НМЦК свыше 10 миллионов рублей). Требование достаточно стандартное — наличие за последние три года до даты подачи заявки опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного такого контракта (договора), заключенного в соответствии с законами № 44 и № 223, стоимостью не менее 20% от Н(М)ЦК.

А вот третье изменение в части участия в закупках разочарует большинство заказчиков: на год отсрочено установление обязанности операторов электронных площадок информировать заказчиков о привлечении участников закупок (юридических лиц) к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Поэтому до 1 января 2021 года заказчики, уполномоченные органы и закупочные комиссии по-прежнему самостоятельно проверяют участника закупки, изучая Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, размещенный на сайте Генпрокуратуры.

Техническое задание

При подготовке технического задания (описании объекта закупки) возможно указание дополнительных требований к тем, что содержатся в каталоге товаров, работ и услуг

Для минимизации рисков ошибок и манипуляций в описании потребности заказчика (классика «заточки» закупок — это техническое задание, написанное под возможности конкретного поставщика) в контрактной системе действует каталог товаров, работ и услуг (КТРУ). Если закупаемая позиция присутствует в каталоге, заказчик обязан использовать именно те характеристики продукции, которые предусмотрены каталогом. При этом к каталогу есть серьезные вопросы, так как далеко не всегда характеристики, им предусмотренные, достаточны и соответствуют потребности заказчика.

Кроме того, пересмотр правил планирования в контрактной системе потребовал приведения в соответствие с ними подзаконных актов (таким образом, устранена коллизия между нормой закона, изначально допускавшей использование каталога при планировании, и подзаконным актом). Поэтому теперь каталог не используется заказчиками при планировании (только при проведении самой закупки). Также заказчик вправе указывать дополнительную информацию и потребительские свойства, помимо определенных КТРУ, кроме случаев, когда Правительством РФ предусмотрены особенности описания отдельных видов объектов закупок.

Страна происхождения и правила импортозамещения

Стало обязательным указывать в закупочных документах и реестре контрактов страну происхождения, расширились правила импортозамещения за счет запрета закупки иностранных устройств хранения данных

Не вполне понятно, зачем требовать указывать страну происхождения продукции, если для ее закупки не устанавливаются запреты, ограничения или условия допуска (преференции по импортозамещению). Тем не менее с 1 января 2020 года при закупке товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг требуется указание наименования страны происхождения товара. При проведении торгов данные сведения включаются в первую часть заявки, а их отсутствие является основанием для отклонения заявки.

Более того, регулятор не озадачился вопросом определения, что есть товар, поставляемый при выполнении работ/оказании услуг. Нужно ли указывать страну происхождения прокладки при ремонте водопроводного крана, или используемые материалы — не синоним поставленных материалов?

На наш взгляд, нормотворцы имели в виду контракты смешанного типа. Не нужно указывать страну происхождения прокладки, но, например, в контракте на обслуживание оргтехники, предусматривающем в том числе замену картриджей, следует указать страну происхождения картриджа. В любом случае этот вопрос нуждается в законодательном уточнении. А до тех пор может провоцировать разночтения в работе контролирующих и надзорных органов.

Страна происхождения товара, содержащаяся в заявке, должна включаться в проект контракта. Отметим, что поправки в процедуру запроса котировок, вступающие в силу с 1 июля 2020 года, предусматривают указание страны по Общероссийскому классификатору стран мира, согласно которому наша страна может обозначаться как Россия или Российская Федерация, но не РФ. Таких требований для других способов выбора поставщика в настоящее время не предусматривается, однако уже сейчас можно рекомендовать участникам закупки следовать данному правилу.

Избранный кормчими контрактной системы путь поддержки отечественного производителя представляется весьма спорным и даже деструктивным, тем не менее движение по нему продолжится, и вполне ожидаемым стало появление новых преференционных норм. С 26 декабря 2019 года на два года введен запрет на закупку иностранных устройств хранения данных. Запрет касается не только закупки, но и аренды, лизинга подобных устройств.

Подтверждением отечественного происхождения является декларация о нахождении продукции в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, в которой содержится номер реестровой записи, подлежащий включению в контракт. Замена при исполнении контракта на иностранные не допускается. Тут сложно не вспомнить ряд громких скандалов по поводу того, что под видом отечественного поставлялось оборудование, практически полностью состоящее из комплектующих, произведенных за рубежом, и даже чисто иностранное, с переклеенными этикетками.

Отметим, что согласно реестру радиоэлектронной продукции в рамки указанных правил вписываются комплексы систем хранения данных только двух производителей — ООО «НТ» (КСХД «Купол») и ООО «КНС ГРУПП» (СХД «Татлин»), заключивших в 2019 году стратегическое соглашение о партнерстве в области разработки, производства и внедрения систем хранения данных. Поэтому де-факто подобные закупки едва ли можно будет рассматривать как конкурентные.

Кроме того, вступили в силу изменения в правилах финансового контроля.

На пороге новые изменения

Начинаем готовиться к изменениям, вступающим в силу с 1 июля 2020 года

В завершение обзора отметим три ключевых изменения, которые уже внесены в закон о контрактной системе, но вступают в силу с 1 июля 2020 года:

1) закупка у единственного поставщика на электронной площадке по КТРУ до 3 миллионов рублей. Это своего рода развитие идеи электронных магазинов и электронных прилавков;

2) обновленный запрос котировок, проводимый до 3 миллионов рублей (в настоящее время порог — 500 тысяч рублей);

3) введение механизма согласования заключения контракта по итогам несостоявшихся аукциона, конкурса или запроса предложений при Н(М)ЦК выше порога, установленного Правительством РФ.

Текущая редакция этих процедур довольно проблемная и однозначно нуждается в корректировке, что, надеемся, будет сделано в ближайшие месяцы. А на подходе — уже реализуемое в добровольном порядке электронное актирование и еще целый ряд серьезных корректировок Закона № 44‑ФЗ о которых мы поговорим в следующих обзорах. Так что покой участникам контрактной системы лишь снится.

Поделиться